СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Толерантность во взаимодействии подростков и взрослых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно Декларации принципов толерантности, «воспитание является более эффективным средством предупреждения нетерпимости». Если удастся создать модель взаимодействия учебного заведения и семьи в таком важном деле, как поддержка и укрепление духа толерантности, в формировании отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности, то государство получит очень важную основу со стороны общества.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Толерантность во взаимодействии подростков и взрослых"»

Толерантность во взаимодействии детей и взрослых.


Фоминых О. Г.


Согласно Декларации принципов толерантности, «воспитание является более эффективным средством предупреждения нетерпимости». Воспитательное воздействие на обучающихся особенно заметно в учебном заведении и семье, а развитие толерантности у студента возможно лишь при личностном подходе к каждому. Личностно-ориентированные технологии способствуют развитию таких качеств, как активность, желание и умение работать в команде, навыки общения, принятие многополярных взглядов на мир, признание ценности личности, активно-положительный стиль взаимоотношений, практический подход к полученным знаниям.

Однако в различных учебных заведениях мы постоянно сталкиваемся с нетолерантной сущностью подходов к воспитанию: личностно-ориентированный подход чаще декларируется, чем реально выполняется. Массовое образовательное учреждение продолжает оставаться в большей степени авторитарным. Изменения, происходящие в учебном заведении, касаются, в основном, лишь учебного процесса. Тем самым учебная и внеучебная воспитательная деятельность искусственно разделяются с приоритетом на учебную

Семья в ещё меньшей степени озабочена развитием толерантности у своих детей. Часто в семье провозглашаются принципы: «Если не ты, то тебя», «Сила есть – ума не надо», «Достигай цели любыми средствами». Утверждается культ насилия, бездуховности, который поддерживается телевизионными программами и фильмами в подобном роде (боевики, триллеры). Родители не очень интересуются успехами своих детей. И только тогда, когда проблема с подростком встаёт во весь рост (не хочет идти в колледж, перестал учиться, целые дни и ночи проводит неизвестно где, употребляет наркотики и т.д.), родители спохватываются и начинают искать выход из тупика.

Следовательно, если удастся создать модель взаимодействия учебного заведения и семьи в таком важном деле, как поддержка и укрепление духа толерантности, в формировании отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности, то государство получит очень важную основу со стороны общества.

Педагогический коллектив различных учебных заведений сталкивается практически в каждом случае приёма на обучение с проблемой нетерпимости к «иным», «чужим», «непохожим», «не таким как все». Известно, что запугивание коренится в отсутствии уважения к человеческому достоинству и неприкосновенность личности подростка. Только уважение к человеческому достоинству и неприкосновенность личности другого человека делают возможным решение проблем, связанных с нетерпимостью. Именно уважение к человеческому достоинству и неприкосновенности личности является как основой толерантного общества, так и центральной ценностью дружественного сообщества и культуры мира.

Для преодоления нетерпимого поведения и его последствий нужно вести поиск наиболее эффективных способов осуществления технологии личностно-ориентированного обучения. Для этой цели можно использовать такую технологию, как внутригрупповая дифференциация, интегральную технологию, технологию индивидуализированного обучения, обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана, проектное обучение, коммуникативное обучение иноязычной культуре, развитие критического мышления через чтение и письмо, концентрированное обучение, учебная дискуссия, дебаты.

Чтобы успешно работать с каждым подростком, нужно сначала его узнать. Вот почему каждый обучающийся, приходящий в среднее учебное заведение, должен проходить процедуру тестирования психологом.

Вторая часть работы по воспитанию толерантности, тесно связана с учебной деятельностью – работа классных руководителей и организатора внеклассной работы и работы вне колледжа. В планах воспитательной работы наряду с индивидуальной работой постоянно должны присутствовать игры и тренинги, обучающие различным видам толерантности. Можно издать свою студенческую газету, в которой постоянно бы поднимались вопросы прав и свобод подростков, способов разрешения конфликтов, публиковались бы творческие работы студентов. Через выход в Интернет обучающиеся постоянно бы общались со своими сверстниками в стране и за рубежом, участвовали бы в международных проектах. Для знакомства со своей культурой и культурой других народов использовались бы экскурсионные поездки (Москва, Петербург, Финляндия, Швеция и др.).

Согласно статистическим данным в настоящее время резко увеличилось число разводов по отношении к количеству заключаемых браков, каждый второй брак распадается. Следствием этого процесса стали участившиеся случаи суицида как детей, так и взрослых, рост преступности в детской среде, взрыв наркомании, токсикомании, алкоголизма. Нередки случаи, когда при разводе первыми страдают дети, потому что их имущественные права не закреплены юридически. Юридическая консультация для семьи, которая создаётся или, наоборот, распадается, позволит избежать многих отрицательных моментов и снизить остроту проблемы. Такая юридическая помощь должна быть бесплатной, потому что для малоимущих слоёв населения услуги, предоставляемые юридическими консультациями, оказываются не по карману. Восполнить этот пробел поможет психолого-педагогическая помощь семье, так как проведение образовательно-просветительской работы в этой области является общественно необходимым.

В процессе обучения ребёнка многие родители слабо ориентируются в вопросах психофизиологических особенностях детей, не знают о существующих образовательных системах, не знакомы с богатым педагогическим опытом, накопленным за рубежом. Более того, часто родители ведут себя интолерантно, в том числе, по отношению к своему ребёнку. До сих пор в сознании родителей преобладают установки на авторитарный, диктаторский стиль в обучении и воспитании ребёнка. Сознание ребёнка представляется им пустым сосудом, который любым способом (в том числе и насильственным) нужно заполнить некой суммой знаний. В изменившихся общественных условиях возникает потребность в изменении сложившихся подходов к обучению и воспитанию подростков, в необходимости широкой просветительской педагогической работы среди родителей в том числе.