Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Комгарон»
МО-Пригородный район РСО-Алания
Средства и приемы формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка
Введение.
Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими русским языком. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом». Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевого подхода к системно-деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.
В данной подборке дидактических материалов предлагаются эффективные средства, способствующие формированию УУД у пятиклассников и шестиклассников, а также примеры конкретных заданий и упражнений по определенным темам программы 5, 6 класса, составленной на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку.
Ценность данной подборки дидактических материалов состоит в возможности ее использования учителями-словесниками при разработке отдельных уроков русского языка, а также для создания системы работы и методики преподавания. Кроме того, внедрение в педагогическую практику описанных средств позволит осуществить метапредметный подход к образованию школьников
Дидактические материалы по теме «Средства и приемы формирования УУД учащихся 5-6 классов на уроках русского языка»
Создание проблемных ситуаций – одно из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию УУД.
Например, в 5 классе при изучении темы «Правописание согласных в корне слова » знакомство с новым понятием «омофоны» начинаем с проблемной ситуации:
Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налетом покрывала опавшие листья, землю и крыши домов. А по временам из мрачных свинцовых туч, окутывавших небо, падала изморось.
Почему по-разному пишутся слова, звучащие одинаково? Или это ошибка?
Пятиклассники высказывают свои предположения, затем им предлагается самим по ключевым словам и этимологической справке вывести определение омофонов:

После проведенной работы можно сравнить выведенные самостоятельно определения с определением в учебнике.
Прием составления плана.
Работа с теоретическим материалом учебника может вестись по следующему плану:
По названию параграфа попробуйте догадаться о содержании текста, помещенного ниже.
Вспомните, что вы знаете по этой теме.
Бегло просмотрите текст и определите, какая информация является для вас новой (на данном этапе уместно использовать прием «ИНСЕРТ», маркировку текста значками по мере его чтения. Во время чтения рекомендовать детям делать на полях пометы: «Ú»-уже знал, «+»- новое, «-»- думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы.)
Вдумчиво прочитайте текст, разделите его на части, составьте план.
Обсуждение, беседа по содержанию текста, по результатам помет на полях.
Пересказ текста по составленному плану.
Другой вариант работы с планом, который составляется на основе схемы.
Например, при повторении в 6 классе темы «Звуки речи» предлагаем задание:
На основе данной схемы составьте сложный план и подготовьте устное высказывание, подберите примеры на каждый пункт плана.

Еще один возможный вариант работы с планом в 6 классе по теме: «Имя существительное в предложении и словосочетании». Шестиклассникам предлагается восстановить план с пропусками, используя материалы параграфа, подобрать примеры, иллюстрирующие данный план, а затем на основе плана подготовить выступление на тему «Синтаксическая роль существительного».
Синтаксическая роль существительных
I. Существительные в предложениях.
1. Существительное в именительном падеже:
А) подлежащее
Б) …
В) обращение
2. Существительное в косвенном падеже:
А) дополнение
Б) …
II. Существительные в словосочетаниях
1. Существительное роли зависимого слова
2. …
Прием составления граф-схем. Кластеры.
(выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди»)
Тема «Правописание согласных в корнях слов» (5 класс, повторение в начале года). В начале урока на стадии вызова вспоминаем, что дети знают об этой орфограмме, оформляем в виде кластера:

В процессе работы над орфограммой кластер дополняется и к концу урока может выглядеть так:

Изучение в 5 классе большой темы «Лексика и фразеология» начинаем с общего знакомства с разными группами слов, которые можно представить в виде схемы, опираясь на нее, дети охарактеризуют группы, которые они уже изучали на уроках русского языка, приведут примеры.

По мере изучения темы «Деепричастия совершенного и несовершенного вида» в 6 классе можно также заполнить кластер. Вначале урока, вспоминая признаки глагола у деепричастия, оформляем знания в виде следующего кластера, который пополняется в течение урока.

Детей нужно поощрять в стремлении предлагать свои варианты построения схем. Например, прежде чем ребята учтут все признаки, которые лягут в основе классификации частей речи, на доске и в тетради может появиться несколько вариантов предложенных ими схем:

В этом варианте схемы не учитывается такое основание для классификации, как возможность частей речи склоняться и спрягаться. С учетом корректировки приходим к окончательному варианту схемы:

Прием «Верные и неверные утверждения».
Этот прием повышает мотивацию к изучению материала, используя его, предлагаем ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из этих утверждений были верными.
Например, при изучении темы «Исконно русские и заимствованные слова» (5 класс)
Каждое десятое слово в русском языке заимствовано.(верное)
Если слово начинается с гласной А или Э, то оно почти всегда иноязычного происхождения.(верное)
Главным способом обогащения языка считается заимствование.(неверное)
В исконно русских словах встречается буква Ф.(неверное)
Использование моделей и схем.
5 класс «Виды предложений по количеству грамматических основ»
Задание: составьте связный текст по схемам на тему «Простое и сложное предложение».

