ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Печёнкина Елена Сафаевна
МБОУ СОШ №4 г. Бирск, РБ.
Воспитание патриотизма непосредственно связано с развитием духовно – нравственной и мировоззренческой сферы личности. В условиях ослабления патриотического воспитания в России будет правильным, если национальным российским традициям и ценностям, достижениям национальной российской культуры будет отдано приоритетное значение. И сейчас надо работать над тем, чтобы и любовь к Родине, любовь к России на весьма сложном этапе её истории была приоритетной и незыблемой для учеников.
В современных для России условиях важно сохранить у подрастающего поколения присущие российскому патриотизму веру в реальные и потенциальные возможности своей Родины, воспитать высокую ответственность за её судьбу. Без воспитания российского патриотизма у подрастающего поколения мы не сможем уверенно двигаться вперёд, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу. Россия, будучи многонациональным государством, имеет некоторое единое поле проблем и единое социокультурное пространство, в котором истинно российский патриотизм находит непреходящие ценности: богатство духовной культуры, щедрость души, стремление жить в мире и дружбе с другими народами, стремление прийти на помощь слабому и т.д.
С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Важно, чтобы в нём изначально воспитывалась ответственность за свою семью, за свою нацию, за свою Родину - Россию. Но если мы хотим воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, то мы должны раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.
Примером воспитания патриотизма и гражданственности могут служить уроки, на которых учащиеся рассказывают о памятниках, любимых местах города. Свою достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся вносит и городской музей. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.
Понятие патриотизма достаточно ёмкое и не сводится к одному лишь чувству долга перед Отечеством. Патриотизм - одна из составляющих нравственного и культурного воспитания, входящая в процесс формирования чувств, взглядов, убеждений. Вряд ли можно считать нравственным человека, который не любит своих близких, не чувствует привязанности к родной земле, не гордится своим народом. Нельзя считать культурным человека, не знающего историю своего народа и своей Родины, родного языка и литературы. Какой бы творчески и интеллектуально одарённой ни была личность, проявление в ней любви и уважения к своей стране и национальной культуре делает эту личность ещё ярче, богаче и самобытнее.
Важное значение в связи с изложенным приобретает преподавание истории и других предметов. Богатые впечатления и хороший воспитательный эффект дают проведение экскурсий в процессе, например, изучения истории родного края или города.
Не меньшее, если не большее, значение в патриотическом воспитании имеет родной язык и литературное чтение. У русской литературы немало образцов патриотизма.
Воспитание патриотизма и гуманных качеств личности происходит и в процессе экологического воспитания. В процессе экологического воспитания осуществляется активное формирование экологического мышления, мотивации, мировоззрения и поведения учащихся, направленных на понимание и решение посильных экологических проблем. В экологическом воспитании приобщение учащихся к решению экологических проблем, связанных с охраной окружающей среды, позволяет развить у них бережное, гуманное отношение к природе, гармонизировать своё отношение ко всему живому. Особенно активно это происходит в процессе природоохранной исследовательской деятельности учащихся. Важно, чтобы дети не просто на словах ценили природу, а проявляли активную деятельностную роль в её сохранении. А такого отношения можно достичь только в том случае, если учащиеся будут активно участвовать в акциях по защите чистоты и равновесия природной среды. Большое значение в этой связи имеют олимпиады и научно – практические конференции школьников по проблемам экологии.
Большая работа по нравственному воспитанию детей проводится на уроках окружающего мира. Все формы работы с детьми при изучении природы должны включать приёмы по формированию таких качеств, как доброжелательность, справедливость, дружба, товарищество, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Большие возможности в этом плане заложены в экскурсиях, на которых дети проявляют себя с разных сторон. Здесь можно подметить эгоистические нотки в поведении отдельных учеников, недоброжелательность по отношению друг к другу, невыполнение правил поведения. Задача учителя – вовремя заметить эти отрицательные чёрточки, а главное - предупредить нежелательные проявления.
Через воспитание любви к природе прививается самое высокое нравственное качество человека – любовь к Родине. Благодатный материал уроков окружающего мира даёт широкую основу для воспитания патриотических чувств. Известно, что любовь к Родине воспитывается через любовь к отцу и матери, своему товарищу, родному краю. Весь природоведческий материал в младших классах связан с познанием природы. Дети изучают природу своей местности путём наблюдения, изменение природы в окрестностях школы, по сезонам природу своего края. Важнейшим методом познания природы являются непосредственные наблюдения, через которые воспитывается любовь к своему краю. От родного края дети переходят к понятию Родина.
2025 год объявлен президентом России В. Путиным - Годом защитника Отечества. В нашей школе проводится содержательная, плодотворная работа по воспитанию патриотизма у учащихся. В классах проводятся меропр иятия, классные часы, диспуты, беседы, викторины, игры, конкурсы рисунков и т.д. по самым актуальным темам: «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «День защитника Отечества», смотры строя военной песни, акции «Помоги солдату», «Читаем стихи о войне», патриотическая игра «Зарница» и др. Обучающиеся школы активно участвуют во Всероссийских научно- практических конференциях «Совёнок-2025, «Я гражданин, патриот России», «Старт в науку – 2025» «Феринские чтения» и другие , с самыми разнообразными работами, в которых заключена главная тема – воспитание патриотизма, долг, честь, отвага, доблесть. Интересными и содержательными оказались исследовательские работы « Улицы имени героев Великой Отечественной войны города Бирска», «О защитниках Родины и настоящих героях. Мой папа – герой!», «Мой прадедушка – мой пример и жизненный ориентир», «В память о собаках войны». Учащиеся активно начинают готовиться к празднику Великой Победы в Великой Отечественной войне, а значит расширят и полнят свои знания о Великой Отечественной войне, где главным аспектом будет воспитание патриотизма и любовь к Родине.
Подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался в живых, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.