СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Театр, музыка, литература и живопись 18 века". Презентация к уроку истории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Презентация к уроку истории, 8 класс, по АООП, вариант 9,1

Просмотр содержимого документа
«"Театр, музыка, литература и живопись 18 века". Презентация к уроку истории.»

3/8/19 Театр, музыка, литература и живопись 18 века.

3/8/19

Театр, музыка, литература и живопись 18 века.

В 18 веке русская культура всё более осваивала достижения европейской культуры, освобождалась от влияния церкви, становилась светской. Это проявлялось во всех видах искусства: Скульптура Живопись Литература Театр Музыка Архитектура

В 18 веке русская культура всё более осваивала достижения европейской культуры, освобождалась от влияния церкви, становилась светской. Это проявлялось во всех видах искусства:

Скульптура

Живопись

Литература

Театр

Музыка

Архитектура

Театр Первый общедоступный театр в России с русскими актёрами был создан при Петре I. Правда просуществовал он всего 5 лет и после смерти Петра пришёл в упадок. Указом Елизаветы I был образован Российский Императорский театр в Петербурге Возникли театры при Шляхетском корпусе в Петербурге и при Московском университете В Ярославле организовался первый русский профессиональный театр Фёдора Волкова

Театр

Первый общедоступный театр в России с русскими актёрами был создан при Петре I. Правда просуществовал он всего 5 лет и после смерти Петра пришёл в упадок.

Указом Елизаветы I был образован Российский Императорский театр в Петербурге

Возникли театры при Шляхетском корпусе в Петербурге и при Московском университете

В Ярославле организовался первый русский профессиональный театр Фёдора Волкова

Фёдор Григорьевич Волков Сын ярославского купца создал в Ярославле общедоступный театр, сам переводил и ставил пьесы иностранных и русских авторов. Елизавета вызвала Волкова в Петербург, назначила его «первым русским актёром», а позже директором Петербургского императорского театра. Волков написал около 15 пьес, писал музыку и создавал художественное оформление к спектаклям.

Фёдор Григорьевич

Волков

Сын ярославского купца создал в Ярославле общедоступный театр, сам переводил и ставил пьесы иностранных и русских авторов. Елизавета вызвала Волкова в Петербург, назначила его «первым русским актёром», а позже директором Петербургского императорского театра. Волков написал около 15 пьес, писал музыку и создавал художественное оформление к спектаклям.

Екатерина II выделяла на театры немалые суммы из государственной казны. Многие богатые дворяне создавали домашние театры в своих усадьбах, с оперными, балетными труппами, музыкальными оркестрами, состоящими из крепостных. Некоторым актрисам и актёрам крепостных театров посчастливилось получить вольные, Прасковья Ковалёва-Жемчугова даже стала женой графа Н.П. Шереметева. П.И. Ковалева-Жемчугова Т. В. Шлыкова- Гранатова

Екатерина II выделяла на театры немалые суммы из государственной казны. Многие богатые дворяне создавали домашние театры в своих усадьбах, с оперными, балетными труппами, музыкальными оркестрами, состоящими из крепостных.

Некоторым актрисам и актёрам крепостных театров посчастливилось получить вольные, Прасковья Ковалёва-Жемчугова даже стала женой графа Н.П. Шереметева.

П.И. Ковалева-Жемчугова

Т. В. Шлыкова-

Гранатова

Музыка Благодаря реформам Петра I  в каждом полку появился свой оркестр, исполнявший военные марши. При императорском дворце и в домах вельмож проводились музыкальные вечера. Молодые дворяне обучались игре на клавесине, виоле, арфе, флейте, гитаре, сочиняли и исполняли лирические «арии». При Елизавете была организована Придворная певческая капелла. Первый русский композитор Д.С. Бортнянский, вернувшись из – за границы  после обучения у итальянских профессоров, прославился как автор опер, симфоний, сонат и пьес для фортепиано. В комических операх часто использовались народные песни. О. А. Козловский — Гром победы, раздавайся!

Музыка

Благодаря реформам Петра I в каждом полку появился свой оркестр, исполнявший военные марши. При императорском дворце и в домах вельмож проводились музыкальные вечера. Молодые дворяне обучались игре на клавесине, виоле, арфе, флейте, гитаре, сочиняли и исполняли лирические «арии».

