Авторы: Т.М. Ефимова, А.О. Шубин, Л.Н. Сухорукова;
под редакцией Д.И. Трайтака и Н.Д.Андреевой.
№ урока | № § | Раздел. Тема урока. | Практические работы | |
9 класс Введение (2 ч) |
1. | 1. | | Задачи раздела. Основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. | |
2. | 2. | | Введение. Живые системы – объект изучения биологии. | |
Раздел 1. ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ (26 ч) |
Тема I. Химический состав живого (6 ч) |
3. | 1. | 1. | Химические элементы, составляющие живые системы. | |
4. | 2. | 2. | Неорганические вещества – компоненты живого. | |
5. | 3. | 3. | Органические вещества. Углеводы. | |
6. | 4. | 4. | Белки. | |
7. | 5. | 5. | Нуклеиновые кислоты. | |
8. | 6. | 6. | Липиды. АТФ. | |
Тема II. Строение и функции клетки – элементарной живой системы. (11 ч) |
9. | 1. | 7 | Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. | |
10-12. | 2-4. | 8 | Структура клетки | №1. «Сравнение строения растительной и животной клеток» №2 «Изучение тканей растений и животных» |
13. | 5. | 9 | Строение и функции ядра. Прокариоты и эукариоты. | |
14. | 6. | 10 | Обмен веществ и превращение энергии – основные свойства живых систем. | |
15. | 7. | 11 | Фотосинтез. | |
16. | 8. | 12 | Обеспечение клетки энергией. | |
17. | 9. | 13 | Синтез рибонуклеиновой кислоты (РНК) и белка. | |
18. | 10. | 14 | Клеточный цикл. | |
19. | 11. | 15 | Мейоз. | |
Тема III. Организм - целостная система (9 ч) |
20. | 1. | 16 | Вирусы – неклеточные формы жизни. | |
21. | 2. | 17 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | |
22-23. | 3-4. | 18 | Размножение организмов. Бесполое размножение. | №3 «Отработка приемов вегетативного размножения растений». |
24. | 5. | 19 | Образование и развитие половых клеток. Половое размножение животных. | |
25. | 6. | 20 | Двойное оплодотворение у цветковых растений. | |
26. | 7. | 21 | Индивидуальное развитие организмов. | |
27-28. | 8-9. | 22 | Организм и среда его обитания. | №4 «Влияние длины светового дня на развитие растений». |
Раздел II НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ -ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМОВ (12 ч) |
Тема IV. Основные закономерности наследственности и изменчивости (7 ч) |
29. | 1. | 23 | Основные понятия генетики. | |
30. | 2. | 24 | Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. | |
31. | 3. | | Решение задач. | |
32. | 4. | 25 | Закон расщепления. Независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании. | |
33. | 5. | | Решение задач | |
34. | 6. | 26 | Хромосомная теория наследственности. Хромосомное определение пола организма. | |
35. | 7. | 27 | Формы изменчивости организмов. | |
Тема V. Генетика и практическая деятельность человека (5 ч) |
36. | 1. | | | №5 «Изучение ненаследственной изменчивости листьев у комнатных растений». |
37. | 2. | 28 | Генетика и медицина. | |
38. | 3. | 29 | Генетика и селекция. | |
39. | 4. | 30 | Исходный материал для селекции. Искусственный отбор. | |
40. | 5. | 31 | Многообразие методов селекции. | |
Раздел III НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ: ПОПУЛЯЦИИ, СООБЩЕСТВА, ЭКОСИСТЕМЫ (14 ч) |
Тема VI. Популяции (4 ч) |
41-42. | 1-2. | 32 | Основные свойства популяций. | |
43. | 3. | 33 | Возрастная и половая структура популяции. | |
44. | 4. | 34 | Изменения численности популяций. | |
Тема VII. Биологические сообщества (4 ч) |
45. | 1. | 35 | Биоценоз, его структура и устойчивость. | |
46. | 2. | 36 | Разнообразие биотических связей в сообществе. | №6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе». (на дом) |
47. | 3. | 37 | Структура пищевых связей и их роль в сообществе. | |
48. | 4. | 38 | Роль конкуренции в сообществе. | |
Тема VIII. Экосистемы (6 ч) |
49-50. | 1-2. | 39 | Организация экосистем. | №7 «Составление схем пищевых цепей и переноса энергии в экосистеме». |
51. | 3. | 40 | Развитие экосистем. | |
52. | 4. | 41 | Биосфера – глобальная экосистема. | |
