Сочинение – описание по картине Федора Петровича Толстого «Цветы, фрукты, птицы»
(Натюрморт – упр. 323, учебник Т. А. Ладыженской).
План.
-Федор Петрович Толстой – талантливый художник.
1.Прекрасный натюрморт.
2.История создания картины.
3.Замысел художника.
- Композиция картины Ф. П.Толстого «Цветы, фрукты, птица».
1.Какие предметы изобразил мастер?
2.Как расположил их на полотне?
3.Художественные детали.
- Чувства, вызванные картиной?
Федор Петрович Толстой – необыкновенный, талантливый художник. Он увлекался не только живописью, но и энтомологией (наукой, изучающей жизнь насекомых), и был «образованный ботаник». Натюрморт – « мертвая природа» стал главным жанром его картин. В картине «Цветы, фрукты, птица» художник изобразил обыденные предметы, которые есть в каждом доме, но как… В этом, думаю, загадка и тайна! Давайте попробуем ее приоткрыть.
Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало Ф. П.Толстого, и в каждом натюрморте – мир глазами живописца. Он написал много великолепных картин, среди которых можно выделить следующие полотна: «Ветка винограда», «Нарцисс», «Птичка», «Крыжовник», «Бабочки». Художник прославился тем, как он таинственно располагал предметы на своих картинах… В этом как раз проявлялся его характер и душа. Эти и другие картины мастера кисти завораживают нас сюжетами, калейдоскопом красок и художественными деталями.
Мы, школьники, изучаем творчество Федора Петровича Толстого и продолжаем исследовать его картину – натюрморт «Цветы, фрукты, птица». Это полотно мастер создал в 1834 году, сейчас это произведение искусства хранится в Третьяковской галерее.
В основу картины положен воображаемый треугольник, в вершине которого художник разместил цветочные головки, а в нижних углах мы видим яблоки и виноградную кисть. В центре всей этой композиции размещен стеклянный сосуд – стеклянная ваза грушевидной формы. В нее поместили недавно сорванные, красивые, белые, нежно – розовые полевые цветы. Они на длинных стеблях.
Удивительно, как можно так умело соединить в одной композиции прекрасные цветы, сочные фрукты и маленькую необыкновенно чудесную птичку. От этого полотна веет спокойствием и умиротворением.
Вода в вазе прозрачная, так как отчетливо виден каждый стебель цветка и прекрасно просвечен фон картины. На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Они свежие и прозрачные, внутри видны семечки.
На картине слева изображены два спелых яблока. От третьего осталась половинка. На бело - розовой мякоти видна темно – коричневая сердцевина.
Справа от вазы мы видим румяное яблоко. За ним лежит большая кисть спелого винограда. В тени крупные ягоды – темно – синие, а на свету – голубые. Кажется, что они сейчас брызнут сладким соком.
На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою головку к яблоку, что – то высматривает на его блестящей кожице. Может, она увидела муху, которую привлек аромат спелого плода.
На картине справа от букета порхают красивые бабочки. Но особого внимания, на мой взгляд, требуют следующие детали: маленькие водяные капельки, цветочные тычинки и пестики, прожилки на лепестках.
Все эти небольшие, четко прорисованные детали помогают обогатить изображение, передавая его реалистичность.
Прекрасный и красочный натюрморт притягивает наше внимание гармонией и целостностью, а также умело и талантливо подобранной цветовой гаммой. Ф.П. Толстой специально использовал для фона теплые и светлые тона, чтобы сделать картину более выразительной и глубокой. На этом холсте можно выделить следующие цвета и оттенки: золотистый, розовый, белый, зеленый, красный, желтый, синий.
Художнику удалось убедить нас в том, что в картине важно: где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображаемому.
Тут вот и разгадка! Все похоже, и все своеобразно. Неживая природа оживает под кистью мастера живописи.
Кажется, что картина художника наполнена гармонией и теплом. Рассматривая натюрморт, проникаешься солнечным настроением, учишься ценить красоту мира , прелесть и необходимость простых, окружающих тебя вещей. «Спасибо, мастеру, - говорим мы, школьники. - Картина удалась».