СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень хочется верить,что вам пригодится, мне помогло

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Тематическое и поурочное планирование

к разделу «Общая биология 9 класс»

Авторы: Т.М. Ефимова, А.О. Шубин, Л.Н. Сухорукова;

под редакцией Д.И. Трайтака и Н.Д.Андреевой.



урока

§

Раздел.

Тема урока.

Практические работы


9 класс

Введение (2 ч)

1.

1.


Задачи раздела. Основные закономерности возникновения, раз­вития и поддержания жизни на Земле.


2.

2.


Введение. Живые системы – объект изучения биологии.


Раздел 1.

ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ (26 ч)


Тема I. Химический состав живого (6 ч)


3.

1.

1.

Химические элементы, составляющие живые системы.


4.

2.

2.

Неорганические вещества – компоненты живого.


5.

3.

3.

Органические вещества. Углеводы.


6.

4.

4.

Белки.


7.

5.

5.

Нуклеиновые кислоты.


8.

6.

6.

Липиды. АТФ.


Тема II. Строение и функции клетки – элементарной живой системы. (11 ч)


9.

1.

7

Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория.


10-12.

2-4.

8

Структура клетки

№1. «Сравнение строения растительной и животной клеток»

№2 «Изучение тканей растений и животных»

13.

5.

9

Строение и функции ядра. Прокариоты и эукариоты.


14.

6.

10

Обмен веществ и превращение энергии – основные свойства живых систем.


15.

7.

11

Фотосинтез.


16.

8.

12

Обеспечение клетки энергией.


17.

9.

13

Синтез рибонуклеиновой кислоты (РНК) и белка.


18.

10.

14

Клеточный цикл.


19.

11.

15

Мейоз.


Тема III. Организм - целостная система (9 ч)


20.

1.

16

Вирусы – неклеточные формы жизни.


21.

2.

17

Одноклеточные и многоклеточные организмы.


22-23.

3-4.

18

Размножение организмов. Бесполое размножение.

№3 «Отработка приемов вегетативного размножения растений».

24.

5.

19

Образование и развитие половых клеток. Половое размножение животных.


25.

6.

20

Двойное оплодотворение у цветковых растений.


26.

7.

21

Индивидуальное развитие организмов.


27-28.

8-9.

22

Организм и среда его обитания.

№4 «Влияние длины светового дня на развитие растений».

Раздел II

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ -­ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМОВ (12 ч)


Тема IV. Основные закономерности наследственности и изменчивости (7 ч)


29.

1.

23

Основные понятия генетики.


30.

2.

24

Моногибридное скрещивание. Закон доминирования.


31.

3.


Решение задач.


32.

4.

25

Закон расщепления. Независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании.


33.

5.


Решение задач


34.

6.

26

Хромосомная теория наследственности. Хромосомное определение пола организма.


35.

7.

27

Формы изменчивости организмов.


Тема V. Генетика и практическая деятельность человека (5 ч)


36.

1.



№5 «Изучение ненаследственной изменчивости листьев у комнат­ных растений».

37.

2.

28

Генетика и медицина.


38.

3.

29

Генетика и селекция.


39.

4.

30

Исходный материал для селекции. Искусственный отбор.


40.

5.

31

Многообразие методов селекции.


Раздел III

НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ: ПОПУЛЯЦИИ, СООБЩЕСТВА, ЭКОСИСТЕМЫ (14 ч)


Тема VI. Популяции (4 ч)


41-42.

1-2.

32

Основные свойства популяций.


43.

3.

33

Возрастная и половая структура популяции.


44.

4.

34

Изменения численности популяций.


Тема VII. Биологические сообщества (4 ч)


45.

1.

35

Биоценоз, его структура и устойчивость.


46.

2.

36

Разнообразие биотических связей в сообществе.

№6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе». (на дом)


47.

3.

37

Структура пищевых связей и их роль в сообществе.


48.

4.

38

Роль конкуренции в сообществе.


Тема VIII. Экосистемы (6 ч)


49-50.

1-2.

39

Организация экосистем.

№7 «Составление схем пищевых цепей и переноса энергии в эко­системе».

51.

3.

40

Развитие экосистем.


52.

4.

41

Биосфера – глобальная экосистема.


53.

5.

42

Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.


54.

6.


Обобщение по теме: «Надорганизменные системы».


Раздел IV

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (14 ч)


Тема IX. Эволюционное учение (7 ч)


55.

1.

43, 44

Додарвиновская научная картина мира. Дарвин и его учение.


56.

2.

45

Борьба за существование. Естественный и искусственный отбор.

№8 «Изучение внутривидовой формы борьбы за существование».

(закладка опыта)

57.

3.

46

Современные взгляды на факторы эволюции.


58.

4.

47

Приспособленность – результат эволюции.

№9 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

(на дом)

59.

5.

48

Понятие вида в биологии.


60.

6.

49

Пути возникновения новых видов – видообразование.

№8 «Изучение внутривидовой формы борьбы за существование».

(результаты опыта)

61.

7.

50

Доказательства эволюции.

№ 10 «Изучение доказательств эволюции».

(на дом)

Тема X. Возникновение и развитие жизни на Земле (2 ч)


62.

1.

51

Биогенез и абиогенез.


63.

2.

52

Развитие жизни на Земле.


Тема XI. Происхождение и эволюция человека (3 ч)


64.

1.

53

Человек и приматы: сходство и различия.


65.

2.

54

Основные этапы эволюции человека.


66.

3.

55

Роль деятельности человека в биосфере.


Класс: 9

Дата: 22.09.2017

Предмет: Биология

Конспект урока: «Белки и нуклеиновые кислоты».

Цель урока- формировать знания о строении, свойствах и функциях белков и НК в клетке.

В

Задачи:

Образовательные:

1)расширить знания о белках и НК как природных полимерах, о многообразии их функций во взаимосвязи со строением и свойствами;

2) рассмотреть виды нуклеиновых кислот и сформировать знания о их строении.

Развивающие:

1) развивать мышление учащихся и умение устанавливать причинно-следственные связи на примере изучения свойств и функций белка и НК.

2) развивать умение структурировать материал, работать с текстом.

3) способствовать развитию умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному.

4) способствовать развитию умения критически работать с текстом, выявлять сходство и различие между объектами.

оспитательные
: способствовать развитию коммуникативной культуры (умение работать в паре и группе), воспитывать аккуратность учащихся при выполнении и оформлении записей в тетради.

Педагогические технологии, используемые на уроке: информационные, групповые, проблемные, критического мышления.

Тип урока: комбинированный.

Демонстрационный материал: Таблица - "Белки", модели структуры белка, НК., презентация по теме: «Белки и нуклеиновые кислоты»

Этап урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

примеч

1.Организационный момент урока.

1.1. Постановка задач.

Приветствие учащихся.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.


    1. Организация проверки изученного на прошлом уроке материала.


2.Проверка пройденного материала

1. Каков химический состав клетки?

2.Каково значение воды и минеральных солей в клетках для живых организмов?

3. Какие вещества относятся к липидам и какое строение имеет большинство липидов;

4. Какие клетки и ткани наиболее богаты липидами;

5.Какое состав и строение имеют молекулы углеводов.

Учащиеся отвечают на вопросы.


2. Изучение новой темы.


Знаете ли вы что такое белки и нуклеиновые кислоты?

Как вы уже поняли тема нашего урока:

« Белки и нуклеиновые кислоты».


Слайд 1-3

2.1.

Работа с текстом № 1

Обсуждение знаков

Уровни организации белковых молекул.

Расскажите какие вы помнете уровни организации белковых молекул?

Первичная структура белка – последовательность чередования аминокислотных остатков (все связи ковалентные, пептидные)

Вторичная структура – форма полипептидной цепи в пространстве. Белковая цепь закручена в спираль (за счет множества водородных связей)

Третичная структура – реальная трехмерная конфигурация, которую принимает в пространстве закрученная спираль (за счет гидрофобных связей), у некоторых белков – S–S-связи (бисульфидные связи)

Четвертичная структура – соединенные друг с другом макромолекулы белков образуют комплекс

Такая сложная организация белковой молекулы связана с разнообразными функциями, свойственными этим биополимерам.

1. Строительный материал – белки участвуют в образовании оболочки клетки, органоидов и мембран клетки. Из белков построены кровеносные сосуды, сухожилия, волосы. Пример: коллаген, кератин.
2. Каталитическая роль – все клеточные катализаторы – белки (активные центры фермента). Структура активного центра фермента и структура субстрата точно соответствуют друг другу, как ключ и замок. Пример: пепсин, трипсин, каталаза.

