Технологическая карта урока алгебры в 9 классе.
Тема урока: Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена
арифметической прогрессии. Применение изучаемой темы
к решению текстовых и геометрических задач в форматеОГЭ.
Тип урока: изучения нового материала
Формируемые результаты:
Предметные:
выявить степень сформированности знаний и умений учащихся по теме «Последовательности» на уровне применения (задание последовательности, перечисление членов последовательности, использование формулы n-го члена и рекуррентной формулы для нахождения любого члена последовательности;
познакомить учащихся с понятием арифметическая прогрессия, со свойствами арифметической прогрессии, способами задания арифметической прогрессии, вывести вместе (вместе с учащимися) формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Личностные:
формировать познавательный интерес к изучаемому материалу;
развивать готовность к самообразованию и решению творческих задач;
формировать умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию.
Метапредметные:
формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся:
решать математические задачи, используя изученные формулы;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Организационная структура урока.
Этапы урока | Форма организации УД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечан |
1.Организационный | | Приветствие | | |
2. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Сообщение | Тема урока и задачи урока | | Слайд 1-2 Слайд 3-4 |
3.Актуализация знаний | Экспресс-опрос | | Устные ответы | Слайд 5 |
Математич. диктант | | Письменные ответы на листочках (ответы сдают учителю) | Слайд 6 |
| Ставит проблему и после её решения формулирует тему урока | Записывают решения в тетради. Делают вывод. | Слайд 7-8 |
4.Изучение нового материала | Беседа | Дает определение: 1.арифметической прогрессии; 2.разности арифметической прогрессии; 3.убывающей,возрастающей прогрессии | Записывают в тетради | Слайд 9-10 |
фронтальная беседа | Выводит формулу n-го члена | Участвуют в выводе формулы, записывают в тетради | Слайд 11-12 |
| Сообщает свойство арифметической прогрессии | Записывают в тетради | Слайд 13 |
5.Первичное закрепление нового материала | Тест | Читает задания | Отвечают устно | Слайд 14-15 |
Работа в парах | | Решают задачи по карточкам (лист с текстами задач на парте) | |
| | Проверяют решения | Слайд 16 -17 |
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Диалог | Оцените сложность заданий, выполненных на уроке. Задания на уроке были: а) лёгкими; б) трудными. Продолжите высказывания об уроке. 1.Самым интересным на уроке для меня было … 2.На уроке я научился (научилась) … 3. Я хотел (хотела ) бы ещё узнать .. | |
7.Информация о домашнем задании | | Дает комментарии по выполнению задания | №719, №728, №730, №734 | Слайд 18 |
Слайды
№1 |
Ребята, предыдущие два урока алгебры были посвящены теме «Последовательности». Из всех числовых последовательностей особо выделяют две. Их назвали прогрессиями. В силу своих особенностей, или закономерностей, одну прогрессию назвали арифметической, другую – геометрической. Слово «прогрессия» ( с латинского) буквально означает «движение вперед» (как и слово «прогресс»). |
|
№2 |
Задачи на обе прогрессии встречаются у вавилонян, в египетских папирусах, в древнекитайском трактате «Математика в 9 книгах». Архимед знал, что такое геометрическая прогрессия и умел вычислять сумму любого числа его членов. В «Книге Абака» Леонардо Пизанского («Фибоначи» 1202г.) дано правило нахождения суммы членов арифметической прогрессии. В папирусе Райнса предлагается задача: «У семи лиц по семь кошек, каждая кошка съедает по семь мышей, каждая мышь съедает по семь колосков ячменя, из колоса может вырасти по семь мер ячменя. Как велики числа этого ряда и их сумма?» |
Учитель. Подобные задачи встречаются на олимпиадах, в учебниках, в разделе «Учимся решать нестандартные задачи», их решают на занятиях кружка или факультатива.
Мы сегодня приступаем к изучению этих прогрессий. И начинается это знакомство с арифметической прогрессии.
№3 |
Тема урока: «Арифметическая прогрессия. Формула n–го члена арифметической прогрессии. Применение изучаемой темы к решению текстовых и геометрических задач в формате ОГЭ» |
Учитель. А наши задачи на сегодняшнем уроке
№4 |
Задачи: повторить и закрепить изученное; подготовиться к ОГЭ в ходе решения задач; продолжить отработку вычислительных навыков; научиться решать задачи по новой теме. |
Учитель. А сейчас проверим, как усвоена вами тема предыдущего урока. Проведём экспресс-опрос в форме устной работы и математического диктанта.
