СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная активность и гражданская позиция

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социальная активность и гражданская позиция»

Становление гражданской позиции и социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу. Каким гражданином станет сегодняшний школьник, воспитанник?Роль воспитательной работы педагогов в этом процессе невозможно недооценить. «Трудно воспитывать человека в наше время, особенно подростков. Трудно потому, что кроме школы они добывают много знаний из других источников, всё это нужно осмыслить, переварить» - эти слова В.А. Сухомлинского актуальны и сейчас.

Формирование гражданской позиции связано с ёмкостью самого этого понятия. А.В. Петровский определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

В педагогической науке понятие социальной активности личности претерпело за последние годы изменения. Н.В. Савин определил социальную активность как общественно-политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.

И.Ф. Харламов определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени.

Каково содержание стержневых социальных качеств личности? Важнейшее из них — жизненная позиция (гражданственность) проявляется в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире.

Жизненная позиция — это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека. Жизненная позиция может быть активной и пассивной. Активная позиция предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить. При пассивной позиции человек воспринимает готовые взгляды, ценности, образцы поведения, не пытаясь их анализировать, выбирает «линию наименьшего сопротивления», следования по привычным накатанным дорогам жизни. Она связана с отказом от инициативы и каких-либо усилий, направленных на изменение окружающей среды.

Не всякая активность человека равнозначна его активной позиции. Социальная активность личности предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь лучше. Пассивная жизненная позиция необязательно означает бездеятельность. Ее может занимать и добросовестный ученик, получающий только отличные оценки. Суть такой позиции — в боязни нового, ориентации на стереотипы мышления, в отказе от собственной инициативы. Пассивная позиция может даже сопровождаться положительным отношением к прогрессивным нововведениям, но тогда, когда они санкционируются сверху и не надо за них бороться, идти на риск, нести ответственность. Компонентами активной гражданской позиции являются социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития.

Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимание воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.

В современной школе на классного руководителя возлагается большая ответственность. С одной стороны, классный руководитель ставит те же воспитательные цели, что и все педагоги – воспитание личности способной самостоятельно построить успешную жизнь. С другой стороны, дети и родители хотят видеть в классном руководителе и воспитателя, и друга, и координатора, осуществляющего связь между всеми участниками воспитательного процесса, и наставника, и советчика, а, зачастую, и психолога.

Многогранная работа классного руководителя тогда приобретает единство и целенаправленность, когда в ней четко прослеживается ведущая линия -воспитание у школьников активной гражданской позиции.

Если коротко сформулировать, что такое активная гражданская позиция, то можно выразить это следующим девизом: «Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависит от действий каждого из нас». По словам профессора Н.Е. Щурковой «Ориентированный на конечную воспитательную цель, классный руководитель должен быть озабочен и настоящим моментом жизни ребёнка». Поэтому в содержании работы классного руководителя должно стать совместное проживание вместе с детьми ценностных отношений в процессе познания, игры, общения, труда, спортивных занятий и развлечений.

Для того чтобы воспитательная работа была эффективной, важно не только давать детям материал для размышления и переживания, необходимо ещё и получать отклик на мероприятие, личностное отношение происходящему. Таким образом, воспитательный материал дважды проходит через ум, сердце и душу ребёнка и оставляет прочный след в сознании будущего гражданина, прививать и закреплять важные нравственные качества.

Воспитательная работа, ориентированная на гражданское воспитание подростков и молодежи, дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечения к общественно-полезной деятельности, формирования правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.