3. Двигательная функция – сократительные белки вызывают всякое движение (актин, миозин)
4. Транспортная функция – белок крови гемоглобин присоединяет кислород и разносит его по всем тканям.
5. Защитная роль – выработка белковых тел и антител для обезвреживания чужеродных веществ (антитела, фибриноген)
6. Энергетическая функция – не основной , но источник энергии :1 г белка эквивалентен 17,6 кДж.

7. Регуляторная- регулирование обмена веществ в организме (инсулин, тироксин, адреналин)

8. Запасающая- резерв для организма, плода

На тексте под цифрой 1

делают пометки:

V знаю

_ противоречит моим представлениям

? требуется разъяснения

+ новое, но понятное









































Вывод формулируется и записывается самостоятельно.


Слайд 4




Слайд 5-6



















2. 2. Строение и функции НК

Биологическая роль нуклеиновых кислот.

Открыты они в 1869 г. швейцарским  химиком И.-Ф.Мишером в ядрах лейкоцитов. В природе существуют 2 вида нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Содержатся нуклеиновые кислоты в ядре, рибосомах, пластидах и митохондриях.


Слайд 7-8

ДНК

2.Организует беседу по вопросам

а) Что представляют собой НК?

 Молекула ДНК представляет собой двухцепочечную спираль, закрученную вокруг своей оси. ДНК – полимер, мономерами являются нуклеотиды.

На тексте под цифрой 2 и 3

делают пометки:

V знаю

_ противоречит моим представлениям

? требуется разъяснения

+ новое, но понятное


Записывают определение в тетрадь.

Презентация Слайд 9


б) Из чего же состоит нуклеотид?

. Нуклеотид   состоит из 3х компонентов: азотистого основания, пятиатомного сахара –дезоксирибозы, остатка фосфорной кислоты. Нуклеотиды 4х видов, отличаются азотистыми основаниями. 

Заполняют схему

Слайд 10

в) Где находиться ДНК?




Каково строение ДНК и РНК?


Нуклеотидный состав ДНК в 1905 г. впервые количественно проанализировал американский биолог Эдвин Чаргафф. Он обнаружил, что число пуриновых оснований всегда равно числу пиримидиновых. Количество аденина = количеству тимина, гуанина = цитозину. Это правило Чаргаффа.

В ядре, в хлоропластах, в митохондриях






Самостоятельно изучают правило Чаргоффа по учебнику, записывают в тетрадь.

Слайд 11-12




Слайд 14-15




Слайд 16






РНК

Организует самостоятельную работу и подводит к выводу:

РНК - рибонуклеиновая кислота, полимер,  состоит из 4х нуклеотидов. Состав нуклеотида: азотистые основания ( пуриновые – аденин (А), гуанин (Г); пиримидиновые – цитозин (Ц), урацил (У)), пятиатомный сахар – рибоза, остаток фосфорной кислоты.

  а) рибосомная РНК (р-РНК) в комплексе с белками образует рибосомы, на  которых происходит синтез белка. Молекулы р-РНК состоят из 3-5 тыс. нуклеотидов. Образуются в ядрышках.

б) информационная РНК (и-РНК) программирует синтез белка в клетке. Она осуществляет передачу кода ДНК к месту синтеза белка.

в) транспортная РНК (т-РНК)  состоят из 75-95 нуклеотидов, доставляют аминокислоты к месту синтеза белка –рибосомам


презентация Слайд 17

3. Закрепление материала.

Работа в группах по карточкам.

1. В чем сходство между ДНК и РНК?

2.В чем различие между ДНК и РНК?

3.Сравнить белки и НК

4. Структуры белка и типы связей

Вставьте нужные слова

Выберите правильное утверждение

Обсуждают задания выбирают оратора.

Делают выводы об изученном материале в виде схем и таблиц


Презентация

Слайд

18-25





4. рефлексия

Игра «Что я за птица?»

критерий


3 балла

2 балла

1 балл

Активность на уроке


высокая

средняя

низкая

Материал урока усвоил

хорошо

частично

слабо

Тему могу объяснить

Могу сам

Могу, но с подсказкой

Затрудняюсь




3-5 баллов воробей (собирает знания по крупицам)

7-6 баллов

Соловей (поведай свои знания другим)

8-9 баллов

Орел (открывает тайны бытия)

Слайды

26-27

5. Дом. задание

параграф № 6 читать.


Слайд 28