1. | Мотивирование к учебной деятельности. Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Время: 1 минута | Ф | «Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть! Покажите, как нужно правильно сидеть за партой. У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Попросим их помочь нам в работе на уроке. Закройте глазки и повторяйте за мной. Мои ушки, чтобы слушать. Мои глазки, чтобы видеть. Моя головка, чтобы думать. У меня всё получится! - Откройте, глазки и повторите твердо и уверенно: У меня всё получиться! Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. | Слушают учителя, настраиваются на урок, продолжают стихотворение. | - | Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности. |
2. | Актуализация опорных знаний. Пробное действие. Цель: повторение ранее изученного материала (уточнить в соответствии с темой). Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения. Время: 2 минуты | Ф/И | Ребята, посмотрите на экран, на нем выписаны слова, прочитайте их». Слова на экране: пр…бабушка, пр…внук, пр…дедушка, пр…внучка. «Ребята, что в этих словах не так? (пропущена буква) В какой части слова она пропущена? (в приставке) Чем являются эти слова? (исключениями из правил, остальные слова пишутся с приставкой про-) Минутка чистописания В своих тетрадях пропишите в строчку букву //Аа// Поставьте + над той буквой, которая у вас получилась лучше остальных. | Слушают учителя, повторяют слова исключения, прописывают букву Аа | - | К: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми. |
3. | Постановка учебной задачи. Цель: выявление места затруднения, создание проблемной ситуации Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование темы урока и цели деятельности учащихся, составление совместного плана действий. Время: 2 минуты | Ф | Ребят, мы вспомнили с вами одну приставку, которую изучали на прошлом уроке, давайте напомним друг другу и остальные, на экране они уже записаны, давайте приведем по одному примеру слов к каждому». Приставки на экране: ДО- (долетел, доехал) О-(одолеть, одуматься) ОБ-(обложка, обвал) ОТ-(открыл, отдать) ПО-(посмотреть, подумать) ПОД-(подклеить, подсмотреть) ПРО- (прожечь, проиграть). «Ребята, а как вы думаете, это все приставки, которые есть в русском языке? (мнения расходятся) Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? (приставки) Давайте проверим тему на слайде (Учимся писать приставки за-, на- над-) С помощью фраз «Я хочу…», «Я узнаю…» поставьте перед собой цель на урок, запишите её в тетрадь. | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, предполагают тему урока, ставят цель. | - | Р: выдвигать предположение на основе имеющихся знаний. К: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. | Формирование уважительного отношения к иному мнению. |
4. | Открытие нового знания. Цель: Реализация выбранного плана по разрешению затруднения (построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. Время: 25 минут | Ф | Ребята, откройте страницу 151 в учебнике, урок 65, посмотрите на три пары слов, что вы видите в них общего? (у них есть приставки и в каждой из этих приставок пишется буква а). В конце страницы давайте прочитаем примеры слов с приставками за-, над-, на-. Ребята, запомните, приставки за-, над-, на- всегда пишутся с буквой а (правило выводится на экран) Хорошо, на прошлом уроке мы вывели алгоритм, как определить приставку в слове и выбрать правильную букву для её написания, в таких приставках, как до-, об-, о-, от-, по-, под-, про-. Давайте сделаем тоже самое сейчас для приставок за-, над-, на-. Откройте страницу 152, пользуйтесь подсказками в начале страницы. Что мы сделаем сначала? (проверим в какой части слова стоит безударный гласный звук - в корне или приставке) Если безударный гласный стоит в приставке, то вспоминаем правило: в приставках: за-, на-, над- всегда пишется буква а. Хорошо, ребята, полученный алгоритм появился на доске и будет служить вам подсказкой во время урока. Давайте прочитаем несколько примеров ниже правила на странице 152, пошагово. «Зашить» 1 шаг: подбираю однокоренные слова. шить, пришить, подшить, дошить, прошить (При подборе родственных слов меняем приставки.) 2 шаг: выделяю приставку (приставка за-) 3 шаг: вспоминаю правописание. В приставке за- всегда пишется только буква а, пишем: зашить. (аналогично пример «нарисовать»)». Во фронтальной форме учитель спрашивает каждый шаг определения приставки в слове. «Хорошо, перейдем к упражнению №1. Кто хочет прочитать задание? Что такое родственные слова? (слова, имеющие один корень и близкий смысл) Ребята, сейчас я предлагаю написать начало каждой группы слов, для этого для одной группы выделим две строчки. То есть, запишите в своих тетрадях слово наполнить, пропустите одну строчку вниз и запишите следующее – залить, далее пропускаем строчку и записываем – рисовать, пропускаем строчку, пишем – записка и еще раз пропустим строчку и напишем слово заходить. Теперь выделите в этих словах приставки самостоятельно, а потом мы проверим. Хорошо, сейчас будем по поднятой руке называть слово, относить его к определенной группе, записывать в тетрадь и выделять в нем приставку (если она есть). Молодцы, ребята, с первым заданием вы справились! А теперь немного разомнемся. Дружно встали – раз, два, три. Мы теперь богатыри. (Руки в стороны) Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо (Поворот вправо) Оглядимся величаво. И налево надо тоже (Поворот влево) Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще (Поворот вправо) Через левое плечо. (Поворот влево) Наклонились влево, вправо, Получается на славу! Переходим к следующему упражнению, кто прочитает задание? Нам дана звуковая запись, нам нужно произвести буквенную и выделить приставки там, где они есть. Одного человека я приглашаю к доске, будем сначала читать слово из учебника, применять правило, определять букву и записывать в тетрадь. | Слушают учителя, работают с учебником, проводят физкультминутку. | Открытие нового знания по теме «Правописание приставок за-, на-, над-» Знают: правило правописания приставок за-, на-, над-. Умеют6 применять правило при написании слов. | П: поиск необходимой информации и её понимание; К: слушать и понимать мнения и взгляды других. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми. |
5. | Закрепление и систематизация знаний и способов действий. Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач. обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов. Время: 8 минут | Ф/П | - Ребята, а теперь, закрепим полученные знания. Поработаем в парах, у вас на партах есть карточка с двумя столбцами, вам нужно распределить записанные ниже слова в подходящий столбик, а потом мы проверим вместе». (Приложение 1) Проверка во фронтальной форме и с экрана. | Слушают учителя, распределяют слова в столбцы, проверяют по образцу. | Уметь применять полученные знания по данной теме. | П: дополняют и расширяют знания. Р: Принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий. | Формирование уважительного отношения к иному мнению. |
6. | Рефлексия деятельности. Цель: оценивание обучающимися учебной деятельности, самоанализ и рефлексия чувств и эмоций. Обсуждение и запись дифференцированного домашнего задания (комментарии). Время: 2 минуты | Ф | «Ребята, вот и подошел к концу наш урок, что нового вы узнали сегодня на нем? Посмотрите на цель, которую вы ставили и записывали в начале урока, удалось ли вам её достичь? А теперь оцените свою деятельность на уроке, закончив одну из фраз. Сегодня на уроке: • Я узнал… • Мне понравилось… Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок!» | Подводят итоги урока, отвечают на поставленные вопросы, возвращаются к проблеме урока, заканчивают фразы. | - | П: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы; К: оформлять свои мысли в устной речи; Р: соотнесение цели урока с его результатом и со способами её достижения. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми. |