I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | Работа у доски: заполнение таблицы: Название касты | Что имели | Чем занимались | Права | 1. Жрецы (брахманы) | | | | 2. Знатные войны (кшатрии) | | | | 3. Земледельцы (вайшьи) | | | | 4. Слуги (шудры) – «неприкасаемые» | | | | | | | | Вопросы: - Что такое каста? - Откуда появились эти касты? - Может ли человек, принадлежащий к одной касте, со временем перейти в другую касту? | Перечисляют культурные достижения индийцев | Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по вопросам |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Мы познакомились с религиозными верованиями древних индийцев. Рассмотрели различные касты, которые существовали в обществе. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке. Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи | Записывают число и тему урока в тетради. | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
Физкультминутка |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение и природные условия. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с картой, рисунком-схемой, иллюстрациями, беседа | Но прежде чем мы перейдем к Конфуцию, посмотрим на страну, в которой он жил. Откройте учебники на стр. 101- работа с картой. - где находится Китай? (Восточная Азия) - какие крупные реки протекают на территории Китая (На севере – Желтая река Хуанхэ, на юге Голубая река - Янцзы). - какой рельеф в этом государстве? (горы, пустыни, степи). - какой город является столицей Китая? (Пекин). Великие реки Китая похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, часто и внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н.э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее около 1700 г. до н.э., здесь возникли первые государства. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций. | Показывают на карте Китай, ре-ки: Хуанхэ и Янцзы. Характеризуют условия жизни и хозяйственную деятельность населения | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: слушают и понимают речь других | Работа с картой, беседа по вопросам |
Религиозно-философские учения (конфуцианство). Конфуций | Фронтальная, групповая. Словесный, творческий, проблемный. Сообщение, работа с текстом, беседа | Так же Конфуций считал, что высшая добродетель – уважение к старшим, и что мудрость – в знании старинных книг, а почему он так считал, вы узнаете, прочитав учебник (стр. 100-102). Почему эта добродетель важна в нашей жизни? В книгах заключается мудрость древних. Нужно, по мнению Конфуция обязательно приобщаться к чтению книг. Знание и просвещение- первое условие процветания государства. Согласны ли вы с этим? Обратите внимание на китайские книги. Они были сделаны из бамбука (стр. 102). Чему же учил Конфуций? - Соблюдение традиций и устоявшихся порядков в обществе - Уважение старины - Приобщение к мудрости древних - Почитание и уважение старших - Хорошие манеры - признак воспитанного человека - Во всем должен быть порядок - Мудрый правитель, опираясь на обычаи и традиции, во всем служит примером, жестокость чужда ему - Подданные должны уважать правителя как отца, а правитель –относиться к подданным как к своим детям. Изобразим графически тетради. | Знакомятся с личностью мудреца Конфуция. Работают с учебником. Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос. Составляют схему в тетради с помощью учителя. | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения. Коммуникативные: готовят сообщения, используя информацию, полученную из ресурсов Интернета; высказывают свое мнение | Сообщение, работа с текстом, беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний и способов действий. Рефлексия. Подведение итогов урока. | Парная, коллективная. Словесный, практический. Работа с картой, беседа, тест | Предлагает написать тест по теме: 1. Материал для письма, который использовали во времена Конфуция: 1) бамбук 2) папирус 3) глина 4) береста 2. Великие китайские реки: 1) Тигр и Евфрат 2) Янцзы и Хуанхэ 3) Волга и Ока 4) Инд и Ганг 3. Положение учения Конфуция: 1) высшая добродетель – уважение к старшим 2) Правитель может жестоко наказывать подданных 3) Мудрость – в умении красиво петь 4) В семье старшие должны пренебрежительно относиться к младшим 4. Знаки китайского письма: 1) буквы 2) клинописные знаки 3) иероглифы 4) звуки 5. Допишите предложение. Конфуций сравнивал государство с большой ___ 1.Сегодня на уроке я узнал…. 2.Самое интересное было… 3.Мне запомнилось… Выставление оценок. | Находят на карте называемые географические объекты. Выполняют тестовые задания | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: умеют работать в паре | Работа с картой, тест |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. П. 22 прочитать, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Знать положения учения Конфуция. Прочитать документ на стр. 103 и ответить на вопросы к нему. | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее самостоятельное выполнение | |