«Если ученик в школе не научится сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» (Л.Н. Толстой)
В современном мире человек сталкивается с огромным количеством проблем. Образование переживает эти проблемы вместе с обществом. В таких непростых условиях многие учителя задаются вопросом: «Зачем мы учим? Каких целей стремимся добиться? Как помочь современному школьнику адаптироваться в ежеминутно изменяющемся мире?»
Жак Люсьен Жан Делор, французский и европейский политический деятель, президент ассоциации «Наша Европа» и президент Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке, сформулировал цели образования 21 века:
1) научиться познавать;
2) научиться делать;
3) научиться жить вместе;
4) научиться жить.
Тем самым он определил, по сути, основные глобальные компетентности. Позволю небольшую цитату: «В начале XXI века концепция образования на протяжении всей жизни приобретает ключевое значение. Только так можно ответить на вызов, который бросает нам мир, где изменения происходят слишком быстро. В эпоху развития общества, основанного на информации, многократно умножающего возможности доступа к данным и фактам, школа должна не только научить каждого пользоваться этой информацией, дать навыки ее сбора, отбора, упорядочения, управления и использования, но и предложить путь ее осмысления в рамках культурной традиции и глобальных тенденций…Каждый должен иметь возможность реализовать свои способности и таланты вне зависимости от возраста…Мы должны помнить, что человек, чувствующий себя отстающим от быстро развивающегося общества, становится противником самого развития».
Государство всегда и во все времена ставило перед учительством серьезные задачи. Вот и сегодня перед нами стоит цель «раскрытия способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Иными словами, страна, общество желает видеть молодежь, способную самостоятельно ставить перед собою цели и также самостоятельно находить способы их достижения в самых сложных жизненных ситуациях.
Как же сформировать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Путей их развития предлагает современная педагогика множество. И один из них – организация проектной и исследовательской деятельности с учащимися.
Мною на уроках биологии используются разные виды проектно-исследовательской деятельности: исследовательский и проектный методы обучения, нетрадиционные уроки, учебный эксперимент, домашнее задание исследовательского характера, практикумы, личностно-ориентированный компонент, олимпиады, конкурсы, научно – практические конференции, образовательные экспедиции: экскурсии.
Что же такое проектная и исследовательская деятельность в школе. Естественно, это ни в коем случае не научно-исследовательская работа, предполагающая открытие новых законов мироздания. Ученическое исследование – это такая форма работы со школьниками, в результате которой дети знакомятся с методами научного исследования, учатся наблюдать, собирать, обрабатывать и анализировать собранный материал, обобщать данные, формулировать выводы. Ученическое исследование – это маленькое открытие уже открытых научных положений и закономерностей, но поскольку ребенок проходит практически все этапы настоящей научной работы, проходит самостоятельно, лишь направляемый учителем, поэтому она ценна не столько научными выводами, сколько возможностью раскрыть творческие способности школьника.
Несомненна ценность ученической научно-исследовательской работы: дети получают навыки научной работы еще до поступления в ВУЗ. Они учатся работать с литературой, реферировать и аннотировать литературные источники, критически подходить к материалам газет, журналов и Интернета, выполнять химический и биологический эксперимент, анализировать результаты.
Перед учителем стоят следующие задачи научно-исследовательской работы
формирование у школьника интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач;
развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;
выявление наиболее одаренных и талантливых школьников, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.
В качестве педагогической технологии метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. Это максимально самостоятельная работа ребенка или группы детей, главная задача которой не столько получение новых знаний (хотя это тоже немаловажно), сколько их применение на практике в непривычной ситуации.
В рамках работы учеников в НОУ в течение учебного года ведется работа над несколькими ученическими исследовательскими проектами. Работа над проектами может быть индивидуальной, но гораздо чаще она групповая. Групповые проекты имеют большое значение для формирования ключевых компетенций школьников: умение работать в коллективе, анализировать ситуацию, принимать решение. По моему мнению, трудней всего организовать начальный этап работы над проектом. Выбор темы порой бывает просто сложным: ведь надо учесть интересы учащихся, актуальность вопроса, возможности школьного кабинета.
Но вот тема определена. Теперь нужно распределить роли в группе: выбрать ученика, который собирает теоретический материал, анализирует его, готовит анализ литературы по данной теме. Совместно с другими школьниками выполняется практическая часть исследования: закладывается эксперимент, выполняются опыты, иллюстрирующие анализируемый материал, делается фоторепортаж или видеосъемка.
Затем начинается активная подготовка к представлению исследовательского проекта на школьной, а затем и на областной конференции. Готовится доклад, при его подготовке, как правило, принимают участие все члены НОУ или одноклассники. Основной автор исследовательской работы представляет проект доклада (уже традиционно с презентацией), его обсуждают и вносят коррективы. Главной целью такого предварительного прослушивания является своеобразный конкурс на самый неожиданный и интересный вопрос к докладчику. Ребята вместе составляют план ответа на все вопросы. Для чего мы это делаем? Дело в том, что при публичной защите проекта школьники волнуются, часто теряются. Как результат – страх перед аудиторией, неумение сформулировать мысль, неумение отстоять свою точку зрения. Во время предварительного прослушивания ученик получает опыт поведения перед слушателями, учится грамотно отвечать на вопросы, одним словом, у него нарабатывается опыт выступления и ведения дискуссии.
Мы организуем исследовательскую работу учащихся по следующим направлениям:
А) подготовка проектов к практическим и лабораторным работам, урокам-семинарам. Например, были подготовлены интересные проекты, посвященные жизни и деятельности великих ученых (А.М.Бутлерова, А.Нобеля, К. Линнея). Настоящими исследованиями стали проекты, посвященные истории научного открытия, истории применения повседневных вещей (спички) или продуктов (шоколад)). Работа группы десятиклассников, проведенная в виде предварительного эксперимента, легла в основу ученического исследования “Влияние факторов среды на интенсивность фотосинтеза”.
Б) внеурочная исследовательская деятельность школьников через участие в конкурсах, фестивалях, конференциях. Так детская исследовательская работа “Влияние факторов среды на интенсивность фотосинтеза” получила Диплом и Сертификат Всероссийского Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, была высоко оценена жюри и в апреле 2010 года была напечатана статья “Влияние внешних условий на интенсивность фотосинтеза” в газете “Биология” (№8, 2010 г., Издательский дом "Первое сентября").
Успешно прошло представление детских исследовательских работ
Главная задача учителя при организации обучения школьников заключается прежде всего в создании у детей положительной мотивации, побуждении их к учению, к познанию. Недостаточно сформировать у учеников знания и умения, важно обучение самому познанию, всемерно развивать у них познавательную самостоятельность. Считаю, что каждый учащийся должен иметь возможность повысить свой творческий потенциал, проявить себя в самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей.