Статья " Воспитание патриотизма в обществе"
Олейник С.М.
КГУ " Кенаральская сш"
отдела образования акимата
Федоровского района
Костанайской области
В современных условиях модернизации образования все большую актуальность приобретает патриотическое воспитание. Это одно из главных направлений деятельности государственных институтов, общественных объединений, организаций по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга, развитие гражданственности, патриотизма – важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, уважения к культурному и историческому прошлому России, ее традициям.
Патриотизм определяет духовный и нравственный климат общества. Значение его особенно возрастает, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряженности жизни его граждан (войны, конфликты, обострение кризисных явлений, дестабилизация, коренная реконструкция и т.д.). Этап национального испытания, национального возрождения, выздоровления переживает ныне российское общество. На этом этапе идея патриотизма становится тем стержнем, вокруг которого формируются чувства, мнения, убеждения, позиции, стремления людей, их готовность и способность к активным действиям на благо Отечества.
Образование тесно связано с организацией эффективного взаимодействия общественного сознания с формирующимся сознанием молодежи, характерными особенностями которого являются: способность быстро накапливать, суммировать, творчески перерабатывать знания, острота и непосредственность восприятия, критичность и активное усвоение социального опыта. К слабым местам молодежного сознания следует отнести недостаточный жизненный опыт, неустойчивость убеждений, излишний критицизм и максимализм, склонность к поспешным выводам, потерю связи с собственной историей малой Родины. Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от того, как педагоги учитывают специфику индивидуального и коллективного сознания, культурное наследие своего народа с его опытом.
К сожалению, в наши дни молодое поколение часто не знает историю своего родного края. Привить любовь к малой Родине можно через осознание собственных корней, патриотическое воспитание.
Краеведение - это не школьная дисциплина, не наука, это комплекс наук, изучающий малую территорию (улицу, село, город, республику, край), хозяйственную деятельность, историю и культуру местного населения. Это один из способов воспитания патриотических и гражданских позиций учащихся. Краеведение – это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой ареной для применения полученных знаний на практике. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем плотнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Одна из основных целей краеведения – ознакомить учащихся с конкретными природно-историческими условиями родного края, активно участвовать в работе по охране памятников культуры и архитектуры. Систематизация и целенаправленная работа по краеведению требует накопления местного материала, его анализа и дидактической обработки.
В каждом городе и селе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
Помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл моего педагогического опыта.
Проблема воспитания патриотизма в современном обществе – одна из самых острых и сложных. Существует проблема подмены патриотического воспитания военно-патриотическим. Сегодня практикуется преимущественно «монументально-ритуальный» патриотизм, требующий любви к «отеческим гробам», рассматривающий память как основной «орган» патриотизма, в общем – движение вперед со взглядом, обращенным в «легендарное прошлое». При этом было бы абсурдно отказывать патриотическому воспитанию в возможностях диалога с историей и культурой. Но, сейчас важнее использовать «деятельный» патриотизм – конструктивные проектные формы работы.
За последние годы произошли качественные изменения в духовном облике молодежи. С одной стороны положительно сказались возможности познания разных точек зрения на исторические события. Это заставляет мыслить, сравнивать, рассуждать. С другой стороны – обострились проблемы нравственности молодежи, у подрастающего поколения сменились приоритеты, и что особенно опасно для судеб нашего государства, так это утрата чувства патриотизма, национальной гордости, самосохранения русского и других народов России. К сожалению, у молодежи сейчас совсем другие ценности.
Родина дается один раз и на всю жизнь. Она начинается с малого: с любви к родителям, с уважения к истории России, к людям, проживающим в ней.
Патриотом не рождаются, им становятся. Сначала это приходит неосознанно: маленький ребёнок нуждается в родителях и тянется к матери, отцу. Подросток привязан к друзьям. Многое значит для него улица, на которой он живёт. Родной город. С опытом, знаниями человек понимает, осознаёт свою принадлежность к Родине и ответственность за неё, работает на благо Отчизны.
Патриотизм в формировании личности всегда занимал, и будет занимать особое место.
Патриотизм – социально-психологическая категория. Она выражает особые этические отношения и психологические особенности свойств личности. Чувство патриотизма прочно и устойчиво зависит от деятельности человека.
К сожалению, за последние годы само понятие «патриотизм» и его роль в нашем обществе подверглось сомнению и изменению. Критика страниц истории нашей Родины привела к тому, что некоторые политические деятели и даже деятели культуры, не говоря о журналистах, пришли к перечёркиванию, искажению истории государства. Кризисные явления в обществе заставляют деятелей образования обратить внимание на воспитание личности, способной воспринимать духовный опыт человечества, на воспитание гражданина своей страны. Нельзя допустить, чтобы подрастающее поколение росло чуждое идеям патриотизма и гражданского долга.
Именно поэтому патриотическое воспитание сегодня выходит на первый план, и одним из средств воспитания и обучения подрастающего поколения является… изучение исторического прошлого малой родины, где человек родился на свет.
