Логопедическое занятие с группой детей 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III – IV уровня.
"Дифференциация звуков [б]–[б'], [п]–[п'] в словах, словосочетаниях и предложениях"
1. Коррекционно-образовательные:
различение звуков[б]–[б'], [п]–[п'] на слух и в произношении в словах, словосочетаниях и предложениях;
уточнение различий между парными звонкими и глухими, мягкими и твердыми согласными;
развитие фонематического восприятия.
воспитание нравственно-этических чувств.
воспитывать аккуратность, усидчивость на занятиях.
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия |
Используемый дидактический и наглядный материал | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые способы деятельности |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Рефлексия. Положительный настрой на урок. Этап постановки учебной задачи, мотивации учебной деятельности. Актуализация знаний.
| | Вызов уже имеющихся знаний. Определение темы занятия. - Кто пришел к нам в гости? Имя героя. Погружение в проблему. Какие буквы мы написали в именах наших героев? А какие это звуки? -Сегодня вы вспомните сходства и различия парных согласных звуков. Положительный настрой на работу и сотрудничество. | Различают буквы и звуки речи. Упражняются в определении букв и звуков речи в игровой ситуации. | Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Выстраивать логическую цепь рассуждений
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели | Умение оформлять свои мысли в устной форме
Умение использовать речь для регуляции своего поведения
| Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Умение самостоятельно анализировать условия задания на основе учета выделенных ориентиров |
2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению
| Речевой материал: Пломба Победа Лампа Письмо Корабль Бинокль. | Организация самостоятельной письменной работы. Вопросы и задания: -Записать слова в карточки, выделить цветом изучаемые звуки. |
Записывают слова обозначить твердость и мягкость согласных звуков. Проверяют правильность выполнения с помощью компьютера. | Умение слушать, слышать, анализировать, сопоставлять, дифференцировать, делать выводы. Умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
Выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий. | Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность, рефлексия своих действий | Умение оценивать правильность своих действий Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
|
3.Этап закрепления знаний. Решение учебной задачи | Речевой материал. Карточки с заданиями. | Организация письменной работы в парах. | Анализируют слова. Дают ответ на проблемный вопрос. Проверяют правильность выполнения с помощью компьютера. | Умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий. Проводить сравнения, классификацию по заданным критериям. | Умение критично относиться к своему мнению и принимать точку зрения другого человека. | |
4.Этап систематизации знаний. | Речевой материал. Карточки с заданиями. | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. Организация письменной работы в группе. | Анализируют словосочетания. Проверяют правильность выполнения с помощью компьютера. | Умение анализировать, действовать по заданному алгоритму. Обобщать, делать выводы. | Умение обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы. Умение работать в группе | Умение корректировать и оценивать выполнение задания |
5.Этап закрепления и систематизации знаний в предложениях. | Слова на карточках. Составление предложений.
| Организация учебного взаимодействия и обсуждение возникающих вопросов. Выработка соответствующих навыков и умений. Контроль за чтением слов. Индивидуальная помощь при затруднении. | Читают текст. Выписывают из текста слова в определенной последовательности. Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/ невозможность его выполнения. Взаимопроверка, коррекция. | Умение составлять предложения из данных слов, понимать основную мысль.
| Умение участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Критично относиться к своему мнению.
Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность, учитывать позицию учеников. Задавать вопросы. Владеть монологическими формами речи. |
Умение учитывать сложность задания
Умение контролировать свои действия в ходе работы.
Умение вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. |
5.Подведение итогов. Рефлексия | | Проведение рефлексии: Какие задания понравились, какие вызвали затруднения? -Оцените свою работу. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу. | Умение обобщать знания, анализировать, контролировать и оценивать результат. | Рефлексия своих действий | Умение осуществлять пошаговый контроль по результату |