СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Социализация дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОО».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Социализация дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОО».»







Консультация


«Социализация

дошкольников с нарушением зрения

в условиях ДОО».























«Человечество победит раньше или позже слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом».

Л.С. Выготский



Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе. Это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

В педагогике под социализацией понимается общественно-организованный педагогический процесс целенаправленной подготовки растущего человека к выполнению социальных ролей и функций, в результате чего происходит его полноправное включение в жизнь общества.

Амблиопия, гетеротропия (косоглазие), миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм, нистагм и другие, более тяжёлые нарушения зрения уже в дошкольном возрасте приводят к серьёзным затруднениям не только в обучении, в общении, но и в целостном процессе социализации. Снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку ребёнка-дошкольника в бытовой и социальной сферах жизни, познание окружающего мира, овладение необходимыми навыками не может полноценно формироваться в условиях нарушенного зрения. Что обуславливает значительное расширение содержания воспитательно-образовательной работы в тифлопедагогике по сравнению с детьми, имеющими норму зрения.

В тифлопедагогике социализация рассматривается с разных точек зрения: реабилитации, социальной адаптации, успешной интеграции, развития активности и стремления к самореализации у лиц с нарушениями зрения. Например, Фомичева Лидия Валентиновна, доцент кафедры тифлопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук, даёт следующее определение социализации, «она представляет собой механизм формирования и функционирования личности. В семье ребенок усваивает первые социальные роли, нормы и ценности, происходит первичное формирование образа «Я». Общественное дошкольное воспитание как институт социализации ребенка предоставляет ему возможность более широкого освоения всех трех сфер формирования и функционирования личности: сферы деятельности, сферы общения, сферы самосознания».

Подколзина Елена Николаевна, старший научный сотрудник ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», кандидат педагогических наук говорит о том, что «социализация дошкольников с нарушением зрения должна быть направлена на формирование у них знаний, умений и навыков, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе. Для детей с глубокой зрительной патологией, и особенно слепых, социализация является средством их абилитации, успешной интеграции в мир зрячих людей».

В связи с этим, дошкольная образовательная организация как социокультурная среда создает оптимальные условия для приспособления ребенка к обществу, включения ребенка с нарушением зрения в социальные нормы и нахождения самореализации в социальном пространстве сверстников и взрослых.

Специальным образом организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа (в теснейшей взаимосвязи с лечебно-восстановительной) должна помочь дошкольникам максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой).

Условиями успешной социализации являются коммуникативные и адаптационные способности личности. В связи с этим процесс социализации дошкольников с нарушением зрения осуществляется в следующих направлениях:

  • адаптация ребенка к предметному миру: развитие познавательной

активности на основе полисенсорного восприятия предметного мира, расширение бытового и социального опыта дошкольников.

Для достижения мобильности, самостоятельности, уверенности у детей, педагоги ДОО формируют умение активно исследовать и осваивать окружающий мир, развивают любознательность и сообразительность, эрудицию.

  • адаптация ребенка к социальной среде: развитие общения,

формирование взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Воспитание в детях доброжелательности, в играх и ежедневных ситуациях общения уметь договариваться, уступать, сопереживать, помогать, разрешать споры без конфликтов, радоваться успехам других и быть уверенными в собственных силах.

  • адаптация ребенка к собственному «Я»: формирование

умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

Педагоги помогают детям оценивать собственное положение в семье, в группе сверстников; помогают понять свою индивидуальность; вместе находят и открывают все новые способности и возможности.

Данные основные направления социализации формируются в процессе различных видов детской деятельности – поэтапно, с постепенным усложнением и увеличением объема познавательного материала.


В нашей дошкольной образовательной организации создана многофункциональная предметно-развивающая среда, обеспечивающая приобщение дошкольников с нарушением зрения к эталонам культуры (общечеловеческим, традиционным, региональным), которая соответствует потребностям деятельного ребенка, и создаёт условия для развития игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей, согласно принципам ФГОС. В коррекционной работе с дошкольниками воспитатели и специалисты используют современные развивающие и обучающие информационно-коммуникационные и игровые технологии в соответствии с возрастом, с тематическим планированием.


