ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
В аспекте развития творческих способностей студентов проблема формирования творческой активности является одной из важнейших. Творческая активность является чрезвычайно сложной, проявляющейся в удивительном многообразии деятельности человека.
Активность личности — интегральная характеристика: способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении. Активность личности — активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отставании своих взглядов, единстве слова и дела.
Формирование творческой активности студентов предполагает: развитие творческого мышления, воображения, фантазии, а также развитие таких качеств личности студента как эмоциональность, терпение, упорство и так далее. Среди перечисленных качеств личности студента, особое значение мы придаем развитию творческого мышления, связанного с интуицией, воображением, фантазией и соответственно с творческой активностью студента.
Поэтому для формирования творческой активности студентов на занятиях, необходимы соответствующие условия, главными из которых являются:
- творческое отношение преподавателя к своей работе;
- создание благоприятного морально-психологического климата в группе;
- увеличения творческих заданий на занятиях;
Основываясь на анализе научной психолого-педагогической литературы и принимая во внимание исследования практической направленности работы, можно сделать вывод, что на формирующем этапе наиболее характерными для формирования творческой активности является следующие формы и методы активизации учебного процесса:
- игровые методы, включая деловые игры, возможности которых значительно возрастают при использовании компьютерной техники. Хорошо организованная деловая игра вызывает интерес, который может сохраняться на протяжении всего обучения. Наиболее полно и наглядно творческие способности личности проявляются в неожиданных и нетипичных ситуациях. Такие ситуации, будучи проблемными, несут в себе возможность и необходимость целеполагания и целеосуществления, что является дидактическим условием развития познавательной активной личности.
В деловых играх отражается динамика будущей профессиональной деятельности, её особенности, сложности и основные проблемы. Студенты привыкают к будущей специальности, обретают своё профессиональное лицо, испытывают удовлетворение от постижения профессии, приобретая такой опыт, который формируется только в процессе выполнения профессиональных функций. С помощью деловых игр можно проигрывать профессиональные ситуации с типовыми ошибками, а затем подвергать их анализу. Эмоционально-значимые фрагменты игрового общения, остроумные решения, элементы рационального анализа могут стать своеобразными сигналами для запоминания и использования полученной информации в дальнейшей профессиональной деятельности.
Продуманная деловая игра выявляет закономерности профессиональной деятельности и усвоения студентами теоретического материала, поэтому её обучающий эффект очень высок.
Дискуссионные методы, которые повышают мотивацию и включенность студентов в познавательный процесс, стимулируют мышление, способствуют формированию и развитию способностей к самостоятельности суждений и отстаиванию своей точки зрения и приучают анализировать и оценивать взгляды других.
Метод упражнений, сущность которого состоит в том, что студенты производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путём углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают своё мышление и творческие способности. Из этого определения следует, что упражнения должны содействовать развитию творческих способностей и сочетать в себе не только подражательную, но и творческую деятельность студентов.
Исследовательская работа студентов.
Мощным средством повышения качества подготовки будущих специалистов является НИРС, ибо активизирует весь учебный процесс, также развивает у студентов способность к творческому мышлению.
При организации НИРС преподаватели используют разнообразные приёмы и методы, позволяющие пробудить у студентов интерес и, следовательно, добиться познавательной активности студентов.
Уже на первом этапе обучения в результате систематической подготовки к практическим занятиям у студентов вырабатываются отдельные умения и навыки самостоятельной работы по получению информации из текстов общественно-политического, педагогического и социального характера. Дальнейшая задача заключается в активном использовании полученной информации при написании рефератов. Следовательно, необходимо отметить следующие факторы, и условия, способствующие творческой самореализации учащихся, которых мы будем придерживаться в процессе обучения студентов:
1) организация учебной, творческой и других видов деятельности студентов с учётом их интересов и склонностей;
2) постепенное увеличение трудности, сложности, проблемности задач и заданий;
3) организация конкурсов, соревнований олимпиад, выставок, творческих достижений учащихся;
4) показ значимости того вида творческой деятельности, где личность стремится максимально реализовать себя;
5) похвала, поощрение учащегося в случае его особых творческих достижений.
Необходимо согласиться с тем, что большую роль в повышении творческой активности обучения играют олимпиады и конкурсы, участие в таком творческом соревновании, как известно, воспитывает у студентов стремление расширить свой кругозор, развивает у них навык самостоятельной работы. Также олимпиады повышают интерес к углубленному изучению предмета и служат эффективным средством пропаганды знаний «студент-отличник». Очень важно, чтобы каждая олимпиада по любому предмету, имела профессиональную направленность.
Делая выводы, следует отметить, что с учётом выявленных условий обучения реализуются вышеперечисленные формы, методы, приёмы работы со студентами, в том числе и средства формирования творческой активности студентов на занятиях. Ещё раз следует отметить, что современный процесс обучения требует разработки и внедрения новых технологий, которые играют важную роль в формировании творческой познавательной активности студента. Исследование творческой познавательной активности является актуальной проблемой в связи с выявлением закономерностей, разработкой методологии и теории творческой активности, подготовки на их основе творчески активных студентов процессе изучения предмета. Изучение механизмов и закономерностей творческой активности показывает, что все качества человека, необходимые для её формирования, развиваются в процессе обучения и воспитания, что каждому человеку доступны самые высокие достижения, обусловленные заинтересованностью в процессе обучения.
Решение нестандартных задач в любой сфере деятельности и есть творческая активность, ведь формируя творческую активность, тем самым мы развиваем у студента способность к саморазвитию, а также создаём условия развитию таких личностных качеств, как эмоциональность, настойчивость, трудолюбие, внимательность, целенаправленность и другое.