Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции"»
Курушкина Л.А., учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ№262 Красносельского района
Санкт-Петербурга
«Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции».
Заключительным этапом цикла педагогического процесса является контроль знаний учащихся. Он является составной частью процесса обучения и призван установить степень достижения целей обучения, проверить, на каком уровне сформированы знания, умения учеников, в том числе умения решать проблемы, выполнять практические задачи.
В общепринятом понимании контроль означает проверку, систематический учет, а также наблюдение, осуществляемое с целью проверки. Функции и методы контроля.
Функции контроля
- обучающая (состоит в организации работы обучаемых по усвоению и совершенствованию знаний, обобщению и систематизации знаний);
- воспитывающая (воспитание у обучаемых моральной ответственности за результаты своей деятельности);
- развивающая (стимулирование познавательной активности обучаемых, развитие их творческих способностей);
- ориентирующая (получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом);
- методическая (установление сильных и слабых сторон преподавателя, совершенствование методики преподавания);
- диагностическая (получение информации об ошибках, недочетах, пробелах в знаниях, установление порождающих их причин, формирование конкретных рекомендаций по устранению дефектов качества знаний);
- прогностическая (получение информации для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса).
Методы контроля - это способы диагностической деятельности, позволяющие осуществить обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечить систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.
Методы устного контроля: опрос (фронтальный, индивидуальный), беседа, рассказ ученика, чтение текста, зачет и устный экзамен. Основа - монологический ответ учащегося; вопросно-ответная форма.
Методы письменного контроля: контрольная работа, диктант, изложение, сочинение, реферат, тестирование, письменный зачет и экзамен. Письменная проверка характеризуется высокой экономичностью и эффективностью, позволяет глубоко и объективно проверить знания учащихся.
Методы практического контроля: практические и лабораторные работы, экспериментальная и опытная работа, решение задач, составление схем, карт, чертежей, изготовление приборов и т. д. Эти методы удовлетворяют принципу связи обучения с практикой, с жизнью, ориентируют ученика на применение знаний.
Программированный контроль. С применением компьютеров.
Педагогические требования к контролю и оценке успеваемости учащихся.
Результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков учащихся.
Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе.
5 - владеет в полной мере.
4 - владеет достаточно.
3 - владеет недостаточно.
2 - не владеет.
Объективные критерии оценок разрабатываются с учетом психологодидактических требований, специфики предмета или вида контроля успеваемости. В целях обеспечения единства требований во всех школах эти критерии, получившие название примерных норм оценок, утверждаются соответствующими инструкциями. В них указывается, каким общим требованиям должен отвечать устный или письменный ответ учащегося (по каждому предмету) для аттестации его соответствующим баллом по принятой 5-ти балльной системе. Нормы эти являются средними и ориентировочными, все богатство оттенков ответов учащихся невозможно вложить в жесткие рамки пяти баллов.
Обычно говорят об оценке успеваемости, имея в виду количественное ее выражение определенным баллом, т.е. отметкой. В действительности же понятие оценки значительно шире, т.к. включает в себя оценочные суждения учителя и анализ учебной работы ученика