При Елизавете была организована Придворная певческая капелла. Первый русский композитор Д.С. Бортнянский, вернувшись из – за границы после обучения у итальянских профессоров, прославился как автор опер, симфоний, сонат и пьес для фортепиано. В комических операх часто использовались народные песни.

О. А. Козловский — Гром победы, раздавайся!

Вид искусства Автор Театр и музыка Произведение Общедоступные театры, театры в дворянских усадьбах, первые русские композиторы, оперы и симфонии

Вид искусства

Автор

Театр и музыка

Произведение

Общедоступные театры, театры в дворянских усадьбах, первые русские композиторы, оперы и симфонии

Подумай, что относится к произведениям литературы? повести рассказы пьесы сказки басни стихи

Подумай, что относится к произведениям литературы?

повести

рассказы

пьесы

сказки

басни

стихи

Литературные произведения, созданные в России до середины 18 века, это в основном «жития святых», тексты восхваляющие правителей и героические стихи, похожие на былины. Во второй половине 18 века появляются такие литературные жанры как стихотворные поэмы и оды, повести и пьесы для постановки в театре. Постепенно формируется русский литературный язык. Значительно возрастает интерес к чтению и литературному творчеству среди дворян. М. В. Ломоносов пишет стихотворные оды, Екатерина II пишет сказки, пьесы, издаёт журнал, в котором критикует пороки человека. Екатерина II журнал «Всякая всячина»

Литературные произведения, созданные в

России до середины 18 века, это в основном «жития святых», тексты восхваляющие правителей и героические стихи, похожие на былины.

Во второй половине 18 века появляются такие литературные жанры как стихотворные поэмы и оды, повести и пьесы для постановки в театре.

Постепенно формируется русский

литературный язык.

Значительно возрастает интерес к чтению и литературному творчеству среди дворян.

М. В. Ломоносов пишет стихотворные оды, Екатерина II пишет сказки, пьесы, издаёт журнал, в котором критикует пороки человека.

Екатерина II журнал

«Всякая всячина»

Литература Денис Иванович Фонвизин пьеса «Недоросль» Написана и поставлена в 1782г., имела огромный успех. Пьеса – специальное произведение, для театра.

Литература

Денис Иванович Фонвизин пьеса «Недоросль»

Написана и поставлена в 1782г., имела огромный успех.

Пьеса – специальное произведение, для театра.

Комедия высмеивает недостатки, свойственные многим дворянам того времени: Хозяйка дома- Простакова, грубая и необразованная помещица, которая слуг не считает за людей, собственного мужа может поколотить, а воспитанием и образованием сына занимается лишь настолько насколько это считается модным в обществе. Её сын – Митрофан – недоросль, на современном языке «подросток», молодой дворянин, не получивший свидетельства о выучке. Это ленивый обжора, не желающий взрослеть.

Комедия высмеивает недостатки, свойственные многим дворянам того времени:

Хозяйка дома- Простакова, грубая и необразованная помещица, которая слуг не считает за людей, собственного мужа может поколотить, а воспитанием и образованием сына занимается лишь настолько насколько это считается модным в обществе.

Её сын – Митрофан – недоросль, на современном языке «подросток», молодой дворянин, не получивший свидетельства о выучке. Это ленивый обжора, не желающий взрослеть.

4 года Митрофана обучают разным наукам нанятые учителя, но пользы мало. Митрофан говорит: «Не хочу учиться – хочу жениться». Он не может, решая задачу, разделить 300 рублей на троих и мать говорит ему: «Нечего тут считать, ни с кем не делись». Географию дворянину по мнению Простаковой знать не нужно. Это наука не дворянская . «А извозчики – то на что ж? Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь».

4 года Митрофана обучают разным наукам нанятые учителя, но пользы мало. Митрофан говорит: «Не хочу учиться – хочу жениться».

Он не может, решая задачу, разделить 300 рублей на троих и мать говорит ему: «Нечего тут считать, ни с кем не делись».

Географию дворянину по мнению Простаковой знать не нужно. Это наука не дворянская . «А извозчики – то на что ж? Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь».

