Технологическая карта урока
Должность: Учитель. Педагог в сфере начального общего образования.
ФИО – Волкова Татьяна Викторовна
Класс – 2
УМК – Физическая культура, 1-4 класс/Матвеев А.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Предмет – физическая культура
Тема - «Плавание: знакомство с водой и элементами техники»
Тип урока - урок открытия новых знаний
Место проведения: плавательный бассейн спортивной школы.
Место и роль урока в изучаемой теме - первый урок в разделе «Плавание», создает первоначальную базу для дальнейшего совершенствования техники плавания.
Цель: Формирование позитивного отношения к плаванию, освоение начальных навыков взаимодействия с водой и элементов техники плавания. Закаливание и укрепление организма.
Задачи урока:
Обучающая: формировать первоначальные навыки плавания, познакомить с основными правилами безопасности на воде, обучать скольжению на груди, развивать навыки задержки дыхания под водой.
Развивающая: развивать координацию движения, дыхательную систему, умение работать в группе и самостоятельно.
развивать устную речь, расширять и обогащать словарный запас, воспринимать речь, развивать мышление, логику, память, внимание.
Воспитывающая: воспитывать ответственность, организованность, формировать стремление к получению знаний.
Планируемые образовательные результаты
Предметные знания, предметные действия | Универсальные учебные действия | Личностные |
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Предметные знания Знать правила безопасности на воде. Знать название основных частей тела, используемых при движении в воде.Знать основные термины: поверхность воды, дно, глубина, плавание, скольжение, дыхание. Предметные действия Безопасно и самостоятельно входить и выходить из воды. Выполнять элементарные движения в воде: гребок, скольжение, отталкивание. Уметь задерживать дыхание, скользить на груди. | Выполнять учебные задания по обучению новым физическим упражнениям и развитию физических качеств; Побуждение ребенка ставить цели и искать пути их достижения эффективным способом. Формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность. | Воспроизводить названия разучиваемых физических упражнений и их исходные положения; Включение детей в открытие новых знаний. Фиксация внимания на общих способах действий в той или иной ситуации. | Создавать на уроке дружелюбную и безопасную атмосферу. Поощрять детей к взаимной помощи и поддержке. Высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической культурой управлять эмоциями во время занятий физической культурой и проведения подвижных игр, соблюдать правила поведения и положительно относиться к замечаниям других учащихся и учителя; оценивать влияние гигиенических процедур на укрепление здоровья; | Создавать на уроках позитивную и поддерживающую атмосферу. Поощрять успехи детей, отмечать их достижения. Помогать детям формировать адекватную самооценку. на основе критерия успешность учебной деятельности |
Ход урока
№ | Этап урока | Задача, которая должна быть решена | Формы организации деятельности | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся | Диагностика достижения результатов |
1. | Организационный | Организовать построение, проверить готовность к уроку и убедиться в хорошем самочувствии учащихся | Фронтальная | Построение класса, приветствие учащихся, проверка плавательных принадлежностей. Проводит инструктаж по безопасности. Разыгрывает несколько ситуаций: «Что делать, если ты упал?», «Что делать, если ты потерялся?» «Как правильно попросить о помощи?» Загадывает загадки, на тему плавания. -Я синяя, большая и глубокая, в меня ныряют смелые. (Бассейн) -Я плаваю, но не рыба, машу руками, но не птица. (Человек) -Надувной друг, спасает от волн, на нем по воде ты плывешь. (Круг) -Она на голове, волосы защищает, в бассейне нужна. (Шапочка) Подводит учащихся к теме урока. | Учащиеся строятся в одну шеренгу и отвечают на приветствие. Дают самооценку своего самочувствия и готовности к уроку. Проявляют дисциплинированность и внимательно слушают учителя. Отвечают на предложенные вопросы -активно участвуют в обсуждении. | Проявление интереса к уроку. Установление атмосферы сотрудничества | Визуальный контроль |
2. | Актуализация знаний | Подготовка к восприятию нового материала Подготовка организма к дальнейшей нагрузке. Проведение разминки на суше. | Фронтальная | Обсуждает с детьми, ставит задачи на урок. Формулирует проблему: "Нам нужно научиться правильно координировать движения рук и ног, чтобы не тонуть" Разминка на суше 1. Ходьба: -медленная ходьба на месте, руки свободно опущены. -ходьба с высоким подниманием коленей -ходьба с выпадами 2.Вращения: -вращения головой, плечами, туловищем. 3.Упражнения на гибкость: -наклоны: 4.Приседания: -приседания с прямой спиной -приседания с опорой (для тех, кто нуждается в поддержке) -приседания с выпрыгиванием (для подготовленных). Завершение разминки: Медленная ходьба на месте, глубокое дыхание. | Регулятивные: составляют план достижения цели. Познавательные: анализируют наглядную информацию, делают выводы Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Готовность учащихся к познавательной деятельности | Выраженная заинтересованность. |
