Постановка учебных задач | Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы назовете её после того как разгадаете ребус. (слайд 2) Учитель записывает проговорённую тему на доску. Учитель спрашивает: 1.Какая основная цель нашего урока? 2.А что нужно сделать, чтобы достичь цели? | - Разгадывают ребус. Называют тему «Лишайник». - Дети записывают тему урока в тетради. - Изучить многообразие и особенности строения лишайника. - Предлагают способы достижения цели - составить план, познакомится с материалом параграфа учебника, рассмотреть рисунки и схемы, послушать рассказ учителя. | Личностные УУД - проявлять интерес к изучению темы; Познавательные УУД - поиск и выделение информации Коммуникативные УУД - определять цель урока, свои функции, контроль, коррекция действий партнера. Регулятивные УУД - постановка учебной задачи, составление последовательности действий |
Изучение нового материла. 1.Актуализация опорных знаний. 2.Совместное открытие нового знания Поиск решения проблемы. Работа в малых группах. Физкултьминутка Региональный компонент (из Красной книги ) | Отработка опорных понятий - учитель просит дать ответ «Что такое грибница? Слоевище? Каким образом питаются грибы и водоросли?» Учитель показывает фото (слайд 3) Просить ответить, что изображено на фотографии. -Вопрос: Как вы думаете, почему академик К.А. Тимирязев назвал лишайник Сфинксом? (слайд 4) С давних времен по свету ходит легенда о чудовище с лицом человека, телом льва и крыльями птицы – сфинксе. Это мистическое существо всегда интересовало человека. Но это была лишь фантазия поэтов и художников, а на самом деле ,где, в каком-нибудь забытом уголке природы найдется существо, представляющее такое сочетание двух совершенно разных организмов, каковы мифологические полуптицы, полулюди, полузвери? Биологу на первый взгляд, такой вопрос должен показаться просто абсурдом. И потому понятно было изумление ботаников, когда такое загадочное существо, подобно сфинксу, нашлось в природе» В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Слушателей собралось много. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! Почему лишайники были названы «СФИНКСАМИ»? (Слайд 5) Учитель: Прочитав текст в учебнике на стр.104 пункт «Строение и питание лишайника», выполните задание в тетради на печатной основе № 65. (Слайд 6) - Затем, учитель задает вопрос: «Как питается лишайник, если он состоит из двух организмов с разными типами питания?» (слайд 7) Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Предлагаю вам побывать в роли исследователей. Каждая группа будет работать над доказательством одного какого-то свойства лишайников - Затем, учитель делит класс на три группы. Каждая группа получает задание: Изучить материал учебника и сделать вывод о: 1 группа – классификации лишайников, ответ представить в виде схемы, классифицировать предложенные гербарии. (слайд 8); 2 группа – размножении лишайников (слайд 9); 3 группа - распространении лишайников, используя текст учебника и дополнительную литературу. (слайд 10). - Рассказ учителя с демонстрацией фрагментов видеофильма «Лишайники» о значении лишайников (слайд 11). Лобария широчайшая В России встречается только на Кавказе: в Краснодарском крае - окр. г. Сочи , в Республике Ады- гея , в Карачаево-Черкесской Республике - Теберда , в Республике Северная Осетия-Алания - Владикавказ, Балта, Цей , в Дагестане. | - Дают ответы на заданные вопросы. - Делают предположения, что на фотографии изображены лишайники, они являются растениями. -Учащиеся делают предположения о двойственной природе лишайника. Записывают определение «лишайник» в тетрадь. - Осознают принадлежность лишайников к особой группе живых организмов – симбиозу. - Читают текст, выполняют задание № 65. - Проверяют выполненное задание. - Грибы поставляют водорослям воду с растворенными минеральными веществами, а водоросли поставляют грибам готовые органические вещества. - Учатся выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщение, представлять результаты классу. - Слушают, анализируют. | Личностные УУД -Формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения Познавательные УУД - Анализировать, классифицировать и обобщать; Коммуникативные УУД - Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; Регулятивные УУД - Составлять в группе план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно |
Закрепление изученного материала | А теперь мы сыграем в игру «Семафор». Я называю утверждение. Если оно правильное, вы поднимаете зелёный знак семафора. Если неправильное - красный. Тело лишайника называется слоевище. Лишайники приносят вред природе. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания. Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли. Водоросль лишайника синтезирует органические вещества. Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт. Симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество. Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета. Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые. Найдите ошибки: 1.Лишайники – своеобразная группа организмов. 2.Тело лишайника - слоевище. 3.Оно образовано переплетающимися нитями грибницы, между которыми расположены многоклеточные водоросли. 4.Между грибом и водорослью существует взаимосвязь, полезная как одному, так и другому организму. 5.Это явление получило название микориза. 6.Живут лишайники долго, сотни и даже тысячи лет. 7.Растут лишайники очень быстро.8.Лишайники могут жить в любой загрязнѐнной атмосфере. | - да - нет - нет - да - да - нет - да - нет - да | Регулятивные УУД - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Познавательные УУД - использовать приобретённые для выполнения заданий. Личностные УУД -оценивание усваеваемого материала. Регулятивные УУД - выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. |
Рефлексия Домашнее задание: | Учитель предлагает ответить на вопросы: Достигли ли вы цели урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились? §15, в рабочих тетрадях §15 Найти в природе лишайники, сфотографировать и определить их формы. | - отвечают на вопросы | Коммуникативные УУД - умение слушать г, участвовать в коллективном обсуждении проблем Использовать речевые средства для представления результата. Регулятивные УУД -соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Личностные УУД -оценивать результат собственной деятельности |