СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование патриотического воспитания младшего школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование патриотического воспитания младшего школьника"»

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Печёнкина Елена Сафаевна

МБОУ СОШ №4 г. Бирск, РБ.


Воспитание патриотизма непосредственно связано с развитием духовно – нравственной и мировоззренческой сферы личности. В условиях ослабления патриотического воспитания в России будет правильным, если национальным российским традициям и ценностям, достижениям национальной российской культуры будет отдано приоритетное значение. И сейчас надо работать над тем, чтобы и любовь к Родине, любовь к России на весьма сложном этапе её истории была приоритетной и незыблемой для учеников.

В современных для России условиях важно сохранить у подрастающего поколения присущие российскому патриотизму веру в реальные и потенциальные возможности своей Родины, воспитать высокую ответственность за её судьбу. Без воспитания российского патриотизма у подрастающего поколения мы не сможем уверенно двигаться вперёд, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу. Россия, будучи многонациональным государством, имеет некоторое единое поле проблем и единое социокультурное пространство, в котором истинно российский патриотизм находит непреходящие ценности: богатство духовной культуры, щедрость души, стремление жить в мире и дружбе с другими народами, стремление прийти на помощь слабому и т.д.

С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Важно, чтобы в нём изначально воспитывалась ответственность за свою семью, за свою нацию, за свою Родину - Россию. Но если мы хотим воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, то мы должны раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.

Примером воспитания патриотизма и гражданственности могут служить уроки, на которых учащиеся рассказывают о памятниках, любимых местах города. Свою достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся вносит и городской музей. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

Понятие патриотизма достаточно ёмкое и не сводится к одному лишь чувству долга перед Отечеством. Патриотизм - одна из составляющих нравственного и культурного воспитания, входящая в процесс формирования чувств, взглядов, убеждений. Вряд ли можно считать нравственным человека, который не любит своих близких, не чувствует привязанности к родной земле, не гордится своим народом. Нельзя считать культурным человека, не знающего историю своего народа и своей Родины, родного языка и литературы. Какой бы творчески и интеллектуально одарённой ни была личность, проявление в ней любви и уважения к своей стране и национальной культуре делает эту личность ещё ярче, богаче и самобытнее.

Важное значение в связи с изложенным приобретает преподавание истории и других предметов. Богатые впечатления и хороший воспитательный эффект дают проведение экскурсий в процессе, например, изучения истории родного края или города.

Не меньшее, если не большее, значение в патриотическом воспитании имеет родной язык и литературное чтение. У русской литературы немало образцов патриотизма.

Воспитание патриотизма и гуманных качеств личности происходит и в процессе экологического воспитания. В процессе экологического воспитания осуществляется активное формирование экологического мышления, мотивации, мировоззрения и поведения учащихся, направленных на понимание и решение посильных экологических проблем. В экологическом воспитании приобщение учащихся к решению экологических проблем, связанных с охраной окружающей среды, позволяет развить у них бережное, гуманное отношение к природе, гармонизировать своё отношение ко всему живому. Особенно активно это происходит в процессе природоохранной исследовательской деятельности учащихся. Важно, чтобы дети не просто на словах ценили природу, а проявляли активную деятельностную роль в её сохранении. А такого отношения можно достичь только в том случае, если учащиеся будут активно участвовать в акциях по защите чистоты и равновесия природной среды. Большое значение в этой связи имеют олимпиады и научно – практические конференции школьников по проблемам экологии.

Большая работа по нравственному воспитанию детей проводится на уроках окружающего мира. Все формы работы с детьми при изучении природы должны включать приёмы по формированию таких качеств, как доброжелательность, справедливость, дружба, товарищество, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Большие возможности в этом плане заложены в экскурсиях, на которых дети проявляют себя с разных сторон. Здесь можно подметить эгоистические нотки в поведении отдельных учеников, недоброжелательность по отношению друг к другу, невыполнение правил поведения. Задача учителя – вовремя заметить эти отрицательные чёрточки, а главное - предупредить нежелательные проявления.

Через воспитание любви к природе прививается самое высокое нравственное качество человека – любовь к Родине. Благодатный материал уроков окружающего мира даёт широкую основу для воспитания патриотических чувств. Известно, что любовь к Родине воспитывается через любовь к отцу и матери, своему товарищу, родному краю. Весь природоведческий материал в младших классах связан с познанием природы. Дети изучают природу своей местности путём наблюдения, изменение природы в окрестностях школы, по сезонам природу своего края. Важнейшим методом познания природы являются непосредственные наблюдения, через которые воспитывается любовь к своему краю. От родного края дети переходят к понятию Родина.

2025 год объявлен президентом России В. Путиным - Годом защитника Отечества. В нашей школе проводится содержательная, плодотворная работа по воспитанию патриотизма у учащихся. В классах проводятся меропр иятия, классные часы, диспуты, беседы, викторины, игры, конкурсы рисунков и т.д. по самым актуальным темам: «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «День защитника Отечества», смотры строя военной песни, акции «Помоги солдату», «Читаем стихи о войне», патриотическая игра «Зарница» и др. Обучающиеся школы активно участвуют во Всероссийских научно- практических конференциях «Совёнок-2025, «Я гражданин, патриот России», «Старт в науку – 2025» «Феринские чтения» и другие , с самыми разнообразными работами, в которых заключена главная тема – воспитание патриотизма, долг, честь, отвага, доблесть. Интересными и содержательными оказались исследовательские работы « Улицы имени героев Великой Отечественной войны города Бирска», «О защитниках Родины и настоящих героях. Мой папа – герой!», «Мой прадедушка – мой пример и жизненный ориентир», «В память о собаках войны». Учащиеся активно начинают готовиться к празднику Великой Победы в Великой Отечественной войне, а значит расширят и полнят свои знания о Великой Отечественной войне, где главным аспектом будет воспитание патриотизма и любовь к Родине.

Подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался в живых, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.