Митрофана спрашивают: «Дверь – это существительное или прилагательное? Он отвечает:  «Вот эта дверь прилагательна, потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна». Пьеса осуждает невежество, лень, лицемерие и жестокость. Она заканчивается победой справедливости и добра.

Митрофана спрашивают:

«Дверь – это существительное или прилагательное?

Он отвечает: «Вот эта дверь прилагательна, потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».

Пьеса осуждает невежество, лень, лицемерие и жестокость. Она заканчивается победой справедливости и добра.

Вид искусства Автор Театр и музыка Произведение Общедоступные театры, театры в дворянских усадьбах, первые русские композиторы, оперы и симфонии Литература Фонвизин Д. И. Пьеса «Недоросль»

Вид искусства

Автор

Театр и музыка

Произведение

Общедоступные театры, театры в дворянских усадьбах, первые русские композиторы, оперы и симфонии

Литература

Фонвизин Д. И.

Пьеса «Недоросль»

Подумай, что относится к произведениям живописи? натюрморт портрет Живопись – создание изображения красками на плоской поверхности. 18 век в России – время расцвета портретной живописи. пейзаж

Подумай, что относится к произведениям живописи?

натюрморт

портрет

Живопись – создание изображения красками на плоской поверхности.

18 век в России – время расцвета портретной живописи.

пейзаж

Живопись Иван Никитич Никитин Один из первых русских художников, отказавшихся от иконописного стиля. При Петре I он был послан за границу, где научился писать картины с перспективой. В одной из своих первых работ художник изобразил видного государственного деятеля, канцлера Головкина, с умным проницательным взглядом и твердой волевой складкой губ. В его осанке нет напыщенности, но есть чувство собственного достоинства, величественная сдержанность. «Портрет канцлера Головкина»

Живопись

Иван Никитич Никитин

Один из первых русских художников, отказавшихся от иконописного стиля. При Петре I он был послан за границу, где научился писать картины с перспективой. В одной из своих первых работ художник изобразил видного государственного деятеля, канцлера Головкина, с умным проницательным взглядом и твердой волевой складкой губ. В его осанке нет напыщенности, но есть чувство собственного достоинства, величественная сдержанность.

«Портрет канцлера Головкина»

«Петр I на смертном одре» 1725г. Иван Никитич Никитин Сразу после смерти Петра Никитин был приглашен запечатлеть мертвого императора. Портрет пронизан настроением глубокой искренней скорби: для Никитина Петр был не только император, а близкий и хорошо знакомый человек, чья смерть явилась для художника личной утратой.

«Петр I на смертном одре» 1725г.

Иван Никитич Никитин

Сразу после смерти Петра Никитин был приглашен запечатлеть мертвого императора. Портрет пронизан настроением глубокой искренней скорби: для Никитина Петр был не только император, а близкий и хорошо знакомый человек, чья смерть явилась для художника личной утратой.

Фёдор Степанович Рокотов Выходец из крепостных, получил вольную. Выучился на художника и вскоре стал одним из любимых мастеров российского дворянства. Писал в основном парадные портреты московской знати и самой Екатерины II. Портрет великого князя Павла Петровича в детстве 1761г.

Фёдор Степанович

Рокотов

Выходец из крепостных, получил вольную. Выучился на художника и вскоре стал одним из любимых мастеров российского дворянства. Писал в основном парадные портреты московской знати и самой Екатерины II.

Портрет великого князя Павла Петровича в детстве 1761г.

Коронационный портрет Екатерины II (1763) Фёдор Степанович Рокотов Екатерина II изображена в профиль. Такое изображение, сходное с профилями императоров на римских монетах, очень понравилось Екатерине и она велела впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова. Художник мастерски справился с изображением разнообразных дорогих тканей и украшений: парчи, тафты, шелка, жемчуга, кружева. Портрет демонстрирует нам сильную волевую женщину, самим богом выбранную править своей огромной страной.

Коронационный портрет Екатерины II (1763)

Фёдор Степанович

Рокотов

Екатерина II изображена в профиль. Такое изображение, сходное с профилями императоров на римских монетах, очень понравилось Екатерине и она велела впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова. Художник мастерски справился с изображением разнообразных дорогих тканей и украшений: парчи, тафты, шелка, жемчуга, кружева. Портрет демонстрирует нам сильную волевую женщину, самим богом выбранную править своей огромной страной.