53. | 5. | 42 | Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы. | |
54. | 6. | | Обобщение по теме: «Надорганизменные системы». | |
Раздел IV ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (14 ч) |
Тема IX. Эволюционное учение (7 ч) |
55. | 1. | 43, 44 | Додарвиновская научная картина мира. Дарвин и его учение. | |
56. | 2. | 45 | Борьба за существование. Естественный и искусственный отбор. | №8 «Изучение внутривидовой формы борьбы за существование». (закладка опыта) |
57. | 3. | 46 | Современные взгляды на факторы эволюции. | |
58. | 4. | 47 | Приспособленность – результат эволюции. | №9 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» (на дом) |
59. | 5. | 48 | Понятие вида в биологии. | |
60. | 6. | 49 | Пути возникновения новых видов – видообразование. | №8 «Изучение внутривидовой формы борьбы за существование». (результаты опыта) |
61. | 7. | 50 | Доказательства эволюции. | № 10 «Изучение доказательств эволюции». (на дом) |
Тема X. Возникновение и развитие жизни на Земле (2 ч) |
62. | 1. | 51 | Биогенез и абиогенез. | |
63. | 2. | 52 | Развитие жизни на Земле. | |
Тема XI. Происхождение и эволюция человека (3 ч) |
64. | 1. | 53 | Человек и приматы: сходство и различия. | |
65. | 2. | 54 | Основные этапы эволюции человека. | |
66. | 3. | 55 | Роль деятельности человека в биосфере. | |
1)расширить знания о белках и НК как природных полимерах, о многообразии их функций во взаимосвязи со строением и свойствами;
2) рассмотреть виды нуклеиновых кислот и сформировать знания о их строении.
1) развивать мышление учащихся и умение устанавливать причинно-следственные связи на примере изучения свойств и функций белка и НК.
2) развивать умение структурировать материал, работать с текстом.
3) способствовать развитию умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному.
4) способствовать развитию умения критически работать с текстом, выявлять сходство и различие между объектами.
оспитательные: способствовать развитию коммуникативной культуры (умение работать в паре и группе), воспитывать аккуратность учащихся при выполнении и оформлении записей в тетради.
Этап урока | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | примеч |
1.Организационный момент урока. 1.1. Постановка задач. | Приветствие учащихся. | Готовятся к уроку, приветствуют учителя. | |
Организация проверки изученного на прошлом уроке материала. | 2.Проверка пройденного материала 1. Каков химический состав клетки? 2.Каково значение воды и минеральных солей в клетках для живых организмов? 3. Какие вещества относятся к липидам и какое строение имеет большинство липидов; 4. Какие клетки и ткани наиболее богаты липидами; 5.Какое состав и строение имеют молекулы углеводов. | Учащиеся отвечают на вопросы. | |
2. Изучение новой темы. | Знаете ли вы что такое белки и нуклеиновые кислоты? Как вы уже поняли тема нашего урока: « Белки и нуклеиновые кислоты». | | Слайд 1-3 |
2.1. | Работа с текстом № 1 Обсуждение знаков Уровни организации белковых молекул. Расскажите какие вы помнете уровни организации белковых молекул? Первичная структура белка – последовательность чередования аминокислотных остатков (все связи ковалентные, пептидные) Вторичная структура – форма полипептидной цепи в пространстве. Белковая цепь закручена в спираль (за счет множества водородных связей) Третичная структура – реальная трехмерная конфигурация, которую принимает в пространстве закрученная спираль (за счет гидрофобных связей), у некоторых белков – S–S-связи (бисульфидные связи) Четвертичная структура – соединенные друг с другом макромолекулы белков образуют комплекс Такая сложная организация белковой молекулы связана с разнообразными функциями, свойственными этим биополимерам. 1. Строительный материал – белки участвуют в образовании оболочки клетки, органоидов и мембран клетки. Из белков построены кровеносные сосуды, сухожилия, волосы. Пример: коллаген, кератин. 