СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  урока содержит поисково-исследовательские условия для выявления закономерностей между сторонами и углами треугольника.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Соотношения между сторонами и углами треугольника.»

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Гориславец Светлана Владимировна, учитель математики

Наименование образовательной организации: МОБУлицей №7 г. Таганрог

Предмет: Геометрия

Класс: 7

УМК: Геометрия: Учеб. для 7-9 кл. сред. шк./Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.

Тема урока: Соотношения между сторонами и углами треугольника

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели урока: создание поисково-исследовательских условий для выявления закономерностей между сторонами и углами треугольника.

Задачи:

в предметном направлении (образовательные):

  • Изучить теоремы о соотношении между сторонами и углами треугольника и их применение при решении задач.

  • Совершенствовать навыки решения задач на применение теоремы о сумме углов треугольника и свойстве внешнего угла треугольника.

  • Уметь приобретать новые знания, используя различные подходы.

в метапредметном направлении (развивающие):

  • Способствовать развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения.

  • Развивать математическую речь учащихся в процессе выполнения устной работы по воспроизведению теоретического материала.

  • Развивать у школьников самостоятельность мышления в ходе проведения дифференцированной индивидуальной работы.

в личностном направлении (воспитательные):

  • В ходе проведения работы в парах, в группах на уроке воспитывать в учащихся умение слушать своего товарища, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.

  • Способствовать повышению активности учащихся на уроке, повышению грамотности устной и письменной речи.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Обеспечение:

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9». Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев Л.С. и др. – М.: Просвещение, 2003

  2. Интернет – ресурсы:

  3. мультимедийная презентация

Оборудование:

    1. Мультимедийный проектор, экран

    2. Карточки с заданиями

    3. Анкета «Рефлексия»





План урока

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Актуализация знаний (7 мин)

Выполнение заданий на повторение:

      1. Вспоминаем теорию.

      2. Применяем теорию на практике.

  1. Изучение нового материала (15 мин)

  1. Исследование.

  2. Теорема, доказательство.

  1. Закрепление изученного материала (6 мин)

Решение задач.

  1. Тест (7 мин)

Взаимопроверка.

  1. Постановка домашнего задания (2 мин)

  2. Подведение итога урока (3 мин)

  3. Рефлексия (3 мин)

Анкета «Рефлексия»





Технологическая карта урока

Этап

урока.

Задачи этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

Время.

Формируемые УУД

1.Организационный момент (2 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Ребята, сегодня урок хочу начать словами математика Алексея Маркушевича: «Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым, областям труда и открытий».

Девиз нашего урока: «Думаем, мыслим, работаем и помогаем друг другу».

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку, включаются в деловой ритм урока.

2

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности, подготовка к принятию учебных задач.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.

2. Актуализация знаний (7 мин)

Актуализация опорных знаний и способов действий.

«Чистая доска» (определения на центральной доске).

Выбираем термин и даем ему определение.

Треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный, остроугольный, равносторонний, равнобедренный, свойства равнобедренного треугольника, внешний угол треугольника, свойства внешнего угла.

--- Каким же общим свойством обладают углы любого треугольника?

( Сумма углов любого треугольника равна 1800.)

--- Применим ваши знания на практике, решим задачи.

(задачи на развороте, отвечают с места)



(ответы магнитом на рис., на обороте буквы).

Расположить ответы в порядке возрастания, получим слово Герон. А вы знаете, чем известен Герон?

Ещё в древности стали вводить некоторые знаки для обозначения геометрических фигур.



Фронтальная: отвечают на вопросы, формулируют известные определения, свойства и теоремы о треугольниках и углах.

7

Познавательные:

умение определять понятия, структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом речевых ситуаций.

Регулятивные: контроль и самооценка результатов учебно-познавательной деятельности, прогнозирование предстоящих учебных задач урока.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Изучение нового материала.

Постановка цели урока. (15 мин)

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Беседа о путях установления соотношения между сторонами и углами треугольника на основе измерений и вычислений с последующим обобщением и доказательством. Обсуждение результатов работы в группах, формулировка вывода.

Вы довольно много знаете о треугольниках. Молодцы!