Портрет П.А. Демидова Дмитрий Григорьевич Левицкий Родился в семье священника, известного и как художник - гравёр. Учился в Императорской Академии художеств. Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, подходящее окружение. Известный богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен в домашнем халате с лейкой возле кадок с растениями, выращивание которых было его увлечением. На заднем плане видно здание Воспитательного дома, на который Демидов жертвовал большие суммы.

Портрет П.А. Демидова

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Родился в семье священника, известного и как художник - гравёр. Учился в Императорской Академии художеств. Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, подходящее окружение.

Известный богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен в домашнем халате с лейкой возле кадок с растениями, выращивание которых было его увлечением. На заднем плане видно здание Воспитательного дома, на который Демидов жертвовал большие суммы.

С 1773 по 1776 год Левицкий по заказу Екатерины II написал серию портретов воспитанниц Смольного института для благородных девиц, основанного в 1764 году. Портрет Г. И. Алымовой Портрет Хрущовой и Хованской Портрет Портрет Е.И. Нелидовой А. П. Левшиной Смолянки на портретах танцуют, музицируют, представляют сцены из спектакля, демонстрируют светские манеры.

С 1773 по 1776 год Левицкий по заказу Екатерины II написал

серию портретов воспитанниц Смольного института для благородных девиц, основанного в 1764 году.

Портрет

Г. И. Алымовой

Портрет Хрущовой

и Хованской

Портрет

Портрет

Е.И. Нелидовой

А. П. Левшиной

Смолянки на портретах танцуют, музицируют, представляют сцены из спектакля, демонстрируют светские манеры.

Дмитрий Григорьевич Левицкий Портрет А.Д. Ланского Портрет Александра Ланского, фаворита императрицы, Левицкий написал по заказу Екатерины II.  Сын бедного смоленского помещика приглянулся императрице своей статью и красотой, получил от неё графский титул, огромные земли, десятки тысяч крестьян и чин флигель-адъютанта. На парадном портрете Ланской изображён в парадном мундире, с орденской лентой через плечо. На заднем плане виден бюст Екатерины II, обязательный атрибут портрета государственного деятеля.

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Портрет А.Д. Ланского

Портрет Александра Ланского, фаворита императрицы, Левицкий написал по заказу Екатерины II. Сын бедного смоленского помещика приглянулся императрице своей статью и красотой, получил от неё графский титул, огромные земли, десятки тысяч крестьян и чин флигель-адъютанта. На парадном портрете Ланской изображён в парадном мундире, с орденской лентой через плечо. На заднем плане виден бюст Екатерины II, обязательный атрибут портрета государственного деятеля.

«Портрет Екатерины II - Законодательницы» Дмитрий Григорьевич Левицкий Парадный портрет Екатерины II заказал художнику известный поэт Н. А. Львов. Это типичный парадный портрет, где каждый предмет имеет символическое значение. Екатерина изображена в Храме богини Правосудия. Она сжигает на алтаре маковые цветы - символ сна и покоя, выражая готовность пожертвовать собственным покоем ради процветания России. Орден Святого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством. Лежащие у её ног книги (свод законов) символизируют истину. Корабли на заднем плане – победы на Чёрном море. Это образ идеального монарха.

«Портрет Екатерины II - Законодательницы»

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Парадный портрет Екатерины II заказал художнику известный поэт Н. А. Львов. Это типичный парадный портрет, где каждый предмет имеет символическое значение. Екатерина изображена в Храме богини Правосудия. Она сжигает на алтаре маковые цветы - символ сна и покоя, выражая готовность пожертвовать собственным покоем ради процветания России. Орден Святого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством. Лежащие у её ног книги (свод законов) символизируют истину. Корабли на заднем плане – победы на Чёрном море. Это образ идеального монарха.

Владимир Лукич Боровиковский «Портрет М. Лопухиной» Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. Боровиковский учился иконописи у своего отца. Екатерина II отметила его работу по росписи интерьера путевого дворца в Кременчуге и повелела переехать в Петербург. Художник стал одним из самых знаменитых художников-портретистов. В его творчестве преобладали небольшие портреты. В  «Портрете М.И. Лопухиной» художнику удалось выразить всю прелесть, красоту и обаяние молодости прекрасной девушки.

