СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Приставки на-, над-, за-"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Приставки на-, над-, за-"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


ПРЕДМЕТ


Русский язык

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ


Костылева Дарья Алексеевна

КЛАСС, ВИД


2, Общеобразовательный вид

ТЕМА УРОКА


«Учимся писать приставки за-, на-, над-»

РЕСУРСЫ


УМК «Начальная школа XXI века», презентация

ТИП УРОКА


Открытие нового знания

ЦЕЛЬ УРОКА


Создание условий для формирования у учащихся представлений по теме «Правописание приставок за-, на-, над-»

ЗАДАЧИ УРОКА

Дидактические

Актуализировать знания по теме: «Правописание приставок до-, о-, об-, от-, по-, под-, про-»;

Способствовать усвоению правила правописания приставок на-, за-, над-;

Способствовать закреплению умения учащихся по определению и написанию приставок на-, за-, над-.

Развивающие

Развивать устную речь учащихся при работе по теме «Правописание слов с приставками на-, за-, над-;

Развивать коммуникативные навыки обучающихся за счет включения в активную учебную деятельность;

Способствовать развитию познавательного интереса на уроке русского языка.

Воспитательные

Воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку и уважительное отношение к труду своих одноклассников;

Воспитать добросовестное отношение к изучению предмета русский язык;

Воспитывать уважительное отношение к иному мнению.









№ п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Деятельность учителя

(содержание учебного материала, методы и приемы работы)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

Личностные

1.

Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Время: 1 минута

Ф

«Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть! Покажите, как нужно правильно сидеть за партой. У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Попросим их помочь нам в работе на уроке. Закройте глазки и повторяйте за мной.


Мои ушки, чтобы слушать.

Мои глазки, чтобы видеть.

Моя головка, чтобы думать.

У меня всё получится!


- Откройте, глазки и повторите твердо и уверенно:

У меня всё получиться!


Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

Слушают учителя, настраиваются на урок, продолжают стихотворение.

-

Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.

2.

Актуализация опорных знаний. Пробное действие.

Цель: повторение ранее изученного материала (уточнить в соответствии с темой). Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения.

Время: 2 минуты

Ф/И

Ребята, посмотрите на экран, на нем выписаны слова, прочитайте их».

Слова на экране: пр…бабушка, пр…внук, пр…дедушка, пр…внучка.

«Ребята, что в этих словах не так? (пропущена буква)

В какой части слова она пропущена? (в приставке)

Чем являются эти слова? (исключениями из правил, остальные слова пишутся с приставкой про-)

Минутка чистописания

В своих тетрадях пропишите в строчку букву //Аа//

Поставьте + над той буквой, которая у вас получилась лучше остальных.

Слушают учителя, повторяют слова исключения, прописывают букву Аа

-

К: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

3.

Постановка учебной задачи.

Цель: выявление места затруднения, создание проблемной ситуации Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование темы урока и цели деятельности учащихся, составление совместного плана действий.

Время: 2 минуты

Ф

Ребят, мы вспомнили с вами одну приставку, которую изучали на прошлом уроке, давайте напомним друг другу и остальные, на экране они уже записаны, давайте приведем по одному примеру слов к каждому».

Приставки на экране:

ДО- (долетел, доехал)

О-(одолеть, одуматься)

ОБ-(обложка, обвал)

ОТ-(открыл, отдать)

ПО-(посмотреть, подумать)

ПОД-(подклеить, подсмотреть)

ПРО- (прожечь, проиграть).


«Ребята, а как вы думаете, это все приставки, которые есть в русском языке? (мнения расходятся)

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? (приставки)

Давайте проверим тему на слайде

(Учимся писать приставки за-, на- над-)

С помощью фраз «Я хочу…», «Я узнаю…» поставьте перед собой цель на урок, запишите её в тетрадь.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, предполагают тему урока, ставят цель.

-

Р: выдвигать предположение на основе имеющихся знаний.

К: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

4.

Открытие нового знания.

Цель: Реализация выбранного плана по разрешению затруднения (построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

Время: 25 минут

Ф

Ребята, откройте страницу 151 в учебнике, урок 65, посмотрите на три пары слов, что вы видите в них общего? (у них есть приставки и в каждой из этих приставок пишется буква а).

В конце страницы давайте прочитаем примеры слов с приставками за-, над-, на-.