===Сформулировать тему урока вам поможет следующее задание: решите анаграмму (в словах изменен порядок букв)

  • олгу (угол)

  • тосроан (сторона)

  • кельногутри (треугольник)

  • сотоешонине (соотношение)

=== Пользуясь словами-помощниками, кто может сформулировать тему урока?

Тема урока … «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

=== Давайте определим цели урока:

1) выяснить, как соотносятся стороны и углы в треугольнике

2) сформулировать теорему о соотношении между сторонами и углами треугольника

3) применить новые знания при решении задач.

=== В тетрадях записали число и тему урока.

=== Но, для того, чтобы достичь цели урока, я предлагаю вам превратиться в исследователей. Объектом нашего исследования будут ??? треугольники. У вас на партах лежат листочки с треугольниками. Работаем в группах по 4 человека (2 уч.- измеряют стороны, 2 уч.-измеряют углы). (Приложение 1)

Давайте познакомимся с планом исследования:

  • Измерить длины сторон треугольника;

  • Определить наибольшую сторону;

  • Измерить углы треугольника;

  • Определить наибольший угол;

  • Выявить закономерность расположения сторон и углов в каждом отдельном треугольнике.

  • Сделать вывод.

Цель: 

1) выяснить, как соотносятся стороны и углы в треугольнике.

2) сформулировать теорему о соотношении между сторонами и углами треугольника.

На исследование у вас 5 минут. (На доске изображены эти треугольники. Под треугольниками поместить надписи: большие стороны, большие углы)

Группа говорит ответ, учитель записывает данные на доске.

- Как расположен выбранный вами угол по отношению к выбранной стороне?

- Кто попробует сформулировать теорему?

- А обратно эта теорема действует?

=== Откройте учебники на стр. 72 и проверьте свои предположения.


Физкультминутка: Поднимите руки наверх, руками покажите прямой угол, тупой угол, развёрнутый угол, острый угол. И БЫСТРЕЕ – 3-5 раз.


=== Прочитайте и перепишите теорему себе в тетрадь, ознакомьтесь с доказательством, предложенным в учебнике, выделив основные этапы доказательства.

Заготовка треугольника на доске

=== Записываем в тетрадь: Док-во.

=== Какие дополнительные построения надо внести, чтобы доказать теорему?

(Док-во теоремы на доске, рис…)












Учащиеся определяют тему и цели урока.








Записывают в тетрадь дату и тему урока.


Работа в группах по 4 чел.



Учащиеся работают по плану исследования (измеряют стороны и углы треугольников, делают вывод).




























Смысловое чтение, работа с текстом, доказательство теоремы, которую сформулировали в процессе исследовательской работы.

15

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение осуществлять поисковую деятельность.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание. Умение осознанно выбирать способы решения учебных и познавательных задач, определять последовательность и способы действий в рамках структуры поисковой деятельности; самодиагностика и коррекция собственных действий.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, выражать свои мысли, сотрудничество с учителем.

4. Закрепление изученного материала. (6 мин)

Систематизация новых знаний.

Применим новые теоремы к решению задач (уч-ся решают у доски).

№1. Сравните углы ∆АВС, если:

а) АВ ВС АС;

б) АВ = АС

№2. Какой угол в ∆МРК наибольший, если:

а) МР=5см, РК=6см, МК=7см;

б) МР=10см, РК=МК=6см..

№3. Сравните стороны ∆АВС, если:

а) А В С;

б) А В = С.

№4. Какая сторона в ∆MNS наибольшая, если:

а) M =350, N=670, S= 780;

б) M=200, N=650.


Решают задачи, требующие применения полученных знаний.

6

Познавательные:

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, дедуктивное умозаключение.

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Регулятивные: соотнесение

выявленной учебной

информации с

собственными

знаниями и умениями.

Личностные:

самоопределение.

5. Тест. (7 мин)

Проверка умения

применять знания и

интеллектуальные умения при

решении

геометрических

задач.

Проверим усвоение новой темы, решив тестовую работу. (Приложение 2)

=== Подписали листики.

=== Заполнить поле для ответов.

Учитель показывает правило заполнения бланков

Ответы выводятся на экран

Взаимопроверка.