№5 |
Устная работа. Вставьте определяющие слова. 1.Последовательность – это _____________ ряд чисел. 2.Последовательность можно задать формулой ____ или _____ формулой. 3.Общий вид последовательности ____ , а- ______ , n- ______ , поэтому n- натуральное число. 4.Назовите в последовательности а1, а2, а3, …, аn. седьмой, двенадцатый, катый, предпоследний члены. |
Учитель. Ответы к диктанту запишите в данной таблице, укажите фамилию и номер варианта. (Таблица ответов на парте)
Фамилия, имя Класс Номер варианта |
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 |
Решение или ответ | | | | |
№6 |
Математический диктант. 1. Дана последовательность а1, а2, а3, …, аn, … Запишите: три члена последовательности, предшествующие В-1 В-2 а) а9, ак а) а19, аm три последующих члена для б) а23, аm+3 б) а4, ак+7 2. Последовательность можно задать формулой n-го члена или рекуррентной. Запишите, какая из этих формул задаёт следующие последовательности. В-1 В-2 а) аn = 3n2 + 1 а) bn+1 = bn – 5, n2 б) an = an-1 +4, n2 б) bn = n(3n -1) 3.Последовательность задана формулой n-го члена: В-1 В-2 an = 5n – 4 an = 3(n + 1) 4*. Дана последовательность аn = n2 – 3n + 7. Принадлежит ли этой последовательности: В-1 В-2 число 7 число 9 Если да, то какое место в ней оно занимает? |
Листочки передаются учителю.
Учитель: Ребята, давайте составим конечную последовательность чисел следующим образом:
№7 |
Первые три места в этой последовательности (в порядке возрастания) занимают корни уравнения х3 – 15х2 + 66х - 80 = 0. Решение: Применим метод понижения степени. Целые корни этого уравнения находятся среди делителей свободного члена: 1,-1,2,-2,4,-4,… Устной подстановкой убеждаемся, что -1 и 1 не удовлетворяют уравнению, а х=2 корень уравнения и значит многочлен х3 – 15х2 + 66х – 80 делится на двучлен (х – 2) нацело. Деление выполним по схеме Горнера: 1 -15 66 -80 1 -13 40 0 Уравнение х3 – 15х2 + 66х - 80 = 0 примет следующий вид: (х-2)(х2 – 13х + 40) =0 и имеет корни 2;5;8, а значит - это первые три члена последовательности. Четвертое и пятое места занимают координаты вершины параболы у = (х -11)2 + 14 (11,14) В результате мы получили последовательность чисел: 2;5;8;11;14; … |
№8 |
Назовите закономерность для членов этой последовательности чисел: 2;5;8;11;14; … (каждый следующий на три больше предыдущего). Как и любую последовательность, эту можно задать как формулой n-го члена, так и рекуррентной. Задайте: 1. рекуррентным способом а1=2 и аn+1 = an + 3 2. формулой n-го члена an = 3n -1 Так последовательность, в которой а2 = а1 + 3 а3 = а2 + 3 а4 = а3 + 3 получила особое название - арифметическая прогрессия. |
№9 |
Определение: арифметической прогрессией называется числовая последовательность, каждый член которой , начиная со второго равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом. При этом постоянное число d называется разностью прогрессии. Обозначают арифметическую прогрессию так: (аn) или а1, а2, а3, …, аn, … аn+1 = аn + d, где n = 2,3,4,… d = аn+1- аn |
№10 |
Примеры: 3;8;13;18;… а1= 3, аn+1= аn +5, d = 5 17;14;11;8;5;… а1= 17, d = -3 8;8;8;8;… а1= 8, аn+1= аn +0, d = 0 Арифметическая прогрессия является возрастающей, если d0 и убывающей, если d |
№11 |
Чтобы задать арифметическую прогрессию, достаточно указать её первый член и разность. Остальные члены арифметической прогрессии можно вычислить по рекуррентной формуле аn+1 = аn + d. Таким способом нетрудно вычислить несколько первых членов прогрессии, но, например для а145 уже потребуется много вычислений. Существует способ, требующий гораздо меньше вычислений: это формула n-го члена. Получим её вместе: |
№12 |
Дано: а1 и d а2 = а1 + d а3 = а2 + d = а1 + d + d = а1 + 2d а4 = а3 + d = а1 + 2d+ d = а1 + 3d …………………………………. а15 = а1 + ?d …………………………………. а37 = а1 + ?d ……………..ю…………… an = а1 + (n-1)d Мы применили метод индукции от частных примеров мы пришли к общему выводу, получили формулу n-го члена. |
№13 |
Отметим некоторые свойства арифметической прогрессии. Пусть (аn) - арифметическая прогрессия, тогда: 1). an = (аn -1+ аn+1):2 2). У конечной арифметической прогрессии сумма членов, равноотстоящих от первого и последнего, постоянна и равна сумме крайних членов. 3). Если известны любые два рядом стоящих члена арифметической прогрессии аm и аm+1, то d = аm+1 - аm. Но d можно найти, если известны любые два члена арифметической прогрессии аm и аk следующим образом: d = (аm - ак):(m –k) |
№14 |
Тест «Как ты понял новый материал?» (полуустно) 1. Какой член прогрессии а1; а2; а3; …; аn; а) следует за членом а199; а300; аn; а2n+1; б) предшествует члену а63; а100; аn -1; аn+3; в) расположен между членами аn и аn+4. 2. Последовательность задана формулой n-го члена an = 2n + 1. Указать первый, третий, пятый, (n + 1) члены этой последовательности. 3.Последовательность задана рекуррентной формулой аn+1= 2аn + 2. Выписать первые четыре члена этой последовательности, если известно, что а1 = 2. |
№15 |
4.Выписать первые пять членов арифметической прогрессии (аn), если а1= 2, d =5. 5.Укажи последовательности, которые являются арифметическими прогрессиями: а) 2;4;8;16; … ; б) 2;4;6;8;… ; в) последовательность, заданная формулой аn+1= аn +5, а1= 0; г) последовательность, заданная формулой аn= 2n + 1; д) последовательность, заданная формулой аn= 2n2 ; |
Решение задач по новой теме (у каждого ученика на парте лист с текстами задач)
Учитель: А теперь предлагаю вам упражнения по новой теме в формате ОГЭ. Какие-то из них решаются устно. а некоторые – письменно.