Процесс социальной адаптации ребенка с нарушением зрения начинается со знакомства с ближайшим предметным окружением. С момента поступления малыша в детский сад его обучают способам сенсорного обследования предметов. Чем активнее ребенок использует сохранные анализаторы, тем лучше развиваются его мыслительные процессы, тем быстрее и комфортнее он осваивается в окружающем пространстве, социуме.

Детям предлагают игры и упражнения на развитие восприятия, с опорой на сохранные анализаторы, развитие мелкой моторики, ориентировку в пространстве, знакомство с предметным окружением. Для этого используются разнообразные дидактические пособия, конструкторы, красочные атрибуты из разных материалов.

Формирование чувственного, сенсорного опыта дошкольников, развитие наглядно-действенного мышления является основным направлением коррекционной работы в младшей и средней группах; а в старшем дошкольном возрасте приоритетное место в интеллектуальной подготовке детей с нарушением зрения занимает развитие более сложных мыслительных операций.

В данной деятельности у дошкольников формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость.

Поисковые задачи формируют базовые умения, так необходимые будущим школьникам: умение анализировать, планировать свои действия, рассуждать, делать выводы, проявляя при этом творческие способности.


Специальные коррекционные занятия учителя-дефектолога по социально-бытовой ориентировке играют важную роль в формировании у дошкольников навыков социально-адаптивного поведения (т.е. такого поведения, которое позволит ребёнку быть активным и самостоятельным в различных жизненных ситуациях). Данный вид деятельности заключает в себе наибольшие возможности для коррекции имеющихся у детей с нарушением зрения вторичных отклонений в развитии. Обусловлено это тем, что на занятиях этого вида дефектолог активизирует все знания, умения и навыки, сформированные у каждого ребенка на специальных коррекционных занятиях по развитию сенсорики (зрительного восприятия, осязания, мелкой моторики и т. д.) и по ориентировке в пространстве.

Ребенку предоставляется максимум самостоятельности в их использовании в различных видах деятельности и ситуациях. Учителя-дефектологи формируют у детей алгоритм необходимых действий, способы получения информации об окружающем как с помощью нарушенного зрения, так и с опорой на сохранные анализаторы; демонстрируют им приемы общения, взаимодействия с окружающими, соблюдения норм общепринятого поведения и т.д. Воспитатели закрепляют, совершенствует приобретаемые детьми на специальных коррекционных занятиях знания, умения и навыки, учат применять их во всех видах самостоятельной деятельности.


Важным направлением социализации дошкольников с нарушением зрения является общение, освоение социальной среды. Воспитатели и специалисты являются не только организаторами и направляющими, но, прежде всего, активными участниками всех видов детской деятельности, побуждают их к эмоциональному и речевому общению, формируют у них навыки неречевого общения (т.е., умения использовать жесты, мимику, пантомимику), широко используя игровые приемы. Вовлечение детей в театральную деятельность способствует их внутреннему раскрепощению, снятию чрезмерного возбуждения, тревожности, зажатости.


Адаптация ребенка к собственному «Я».

Целью социально-психологической адаптации дошкольников с нарушением зрения является достижение такого психологического состояния, когда ребенок воспринимает свой зрительный недостаток как одно из своих качеств, т.е. определенную индивидуальную характеристику, отличающую его от других, но не более того. Здесь, важнейшим является правильное отношение к ребёнку в семье, так как воспитание и обучение ребенка с нарушением зрения в семье требует от родителей знаний об особенностях развития данной категории детей с ОВЗ.

Сложный процесс социализации осуществляется лишь общими усилиями всех субъектов педагогического процесса. Семья всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Именно поэтому уделяется большое внимание работе с родителями воспитанников. Проводятся консультации, анкетирование, Дни открытых дверей, заседания в рамках родительского клуба, тематические утренники и развлечения, конкурсы.

Дети активно участвуют не только в городских и региональных, но и во всероссийских детских конкурсах, становятся лауреатами и дипломантами. Очень важно, чтобы окружающие взрослые помогали детям пробовать себя в творчестве, и побуждали их к этому как можно раньше, лишь только у ребенка появятся первые, элементарные умения и навыки, так как это помогает детям обрести уверенность в себе.


Благодаря созданию условий для социализации в ДОО, у дошкольников с нарушением зрения происходит освоение и накопление социального опыта, который помогает ребёнку взаимодействовать в обществе и адекватно реагировать на окружающее пространство, и способствует максимальному раскрытию потенциальных возможностей для его дальнейшего развития.