5 класс «Морфемика»

Задание: подберите два-три примера к данным морфемным моделям:
Упражнения и задания, способствующие формированию логических универсальных действий
(анализ, синтез, сравнение, классификация, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование)
5 класс «Простое осложненное предложение».
Задание: Заполните таблицу, показывающую сходства и различия обращений и вводных слов.
(В таблице может быть готова только первая колонка, либо это будет таблица с пропусками)

5 класс «Роль тропов в художественном тексте»
Задание: Прочитайте поэтическую зарисовку Эммы Мошковской и опишите картину, возникшую в вашем воображении. Во второй колонке таблицы попробуйте передать содержание стихотворения, не используя изобразительно-выразительных средств. Объясните, что изменилось.

5 класс «Деление лексики на группы в зависимости от употребления слов в разных стилях речи».
Задание: Заполните пропуски в данной таблице синонимами

5 класс «Способы объяснения лексического значения слова»
Задание: Сравните, как описан один и тот же предмет в толковом словаре и в тексте загадки. Попробуйте дополнить таблицу собственными примерами. Определите, какие средства выразительности используются в текстах загадок.

6 класс «Имя прилагательное в словосочетании и предложении»
Задание: Спишите, располагая синонимы в порядке возрастания признака.
Человек – беззаботный, пустой, несерьезный, легкомысленный.
Движения – несуразные, неуклюжие, нескладные, угловатые.
6 класс «Непостоянные признаки глагола»
Задание: Какие орфографические правила иллюстрируют данные схемы? Укажите формы глагола. Запишите по два примера.

6 класс «Текст как единое целое»
Задание: Послушайте стихотворение Марины Бородицкой, определите его главную мысль и подберите соответствующий заголовок. Сравните выбранный заголовок с названием стихотворения – «Рыбкин телевизор». Какое из названий, по-вашему, более ярко отражает его главную мысль? Объясните, почему вы так считаете.

6 класс «Морфологические признаки глагола»
Задание: Заполните примерами из текста таблицу:

Сделайте вывод, как связаны вид и время глагола.
6 класс «Повторение орфографии»
Задание: Соотнесите причины(1-4) и следствия(а-г) следующих явлений:
глагол I спряжения
имя существительное 3 склонения
корень слова
имя существительное 3 скл. и 1 скл. в Р.п.
а) Ь после шипящих
б) буква И после ц
в) буква Е в безударном окончании
г) буква И в безударном окончании
(ответы: 1в, 2а, 3б, 4г)
5 класс «Фонетика»
Задание: Распределите слова по принципу возрастания количества звуков в слове: яблоня, жечь, сиять, кисть.
(можно предложить составить серию из своих слов)
5 класс «Склонение имен существительных»
Задание: Распределите имена существительные по колонкам таблицы, продумайте, сколько должно быть колонок.
Планетарий, Никита, знамя, площадь, путь, пальто, леди, племя, дерево, символ, идея, заря, верность, Сочи, шоссе, семя.
( 5 колонок, потому что существительные 1, 2,3 склонения, разносклоняемые и несклоняемые)
Задания на установление причинно-следственных связей:
В слове БЕ…ЧУВСТВЕННЫЙ пишется …, потому что …
В слове МОЛЧИШ… пишется …, потому что …
В слове Ц…ПЛЕНОК пишется …, потому что …
В слове Ч…РСТВЫЙ пишется …, потому что …
5 класс «Второстепенные члены предложения»
Задание: Составь предложение.
Возьмите определение из предложения: Моя мама – врач.
Подлежащее из предложения: Хорошая книга – праздник.
Сказуемое из предложения: Над долиной лежит туман.
Обстоятельство из предложения: На полке скопилась пыль.
5 класс «Слог. Правила переноса слов»
Задание: Составьте свод правил о переносе слов, используя следующие примеры.
подъезд, вьюга, больной, лайка.
огород, олень, семья, моя, клеить.
подписать, воскреснуть, выстрелить, прикрепить.
ванна, касса, профессор.
Вывод:
1. Буквы Ь, Ъ, Й от предшествующих букв не отделяются.
2. Нельзя переносить или оставлять на строке одну букву, даже если она образует слог.
3. Нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву и нельзя отрывать от корня первую согласную букву.
4. При переносе слов с удвоенными согласными одна буква оставляется на строке, другая переносится.