Карточки.
1. Арифметическая прогрессия задана условиями: а1= -1, аn+1= аn +4. Какое из
указанных является членом этой прогрессии?
1) 5 2) 6 3) 7 4) 12
2. Дана арифметическая прогрессия -7; -2; 3; а; 13.
Какое из указанных чисел встанет вместо а ?
3. Арифметическая прогрессия задана формулой n-го члена an = 3(n – 8). Укажите её
разность d.
1) 8 2) 2 3) 3 4) 9.
4.Планируя выпуск нового электронного прибора, экономисты предприятия определили, что в первый месяц (а это февраль) может быть изготовлено 200 приборов; далее предполагалось увеличивать ежемесячно на 20изделий. Сколько приборов изготовит предприятие в 3 квартале?
5. Арифметическая прогрессия задана формулой n-го члена an = 15 + 4n. Принадлежит ли этой прогрессии число 75? Если да, то какое место в ней оно занимает?
Ответ: __________________
6.Сумма второго и третьего членов арифметической прогрессии равна 16, а разность прогрессии равна 4. Найдите первый член прогрессии.
7.Углы треугольника образуют арифметическую прогрессию. Тупой угол равен 1000. Найдите все углы треугольника.
8. В арифметической прогрессии сумма второго и третьего членов равна -3, а шестой член равен 9, а n-ый член равен 30. Найдите n.
№16 |
Решения. 1. Ответ: 3 2. Ответ: 2 Решение: (3 + 13):2 3.Ответ: 3 Решение: а1= 3*(-7) = -21; а2 = 3*(-6) = -18; d = а2 - а2 = -18- (-21) 4.Ответ: 960 деталей Решение: 3 квартал – это месяцы: июль, август, сентябрь. а1 = 200, d = 20, n= 6 (июль). В июле будет выпущено а6 = а1 +5d, а6 =200 + 100 = 300 (дет.), тогда в августе – 320 дет., в сентябре – 340 дет. За три месяца, т.е. в 3 квартале, будет выпущено 300 + 320 + 340 = 960 дет. 5.Ответ: принадлежит, а15 = 75 Решение: 15 + 4n = 75, 4n = 60, n = 15. |
№ 17 |
Решения. 6.Ответ: 2 Решение: а2 + а3 = 16, а1 + d + а1 + 2d = 16 2а1 + 3d = 16, 2а1 + 3*4 = 16 2а1 = 16 -12 2а1 = 4 а1 = 4:2 а1 = 2 7.Ответ: 200, 600, 1000 Решение: Пусть углы треугольника: а1; а2; а3 в порядке возрастания их градусной меры. Поскольку тупой угол в треугольнике может быть только один, то он наибольший, т.е. а3 = 1000 , при этом а2 = а3 – d, а1 = а2 – d = а3 – 2d, где – разность прогрессии. Сумма углов треугольника 1800 , следовательно а1 + а2 + а3 = 1800 . 100 - 2d + 100 – d + 100 = 180 - 3d = 180 – 300 - 3d = -120 d = -120 : (-3) d = 400 Тогда а1 = 1000-800 = 200 , а2 = 1000 – 400 = 600 . 8.Ответ: 13 Решение: а2 + а3 = -3 а1 + d + а1 + 2d = -3 2а1 + 3d = -3, т.к. а6 = а1 +5d, то а1 +5d = 9, а1 = 9-5d 2(9-5d) + 3d = -3 18 - 10d + 3d = -3 -7d = -21 d = 3, тогда а1 = -6 an = а1 + (n-1)d, 30 = -6 + 3(n-1), n-1=12, n=13 |
№18 |
Итог урока. Оцените сложность заданий, выполненных на уроке. Задания на уроке были: а) лёгкими; б) трудными. Продолжите высказывания об уроке. 1.Самым интересным на уроке для меня было … 2.На уроке я научился (научилась) … 3. Я хотел (хотела) бы ещё узнать … Задание на дом. №719, №728, №730, №734, разложить многочлен на простые множители х3-х2-5х+6 |