3. | Открытие новых знаний. | Развивать навыки задержки дыхания под водой, обучать скольжению на груди, | фронтальная | 1. Организовывает вход в воду. Дифференциация: для новичков и детей с боязнью воды – дополнительная поддержка учителя при входе. Для более опытных – самостоятельный вход. Озвучивает цель урока. «Сегодня мы будем выполнять упражнения, которые помогут научиться плавать» 2. Акклиматизация: следит за самочувствием учащегося, задает вопросы о комфорте. 3.Упражнения в воде: -стоя, держась за бортик (подбородок на поверхности воды), выполнить вдох-выдох (с задержкой дыхания на вдохе), на выдохе выдуть в воде перед собой воронку – 4 раза. - на задержку дыхания. Дифференциация: Новички – 2 секунды. Средний уровень – 3-5 секунд. Опытные – до 7 секунд. -Погружение лица: Постепенное погружение лица в воду, начиная с нескольких секунд, постепенно увеличивая время. Следит за реакцией детей и оказывает поддержку. Для детей, испытывающих страх, предлагаются упрощенные упражнения (например, касание воды лицом). 4. Обучение скольжению. - Скольжение на груди с использованием доски 5-7 раз. Следит за правильной техникой и комфортом детей. | | осознание учащимися своей деятельности и самоанализ работы | Визуальный контроль выполнения упражнений Наблюдение за самочувствием учащихся |
4. | Закрепление новых знаний | Установление правильности и осознанности освоения нового материала. | Фронтальная | Предлагает игры в воде. «Собери игрушки» «Медуза», «Поплавок», «Звездочка», «Кто дальше проскользит» Игра «Торпеда» Постоянно наблюдает, корректирует технику выполнения упражнений и следит за их самочувствием Учитывает индивидуальные особенности детей. | Учащиеся собирают игрушки со дна бассейна, задерживая дыхание. Выполняют упражнения. Скользят с использованием доски для плавания Личностные: самостоятельно организовывают свою деятельность. Регулятивные: контролируют свои эмоции. Познавательные: верно воспринимают правила игры Коммуникативные: учитывают разные мнения, доброжелательно относятся к учителю и одноклассникам. Предметные совершенствуют скольжение на груди | Выявление и устранение пробелов в понимании нового материала Индивидуальные комментарии каждому ученику | Демонстрация выполнения заданий |
6. | Рефлексия | Подведение итогов урока | Фронтальная | Организует выход из воды. -Сегодня вы все очень старались! -Что удалось на уроке, что не получилось? Что понравилось? Не понравилось? -Оцените свою работу на уроке. «Морские звёздочки» Раздаёт детям звёздочки. На одной стороне надпись «Я смог!», на другой – «Мне нужна помощь!» Домашнее задание: выполнять дыхательные упражнения дома | Выходят и садятся на лавочку. Учащиеся отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Учащиеся поднимают ту сторону звёздочки, которая соответствует их ощущениям после урока. Регулятивные: анализируют и оценивают свою работу Познавательные: извлекают опыт Коммуникативные: слушают, развивают речевые навыки, оценивают влияние гигиенических процедур на укрепление здоровья; Личностные: осознают значимость учебной деятельности для будущего самоопределения | Оценка достигнутых результатов | Самоанализ и самооценка |
Самоанализ урока.
Урок физической культуры по теме «Плавание: знакомство с водой и элементами техники» проведен во 2В классе в соответствии с календарно-тематическим планированием. В классе 28человек, из них 1 человек с ОВЗ (5.1). На уроке присутствовало 25чел, 3 отсутствовали по болезни. В классе 2 учащихся посещают секцию плавания, 1 учащийся боится воды. Класс с устойчивым психологическим климатом и доброжелательными отношениями между обучающимися, которые способны качественно выполнить поставленные задачи.
Тип урока - открытие новых знаний, 1урок в разделе «Плавание», создает первоначальную базу для дальнейшего совершенствования техники плавания.
Поставленная цель - формирование позитивного отношения к плаванию, освоение начальных навыков взаимодействия с водой и элементов техники плавания, закаливание, укрепление организма соответствовала теме урока и была направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Содержание заданий соответствовало программе. Использовались словесные, наглядные, практические методы. Структура занятия выдержана и состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной частей. Использовалась фронтальная форма работы. Плотность занятия была достаточной, соответствовала поставленным задачам и возрасту учащихся, время было распределено рационально на всех этапах занятия.
Урок начался с построения. Проведен инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в бассейне. Упражнения для разминки на суше были подобраны с учётом разогрева мышц, связок и суставов. Доброжелательная обстановка способствовала мотивации учебной деятельности. Через личностно-ориентированный подход для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
В основной части учащиеся выполняли упражнения в воде «Собери игрушки», «Медуза», «Поплавок», «Звездочка», «Кто дальше проскользит», «Торпеда». В течение урока учащиеся выполняли дыхательные упражнения на восстановление. Игры помогли снять напряжение. Большинство детей справились со скольжением с помощью досок. Несколько учащихся нуждались в постоянной поддержке.
В заключительной части – выполнялись упражнения на восстановление сил после основного задания, были подведены итоги уроки. Каждый учащийся определил уровень достижения поставленных в начале урока целей и задач. Таким образом была достигнута цель этапа рефлексии.
Считаю, что содержание урока, методы, формы способствовали достижению целей урока. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.