Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
План-конспект урока в 7 классе
Понятие о союзе
(по программе В.В. Бабайцевой)
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Халяпина Л.Н.
Первомайский 2010
Урок 1
Тема: Понятие о союзе
Цели урока:
Образовательная: повторение и совершенствование знаний о союзе как части речи;
Развивающая: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, представления о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе.
Воспитательная: формирование коммуникативных качеств личности учащихся.
Задачи урока:
формировать умение определять роль союзов в предложении;
закрепить умение ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении.
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.». В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс»/ под ред.С.Н.Пименовой.
Компьютер, проектор или интерактивная доска, экран.
Памятки «Группы союзов по строению»
Ход урока
Организационный момент.
Постановка цели урока.
Словарно-орфографическая работа.
Учитель.
– Советую вам относиться к словарям и справочной литературе относиться так же, как пишет С. Щипачёв.
Листать словари и глазами
Вливаться в них – радость моя.
Страницы подняв парусами,
Порой дохожу и до Я…
К томам этим чаще и чаще
Спешу, как в надёжности вех,
Чтоб не заплутаться мне в чаще
Вопросов, что ставит наш век.
– Найдите на стенде новые слова для пополнения вашего словаря. А какие из них даны для повторения?
(На стенде «Мой словарь» представлены слова: архитектура, ансамбль, искусный, искусственный, искусство; потому что, оттого что, так как, как будто)
– Прочитайте слова. Загляните в толковый словарь.
– Многозначными словами или омонимами являются слова «ансамбль», «архитектура»? Как вы это определили?
– Выпишите словосочетания, показывающие их многозначность. Свяжите с данными понятиями слова «искусный», «искусственный», «искусство»; составьте самостоятельно словосочетания.
– К какой части речи относится другая группа слов? (Союзы)
С ними нам и предстоит работать следующие уроки.
Изучение новой темы с попутным повторением изученного материала.
Работа с презентацией к уроку 1, выполнение теста (слайды №3-5) на повторение:
1. На какие вопросы отвечает предлог?
а) Где? Куда? Откуда? Как?
б) Когда?
в) Не отвечает на вопросы
2. Какое значение имеет предлог?
а) Пространственное
б) Вместе с окончаниями существительных выражает значения пространственные, временные, причинные, образа действия, целевые, дополнительные.
в) Временное
3. Какие синтаксические функции выполняют предлоги?
а) Только вместе с существительными, местоимениями, числительными входят в состав членов предложения.
б) Являются обстоятельством.
в) Являются дополнением.
4. На какие группы делятся предлоги?
а) Производные и непроизводные.
б) Предлоги не имеют никаких морфологических признаков.
в) Именные и глагольные.
ဠ ! 5. Как изменяются предлоги?
а) По падежам.
б) Не изменяютсяn
в) По ՇищлаҼ и родам.
Чтение § 148 «Теории»
- ᐧто но萲ого узнали о союзе?
- Какое лексиӇԵское пначениҵ имее葂 союз? (Нет лексического значения, а значения их чаще всего проявляются только в предложении.)
- Каковы морфологические признаки союза? (Отсутствуют)
- Для чего служат союзы? (Для связи однородных членов в предложения и для связи простых предложений в составе сложного)
- Каким членом предложения являются союзы? (Они не являются членами предложения)
- Познакомиться с материалами слайдов № 6-7
Заглянем в словарь
Союз – 1)взаимныя узы,связь, скрепа, соединенье,
смык, сцепление…; часть речи, частичка,
связующая слова.
Толковый словарь В.И.Даля
2)заимствовано из старославянского языка. Образовано
с помощью приставки съ- от «юз» (смотри узел,уж,
вязать, узы).
Краткий этимологический
словарь русского языка
Н.Шанский и др.
Из жизни союзов
Союз – это очень древнее название части речи и по происхождению является калькой с греческого языка. (По словам И.Срезневского, «частица речи»).
Количественно это сравнительно небольшая группа. По частоте употребления союз занимает седьмое место (после наречия). Но и среди союзов есть высокочастотные слова, к которым относится И (второе место), А (десятое место) и НО.
Соединяя слова или предложения, союзы указывают на отношения, существующие между ними, поэтому союзы, как и предлоги, относятся к «словечкам отношений».
В.Иванова, З.Потиха, Д.Розенталь
Работа со слайдами презентации (со слайда № 8 по 10)
Союз – служебная часть речи
связывает
1) однородные члены
В..сна пришла и пр..несла т..пло.
2) простые предложения в составе сложного
3) предложения в тексте
Едва наступила эта пора со..нце пригрело и пр..рода нач..ла просыпат.?.ся.
Диктант. Запишите предложения, подумайте, объединяет ли их общая мысль с предложениями слайда?
Когда земля прогреется, природа оживёт. Зазеленеет всё вокруг, и радостно защебечут птицы. Снег тает быстро, потому что солнце сильно припекает.
Не только люди, но и звери, птицы рады весеннему обновлению природы.
- Какой тип речи перед нами? А к какому стилю речи можно отнести данные предложения? Как можно озаглавить текст?
- Поработайте с орфограммами.
- Проверьте себя. (Слайд № 11)
4. Какие группы союзов по строению мы записывали в начале урока: простые или составные? (Слайд № 12)
5. Работа с текстом упражнения 333. Определите роль союзов в тексте и скажите, к какой группе по строению они относятся?
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа с памятками (на партах у каждого), дополните таблицу.
Группы союзов по строению
Простые | Составные |
и, а, но, да, тоже, также, зато, чтобы, что, … | потому что, так как, вследствие того что, то есть, … |
2.Составить сложные предложения, используя союзы, на искусствоведческую тематику (упражнение 334)
Творческое списывание (слайд №13). Добавьте уместный союз в пословицу.
Проверка. (слайд № 14)
V.Рефлексия
VI. Домашнее задание
§ 148 «Теории», упражнение 335 (1группе), сочинение - миниатюра с включением разных по строению групп союзов на тему «О чём мечтал весенний лучик?»
Используемая литература
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: Просвещение, 2006
Крамаренко Н.О. Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебному комплексу В.В. Бабайцевой. – Волгоград: Учитель, 2006
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 7 классе, 2-е полугодие. Тетр.2. – Калининград: Редкая книга,1996.
6