СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Союз как часть речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок по теме "Союз"(для 5 класса).

Просмотр содержимого документа
«Союз как часть речи.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области










План-конспект урока в 7 классе

Понятие о союзе

(по программе В.В. Бабайцевой)



Подготовила

учитель русского языка и литературы

Халяпина Л.Н.

















Первомайский 2010


Урок 1

Тема: Понятие о союзе

Цели урока:

  1. Образовательная: повторение и совершенствование знаний о союзе как части речи;

  2. Развивающая: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, представления о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе.

  3. Воспитательная: формирование коммуникативных качеств личности учащихся.

Задачи урока:

  1. формировать умение определять роль союзов в предложении;

  2. закрепить умение ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении.

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.». В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс»/ под ред.С.Н.Пименовой.

Компьютер, проектор или интерактивная доска, экран.

Памятки «Группы союзов по строению»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Постановка цели урока.

  1. Словарно-орфографическая работа.

Учитель.

– Советую вам относиться к словарям и справочной литературе относиться так же, как пишет С. Щипачёв.

Листать словари и глазами

Вливаться в них – радость моя.

Страницы подняв парусами,

Порой дохожу и до Я…

К томам этим чаще и чаще

Спешу, как в надёжности вех,

Чтоб не заплутаться мне в чаще

Вопросов, что ставит наш век.

– Найдите на стенде новые слова для пополнения вашего словаря. А какие из них даны для повторения?


(На стенде «Мой словарь» представлены слова: архитектура, ансамбль, искусный, искусственный, искусство; потому что, оттого что, так как, как будто)

– Прочитайте слова. Загляните в толковый словарь.

– Многозначными словами или омонимами являются слова «ансамбль», «архитектура»? Как вы это определили?

– Выпишите словосочетания, показывающие их многозначность. Свяжите с данными понятиями слова «искусный», «искусственный», «искусство»; составьте самостоятельно словосочетания.

– К какой части речи относится другая группа слов? (Союзы)

С ними нам и предстоит работать следующие уроки.


  1. Изучение новой темы с попутным повторением изученного материала.

  1. Работа с презентацией к уроку 1, выполнение теста (слайды №3-5) на повторение:

1. На какие вопросы отвечает предлог?

а) Где? Куда? Откуда? Как?

б) Когда?

в) Не отвечает на вопросы

2. Какое значение имеет предлог?

а) Пространственное

б) Вместе с окончаниями существительных выражает значения пространственные, временные, причинные, образа действия, целевые, дополнительные.

в) Временное

3. Какие синтаксические функции выполняют предлоги?

а) Только вместе с существительными, местоимениями, числительными входят в состав членов предложения.

б) Являются обстоятельством.

в) Являются дополнением.

4. На какие группы делятся предлоги?

а) Производные и непроизводные.

б) Предлоги не имеют никаких морфологических признаков.

в) Именные и глагольные.

! 5. Как изменяются предлоги?

а) По падежам.

б) Не изменяютсяn

в) По ՇищлаҼ и родам.


  1. Чтение § 148 «Теории»

- ᐧто но萲ого узнали о союзе?

- Какое лексиӇԵское пначениҵ имее葂 союз? (Нет лексического значения, а значения их чаще всего проявляются только в предложении.)

- Каковы морфологические признаки союза? (Отсутствуют)

- Для чего служат союзы? (Для связи однородных членов в предложения и для связи простых предложений в составе сложного)

- Каким членом предложения являются союзы? (Они не являются членами предложения)

- Познакомиться с материалами слайдов № 6-7

Заглянем в словарь

Союз – 1)взаимныя узы,связь, скрепа, соединенье,

смык, сцепление…; часть речи, частичка,

связующая слова.

Толковый словарь В.И.Даля

2)заимствовано из старославянского языка. Образовано

с помощью приставки съ- от «юз» (смотри узел,уж,

вязать, узы).

Краткий этимологический

словарь русского языка

Н.Шанский и др.

Из жизни союзов

Союз – это очень древнее название части речи и по происхождению является калькой с греческого языка. (По словам И.Срезневского, «частица речи»).

Количественно это сравнительно небольшая группа. По частоте употребления союз занимает седьмое место (после наречия). Но и среди союзов есть высокочастотные слова, к которым относится И (второе место), А (десятое место) и НО.

Соединяя слова или предложения, союзы указывают на отношения, существующие между ними, поэтому союзы, как и предлоги, относятся к «словечкам отношений».

В.Иванова, З.Потиха, Д.Розенталь


  1. Работа со слайдами презентации (со слайда № 8 по 10)

Союз – служебная часть речи

связывает

1) однородные члены

В..сна пришла и пр..несла т..пло.

2) простые предложения в составе сложного

3) предложения в тексте

Едва наступила эта пора со..нце пригрело и пр..рода нач..ла просыпат.?.ся.


  1. Диктант. Запишите предложения, подумайте, объединяет ли их общая мысль с предложениями слайда?

Когда земля прогреется, природа оживёт. Зазеленеет всё вокруг, и радостно защебечут птицы. Снег тает быстро, потому что солнце сильно припекает.

Не только люди, но и звери, птицы рады весеннему обновлению природы.


- Какой тип речи перед нами? А к какому стилю речи можно отнести данные предложения? Как можно озаглавить текст?

- Поработайте с орфограммами.

- Проверьте себя. (Слайд № 11)

4. Какие группы союзов по строению мы записывали в начале урока: простые или составные? (Слайд № 12)


5. Работа с текстом упражнения 333. Определите роль союзов в тексте и скажите, к какой группе по строению они относятся?


IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа с памятками (на партах у каждого), дополните таблицу.



Группы союзов по строению

Простые

Составные

и, а, но, да, тоже, также, зато, чтобы, что, …




потому что, так как, вследствие того что, то есть, …


2.Составить сложные предложения, используя союзы, на искусствоведческую тематику (упражнение 334)


  1. Творческое списывание (слайд №13). Добавьте уместный союз в пословицу.

  2. Проверка. (слайд № 14)


V.Рефлексия

  • Что нового узнали о союзе?

  • Какие были затруднения при выполнении заданий?


VI. Домашнее задание

  1. § 148 «Теории», упражнение 335 (1группе), сочинение - миниатюра с включением разных по строению групп союзов на тему «О чём мечтал весенний лучик?»








Используемая литература


  • Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: Просвещение, 2006

  • Крамаренко Н.О. Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебному комплексу В.В. Бабайцевой. – Волгоград: Учитель, 2006

  • Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 7 классе, 2-е полугодие. Тетр.2. – Калининград: Редкая книга,1996.


6