Сегодня как никогда тема патриотизма актуальна. Каждый должен внести свой вклад в воспитание любви к родному краю и Отечеству. Историческое краеведение в школе не должно оставаться в стороне, ведь краеведческий материал – благодатная почва для воспитания патриотизма.
Формы краеведческой работы можно распределить по возрастам участников, учитывать индивидуально-психологические особенности школьников. Использование многообразия форм краеведческой работы помогает в формировании ценностных ориентаций и убеждений учащихся, поддерживание интереса к исторической и военной тематике.
Краеведение - это не школьная дисциплина, не наука, это комплекс наук, изучающий малую территорию (улицу, село, город, республику, край), хозяйственную деятельность, историю и культуру местного населения. Это один из способов воспитания патриотических и гражданских позиций учащихся. Краеведение – это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой ареной для применения полученных знаний на практике. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем плотнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Одна из основных целей краеведения – ознакомить учащихся с конкретными природно-историческими условиями родного края, активно участвовать в работе по охране памятников культуры и архитектуры. Систематизация и целенаправленная работа по краеведению требует накопления местного материала, его анализа и дидактической обработки.
В каждом городе и селе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
Помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл моего педагогического опыта.
Проблема воспитания патриотизма в современном обществе – одна из самых острых и сложных. Существует проблема подмены патриотического воспитания военно-патриотическим. Сегодня практикуется преимущественно «монументально-ритуальный» патриотизм, требующий любви к «отеческим гробам», рассматривающий память как основной «орган» патриотизма, в общем – движение вперед со взглядом, обращенным в «легендарное прошлое». При этом было бы абсурдно отказывать патриотическому воспитанию в возможностях диалога с историей и культурой. Но, сейчас важнее использовать «деятельный» патриотизм – конструктивные проектные формы работы.
За последние годы произошли качественные изменения в духовном облике молодежи. С одной стороны положительно сказались возможности познания разных точек зрения на исторические события. Это заставляет мыслить, сравнивать, рассуждать. С другой стороны – обострились проблемы нравственности молодежи, у подрастающего поколения сменились приоритеты, и что особенно опасно для судеб нашего государства, так это утрата чувства патриотизма, национальной гордости, самосохранения русского и других народов России. К сожалению, у молодежи сейчас совсем другие ценности.
Родина дается один раз и на всю жизнь. Она начинается с малого: с любви к родителям, с уважения к истории России, к людям, проживающим в ней.
Патриотом не рождаются, им становятся. Сначала это приходит неосознанно: маленький ребёнок нуждается в родителях и тянется к матери, отцу. Подросток привязан к друзьям. Многое значит для него улица, на которой он живёт. Родной город. С опытом, знаниями человек понимает, осознаёт свою принадлежность к Родине и ответственность за неё, работает на благо Отчизны.
Патриотизм в формировании личности всегда занимал, и будет занимать особое место.
Патриотизм – социально-психологическая категория. Она выражает особые этические отношения и психологические особенности свойств личности. Чувство патриотизма прочно и устойчиво зависит от деятельности человека.
К сожалению, за последние годы само понятие «патриотизм» и его роль в нашем обществе подверглось сомнению и изменению. Критика страниц истории нашей Родины привела к тому, что некоторые политические деятели и даже деятели культуры, не говоря о журналистах, пришли к перечёркиванию, искажению истории государства. Кризисные явления в обществе заставляют деятелей образования обратить внимание на воспитание личности, способной воспринимать духовный опыт человечества, на воспитание гражданина своей страны. Нельзя допустить, чтобы подрастающее поколение росло чуждое идеям патриотизма и гражданского долга.
Именно поэтому патриотическое воспитание сегодня выходит на первый план, и одним из средств воспитания и обучения подрастающего поколения является… изучение исторического прошлого малой родины, где человек родился на свет.
Сегодня как никогда тема патриотизма актуальна. Каждый должен внести свой вклад в воспитание любви к родному краю и Отечеству. Историческое краеведение в школе не должно оставаться в стороне, ведь краеведческий материал – благодатная почва для воспитания патриотизма.
Формы краеведческой работы можно распределить по возрастам участников, учитывать индивидуально-психологические особенности школьников. Использование многообразия форм краеведческой работы помогает в формировании ценностных ориентаций и убеждений учащихся, поддерживание интереса к исторической и военной тематике.
Краеведение - это не школьная дисциплина, не наука, это комплекс наук, изучающий малую территорию (улицу, село, город, республику, край), хозяйственную деятельность, историю и культуру местного населения. Это один из способов воспитания патриотических и гражданских позиций учащихся. Краеведение – это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой ареной для применения полученных знаний на практике. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем плотнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Одна из основных целей краеведения – ознакомить учащихся с конкретными природно-историческими условиями родного края, активно участвовать в работе по охране памятников культуры и архитектуры. Систематизация и целенаправленная работа по краеведению требует накопления местного материала, его анализа и дидактической обработки.
В каждом городе и селе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
Помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл моего педагогического опыта.