2. Каталитическая роль – все клеточные катализаторы – белки (активные центры фермента). Структура активного центра фермента и структура субстрата точно соответствуют друг другу, как ключ и замок. Пример: пепсин, трипсин, каталаза. 3. Двигательная функция – сократительные белки вызывают всякое движение (актин, миозин) 4. Транспортная функция – белок крови гемоглобин присоединяет кислород и разносит его по всем тканям. 5. Защитная роль – выработка белковых тел и антител для обезвреживания чужеродных веществ (антитела, фибриноген) 6. Энергетическая функция – не основной , но источник энергии :1 г белка эквивалентен 17,6 кДж. 7. Регуляторная- регулирование обмена веществ в организме (инсулин, тироксин, адреналин) 8. Запасающая- резерв для организма, плода | На тексте под цифрой 1 делают пометки: V знаю _ противоречит моим представлениям ? требуется разъяснения + новое, но понятное Вывод формулируется и записывается самостоятельно. | Слайд 4 Слайд 5-6 |
2. 2. Строение и функции НК | Биологическая роль нуклеиновых кислот. Открыты они в 1869 г. швейцарским химиком И.-Ф.Мишером в ядрах лейкоцитов. В природе существуют 2 вида нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Содержатся нуклеиновые кислоты в ядре, рибосомах, пластидах и митохондриях. | | Слайд 7-8 |
ДНК | 2.Организует беседу по вопросам а) Что представляют собой НК? Молекула ДНК представляет собой двухцепочечную спираль, закрученную вокруг своей оси. ДНК – полимер, мономерами являются нуклеотиды. | На тексте под цифрой 2 и 3 делают пометки: V знаю _ противоречит моим представлениям ? требуется разъяснения + новое, но понятное Записывают определение в тетрадь. | Презентация Слайд 9 |
| б) Из чего же состоит нуклеотид? . Нуклеотид состоит из 3х компонентов: азотистого основания, пятиатомного сахара –дезоксирибозы, остатка фосфорной кислоты. Нуклеотиды 4х видов, отличаются азотистыми основаниями. | Заполняют схему | Слайд 10 |
в) Где находиться ДНК? Каково строение ДНК и РНК? Нуклеотидный состав ДНК в 1905 г. впервые количественно проанализировал американский биолог Эдвин Чаргафф. Он обнаружил, что число пуриновых оснований всегда равно числу пиримидиновых. Количество аденина = количеству тимина, гуанина = цитозину. Это правило Чаргаффа. | В ядре, в хлоропластах, в митохондриях Самостоятельно изучают правило Чаргоффа по учебнику, записывают в тетрадь. | Слайд 11-12 Слайд 14-15 Слайд 16 |
| |
| | | |
РНК | Организует самостоятельную работу и подводит к выводу: РНК - рибонуклеиновая кислота, полимер, состоит из 4х нуклеотидов. Состав нуклеотида: азотистые основания ( пуриновые – аденин (А), гуанин (Г); пиримидиновые – цитозин (Ц), урацил (У)), пятиатомный сахар – рибоза, остаток фосфорной кислоты. а) рибосомная РНК (р-РНК) в комплексе с белками образует рибосомы, на которых происходит синтез белка. Молекулы р-РНК состоят из 3-5 тыс. нуклеотидов. Образуются в ядрышках. б) информационная РНК (и-РНК) программирует синтез белка в клетке. Она осуществляет передачу кода ДНК к месту синтеза белка. в) транспортная РНК (т-РНК) состоят из 75-95 нуклеотидов, доставляют аминокислоты к месту синтеза белка –рибосомам | | презентация Слайд 17 |
3. Закрепление материала. | Работа в группах по карточкам. 1. В чем сходство между ДНК и РНК? 2.В чем различие между ДНК и РНК? 3.Сравнить белки и НК 4. Структуры белка и типы связей Вставьте нужные слова Выберите правильное утверждение | Обсуждают задания выбирают оратора. Делают выводы об изученном материале в виде схем и таблиц | Презентация Слайд 18-25 |
4. рефлексия | Игра «Что я за птица?» критерий | 3 балла | 2 балла | 1 балл | Активность на уроке | высокая | средняя | низкая | Материал урока усвоил | хорошо | частично | слабо | Тему могу объяснить | Могу сам | Могу, но с подсказкой | Затрудняюсь | | 3-5 баллов воробей (собирает знания по крупицам) 7-6 баллов Соловей (поведай свои знания другим) 8-9 баллов Орел (открывает тайны бытия) | Слайды 26-27 |
5. Дом. задание | параграф № 6 читать. | | Слайд 28 |