Владимир Лукич Боровиковский

«Портрет М. Лопухиной»

Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. Боровиковский учился иконописи у своего отца. Екатерина II отметила его работу по росписи интерьера путевого дворца в Кременчуге и повелела переехать в Петербург. Художник стал одним из самых знаменитых художников-портретистов. В его творчестве преобладали небольшие портреты. В «Портрете М.И. Лопухиной» художнику удалось выразить всю прелесть, красоту и обаяние молодости прекрасной девушки.

Портрет Е.Г. Тёмкиной Портрет Е.А. Нарышкиной «Портрет Е.Н. Арсеньевой» Женские портреты Боровиковского имеют определенный стиль: поясное изображение фигуры, опирающейся рукой на какую-либо подставку, светлая одежда и неяркий пейзаж в качестве фона. В женских образах Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи, передаёт многообразие чувств и переживаний изображаемых моделей.

Портрет Е.Г. Тёмкиной

Портрет Е.А. Нарышкиной

«Портрет Е.Н. Арсеньевой»

Женские портреты Боровиковского имеют определенный стиль: поясное изображение фигуры, опирающейся рукой на какую-либо подставку, светлая одежда и неяркий пейзаж в качестве фона. В женских образах Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи, передаёт многообразие чувств и переживаний изображаемых моделей.

Владимир Лукич Боровиковский В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. На таком портрете человека изображали в полный рост, уделяя особое внимание отображению богатства быта и одежды,  перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека.  Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней. За спиной князя бюст ПавлаI в качестве символа эпохи. Портрет князя А.Б. Куракина 1801г.

Владимир Лукич Боровиковский

В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. На таком портрете человека изображали в полный рост, уделяя особое внимание отображению богатства быта и одежды,  перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека.

Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней. За спиной князя бюст ПавлаI в качестве символа эпохи.

Портрет князя А.Б. Куракина 1801г.

Шибанов Михаил «Крестьянский обед» «Свадебный сговор» Живописец из крепостных крестьян первый в России создал картины, посвящённые крестьянскому быту. Картины очень точно воспроизводят детали быта и одежды, будней и праздников крестьянской семьи.

Шибанов Михаил

«Крестьянский обед»

«Свадебный сговор»

Живописец из крепостных крестьян первый в России создал картины, посвящённые крестьянскому быту. Картины очень точно воспроизводят детали быта и одежды, будней и праздников крестьянской семьи.

Иван Петрович Аргунов Родился в семье крепостных и до конца жизни оставался в услужении графа Шереметьева. Был художником, учителем живописи, управляющим графскими домами. В портрете неизвестной крестьянки Аргунов постарался показать природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Девушка в праздничном венце и красном вышитом сарафане выглядит скромно и спокойно, на её губах заметна приветливая улыбка. «Портрет неизвестной крестьянки»

Иван Петрович Аргунов

Родился в семье крепостных и до конца жизни оставался в услужении графа Шереметьева. Был художником, учителем живописи, управляющим графскими домами.

В портрете неизвестной крестьянки Аргунов постарался показать природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Девушка в праздничном венце и красном вышитом сарафане выглядит скромно и спокойно, на её губах заметна приветливая улыбка.

«Портрет неизвестной крестьянки»

Вид искусства Автор Театр и музыка Произведение Общедоступные театры, театры в дворянских усадьбах, первые русские композиторы, оперы и симфонии Литература Живопись Фонвизин Д. И. Пьеса «Недоросль» Рокотов Ф.С. Боровиковский В. Л. «Портрет Екатерины II» «Портрет М. Лопухиной» Аргунов И. П. «Портрет неизвестной крестьянки»

Вид искусства

Автор

Театр и музыка

Произведение

Общедоступные театры, театры в дворянских усадьбах, первые русские композиторы, оперы и симфонии

Литература

Живопись

Фонвизин Д. И.

Пьеса «Недоросль»

Рокотов Ф.С.

Боровиковский В. Л.

«Портрет Екатерины II»

«Портрет М. Лопухиной»

Аргунов И. П.

«Портрет неизвестной крестьянки»

Домашнее задание: стр. 194-195

Домашнее задание: стр. 194-195


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!