Ребята, запомните, приставки за-, над-, на- всегда пишутся с буквой а (правило выводится на экран)

Хорошо, на прошлом уроке мы вывели алгоритм, как определить приставку в слове и выбрать правильную букву для её написания, в таких приставках, как до-, об-, о-, от-, по-, под-, про-. Давайте сделаем тоже самое сейчас для приставок за-, над-, на-.

Откройте страницу 152, пользуйтесь подсказками в начале страницы.

Что мы сделаем сначала? (проверим в какой части слова стоит безударный гласный звук - в корне или приставке)

Если безударный гласный стоит в приставке, то вспоминаем правило: в приставках: за-, на-, над- всегда пишется буква а. Хорошо, ребята, полученный алгоритм появился на доске и будет служить вам подсказкой во время урока.

Давайте прочитаем несколько примеров ниже правила на странице 152, пошагово.

«Зашить»

1 шаг: подбираю однокоренные слова.

шить, пришить, подшить, дошить, прошить

(При подборе родственных слов меняем приставки.)

2 шаг: выделяю приставку (приставка за-)
3 шаг: вспоминаю правописание.

В приставке за- всегда пишется только буква а, пишем: зашить.

(аналогично пример «нарисовать»)».

Во фронтальной форме учитель спрашивает каждый шаг определения приставки в слове.

«Хорошо, перейдем к упражнению №1. Кто хочет прочитать задание? Что такое родственные слова? (слова, имеющие один корень и близкий смысл)

Ребята, сейчас я предлагаю написать начало каждой группы слов, для этого для одной группы выделим две строчки. То есть, запишите в своих тетрадях слово наполнить, пропустите одну строчку вниз и запишите следующее – залить, далее пропускаем строчку и записываем – рисовать, пропускаем строчку, пишем – записка и еще раз пропустим строчку и напишем слово заходить. Теперь выделите в этих словах приставки самостоятельно, а потом мы проверим.

Хорошо, сейчас будем по поднятой руке называть слово, относить его к определенной группе, записывать в тетрадь и выделять в нем приставку (если она есть).


Молодцы, ребята, с первым заданием вы справились! А теперь немного разомнемся.

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри. (Руки в стороны)

Мы ладонь к глазам

приставим,

Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо (Поворот вправо) Оглядимся величаво.

И налево надо тоже (Поворот влево) Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще (Поворот вправо)

Через левое плечо. (Поворот влево) Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!



Переходим к следующему упражнению, кто прочитает задание?

Нам дана звуковая запись, нам нужно произвести буквенную и выделить приставки там, где они есть. Одного человека я приглашаю к доске, будем сначала читать слово из учебника, применять правило, определять букву и записывать в тетрадь.

Слушают учителя, работают с учебником, проводят физкультминутку.

Открытие нового знания по теме «Правописание приставок за-, на-, над-»

Знают: правило правописания приставок за-, на-, над-. Умеют6 применять правило при написании слов.

П: поиск необходимой информации и её понимание;

К: слушать и понимать мнения и взгляды других.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

5.

Закрепление и систематизация знаний и способов действий.

Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач. обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов.

Время: 8 минут

Ф/П

- Ребята, а теперь, закрепим полученные знания. Поработаем в парах, у вас на партах есть карточка с двумя столбцами, вам нужно распределить записанные ниже слова в подходящий столбик, а потом мы проверим вместе». (Приложение 1)

Проверка во фронтальной форме и с экрана.

Слушают учителя, распределяют слова в столбцы, проверяют по образцу.

Уметь применять полученные знания по данной теме.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: Принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

6.

Рефлексия деятельности.

Цель: оценивание обучающимися учебной деятельности, самоанализ и рефлексия чувств и эмоций.

Обсуждение и запись дифференцированного домашнего задания (комментарии).

Время: 2 минуты

Ф

«Ребята, вот и подошел к концу наш урок, что нового вы узнали сегодня на нем? Посмотрите на цель, которую вы ставили и записывали в начале урока, удалось ли вам её достичь?

А теперь оцените свою деятельность на уроке, закончив одну из фраз. Сегодня на уроке:

• Я узнал…

• Мне понравилось…

Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок!»

Подводят итоги урока, отвечают на поставленные вопросы, возвращаются к проблеме урока, заканчивают фразы.

-

П: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы;

К: оформлять свои мысли в устной речи;

Р: соотнесение цели урока с его результатом и со способами её достижения.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми.



Приложение 1


СЛОВА С ПРИСТАВКОЙ

СЛОВА БЕЗ ПРИСТАВКИ



Наклонить, наркоз, дождливый, срисовать, дождаться, стеклянный, захватить, отчество, отвязать.