Учащиеся выполняют задания, заполняя бланк ответов, затем меняются друг с другом, проверяют и ставят оценку.


7

Познавательные:

умение самостоятельно применять новые знания к решению задач, делать выводы.

Коммуникативные:

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Регулятивные: постановка учебной

цели в процессе

решения задачи,

выбор уровня

достижения цели ;

самодиагностика и

коррекция

собственных

действий.

Личностные:

самоопределение.

6. Постановка домашнего задания. (2 мин)

Обеспечить

понимания детьми

содержания и

способов

выполнения

домашнего задания.

Учитель дает комментарии к домашнему заданию:

  1. п.32, вопр. 1-6, стр 88; (выучить теорему с доказательством, доказать обратную теорему)

  2. Решить задачи: № 236, №237.


Учащиеся записывают в дневники задание.

2


7. Подведение итога урока. (3 мин)

Зафиксировать новое содержание урока, оценить результаты учебной деятельности.

=== А теперь пришло время подвести итог урока.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились?

Достигли ли мы поставленной с вами цели в начале нашего урока?

Можно ли сказать, что вы на уроке размышляя – учились?

Сегодня на уроке вы выступали в роли исследователей. Что понравилось? Какие полезные выводы сделаем для себя на будущее?

Учащиеся подводят итоги своей работы:

оценивают степень разрешения проблемы, выполнения познавательной задачи и осознают способы достижения полученных результатов.

3

Познавательные:

Умения строить логическое рассуждение и делать выводы, обобщать и систематизировать полученную информацию, осознание сущности методов ее получения.

Коммуникативные:

Умение осознанно использовать речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные:

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки.

Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха).

8. Рефлексия.( 3 мин)


Дайте оценку себе и уроку в целом, заполнив лист рефлексии (прием рефлексии «Выбор»). (Приложение 3)


Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.


Спасибо за внимание! Урок окончен.


Учащиеся дают оценку себе и уроку в целом, заполнив лист рефлексии.

На уроке я работал...

Своей работой на уроке я…

Урок показался мне..

За урок я …

Мое настроение…

Материал урока для меня был…

За урок я себе ставлю…

3

Приложение 1. Исследовательская работа.

MN

MO

NO

AB

AC

BC

DE

DF

EF










M

N

O

A

B

C

D

E

F










Большая сторона




Больший угол





Приложение 2. Тестовая работа.

Вариант первый.

  1. Сравните углы ∆АВС, если:

    АВ АС ВС.


    а) А В С;

    б) С В А;

    в) В А С;

  2. Какой угол в ∆МРК наибольший, если:

    а) МР=8см, РК=6см, МК=9см.


    а) M;

    б) Р;

    в) К.

  3. Сравните стороны ∆АВС, если:

    В С А.


    а) АС АВ ВС;

    б) АС ВС АВ;

    в) АВ АС ВС;

  4. Какая сторона в ∆MNS наименьшая, если:

    а) N=670, S= 780.


    а) MN;

    б) МS;

    в) NS.

  5. Найти неизвестные углы треугольника.

а) 1=53° 2=63° 3=54°

б) 1=53° 2=63° 3=64°

в) 1=63° 2=53° 3=64°



Тестовая работа.

Вариант второй.

  1. Сравните углы ∆MNC, если:

    MN NC MС.


    а) M N С;

    б) С M N;

    в) M C N.

  2. Какой угол в ∆АВС наименьший, если:

    а) АВ=7см, ВС=4см, АС=9см.


    а) С;

    б) А;

    в) В.

  3. Сравните стороны ∆АВС, если:

    С В А.


    а) АВ АС ВС;

    б) АС ВС АВ;

    в) АВ ВС АС;

  4. Какая сторона в ∆MРК набольшая, если:

    а) М=480, К= 520.


    а) MР;

    б) РК;

    в) МК .

  5. Найти неизвестные углы треугольника.

а) 1=58° 2=48° 3=65°

б) 1=48° 2=57° 3=75°

в) 1=57° 2=48° 3=75°


Взаимопроверка (обменялись с соседом и проверили):

№ задания

1

2

3

4

5

ответ

б

б

а

в

б

«5» - 5;

«4» - 4;

«3» - 3.













Приложение 3. Рефлексия.