СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Давление газа"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по физике в 7 классе, с видеофрагментом к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Давление газа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Подлесная основная общеобразовательная школа».











Технологическая карта урока

по теме «Давление газа» 7 класс.







Малова Ирина Васильевна,

учитель физики первой квалификационной категории.





Муниципальное образование Лениногорский муниципальный район.



Наименование ОУ

МБОУ «Подлесная основная общеобразовательная школа

ФИО учителя

Малова Ирина Васильевна

Предмет

физика

Класс

7

Тема урока

Давление газа

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Установить причину существования давления в газах с точки зрения молекулярного строения вещества;

Выяснить:

  • от чего зависит давление газа

  • как можно его изменить.

Задачи

1.Обеспечить усвоение знаний об особенностях давления газов;

2.Формировать умения анализировать окружающие нас ситуации, где проявляются особенности давления газа.

Планируемые результаты

Предметные: научаться отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества.

Метапредметные:

Познавательные- управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; самостоятельно приобретать новые знания;

Регулятивные- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; осуществлять действия , приводящие к выполнению поставленной цели;

Коммуникативные- формулировать , аргументировать и отстаивать свое мнение, устанавливать рабочие отношения , учиться эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные: проявление

Ценностного отношения к результатам обучения; развитие чувства ответственности.

Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ)

1. Учебник «Физика. 7 кл.» А.В. Перышкин - М. : Дрофа, 2012 г

2.Тест http://school-collection.iv-edu.ru/catalog/rubr/4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/122870/?interface=pupil&class=49&subject=30

3.Раздаточный материал.

4.Технологическая карта урока.

5.Видеосюжет.

Список используемой литературы

1.Рекомендации по разработке технологической карты урока.

2.Требования ФГОС ООО к реализации предметной области «Физика».

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы деятельности

I.Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта

Настраиваются на учебную деятельность.

Прием «Измени свое настроение»

-Я радуюсь потому, что…

-Я доволен тем, что…

-Мое настроение

Формировать навыки самоорганизации

II. Проверка домашнего задания

Спрашивает учащихся о том, с какими трудностям они столкнулись при выполнении домашнего задания.

Определяют, с какими трудностями столкнулись при выполнении домашнего задания.

Формировать умения осуществлять анализ выполненной работы.

III. Актуали­зация знаний и жизненного опыта уча­щихся. Постановка учебной за­дачи

В руках учителя надутый воздушный шарик.

Задает вопрос: "Что же будет объектом нашего изучения?"

Предлагает ученикам сжать шарик и задает вопрос "Что вам мешает при сжатии?"

"Что действует на оболочку шарика?"

Предлагает учащимися поделиться информацией, кото­рую они уже знают, о газах и их свойствах.

Вопрос запуска постановки учебной задачи.Что вы знаете о давлении газа?

Формулирует учебную задачу:

Изучить вопрос «Давление газа»

Отвечают на вопрос учителя














После вариантов ответов, обобщают: газ давит на оболочку, т.е. создаёт давление.



Выступают перед классом. Возможная схема сообщения:

  • На уроках физики мы установили, что газы ...

  • Основные свойства газа ...

  • % читал(-а), что газ ...

- Из научно-популярных фильмов я узнал(-а) о газах ...

Осознают важность решения поставленной учебной задачи.


Развивать навы­ки целеполагания

IV. Сообще­ние темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока.

Организовывает совместное с учащимися формулирова­ние цели и задач урока

  • Что от вас ожидается сегодня на уроке?

  • Чему нужно научиться?

-Какие цели и задачи урока вы бы предложили?

Записывают в тетрадь тему урока.






Участвуют в формулировании целей и задач урока:

  • понять особенности давления газа;

-научиться анализировать окружающие нас ситуации, где проявляются особенности давления газа

Формировать умения прини­мать и сохранять учебную задачу

V. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала

Предоставляет учащимся несколько утверждений. Необходимо найти доказательства их справедливости

Работают в группах.

Ищут подтверждающие факты, проводят вместе

с учителем опыты, размышляют, анализируют.

Заполняют бланк.

Утверждение №1

Причиной давления газа является беспорядочное движение молекул.

Провел опыт: (В качестве модели используют подвешенную картонку - "стенку", в которую бросают маленькие мячики, являющиеся моделями молекул.)

Мои логические рассуждения:

Вывод:

Утверждение № 2

При уменьшении объема газа его давление увеличива-ется, а при увеличении объема давление уменьшается при условии, что масса и температура газа остаются неизменными

Провел опыт: (Каждому ученику раздаются шприцы (без иголки)) Прикрывают отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаруживают увеличение давления.

Мои логические рассуждения:

Вывод:

Утверждение № 3

Давление газа в закрытом сосуде тем больше, чем

выше температура газа, при условии, что масса газа и объем не изменяются.

Провел опыт: ( Обливают холодной и горячей водой бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком)

Мои логические рассуждения:

Вывод

Отчет по группам(проговаривают и вывешивают на доску)

Выражать свои мысли в соответствии с задачей

VI.Физминутка

Проводит дыхательную гимнастику

Выполняют дыхательную гимнастику


VII. Закрепление изученного материала

-Ребята, мы сейчас сами на себе полной грудью ощутили действие физического явления, которое изучаем сегодня на уроке. Мы с ним встречаемся с момента появления на свет.

Хочу вас познакомить с механизмом дыхания, опираясь на следующий видеосюжет

Проводит беседу по вопросам:

-Почему воздушные шарики и мыльные пузыри круг-

лые?

-Почему давление газа увеличивается при сжатии

и уменьшается при расширении?

-Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах?

-Как можно на опыте показать, что газ производит давление на стенки сосуда, в котором он находится?

Предлагает поработать по карточкам.

Смотрят видеоролик.

(Можно отметить, что механизм дыхания человека схож, но имеет свои особенности, с которыми вы познакомитесь на уроках биологии.








1)Отвечают на вопросы


-Газ производит одинаковое давление по всем направлениям.


-При уменьшении объема газа его давление увеличится, так как число ударов о стенки сосуда возрастет.

А если, наоборот, увеличить объем, то давление соответственно уменьшится.

-Для хранения и перевозки газов их сильно сжимают. Поэтому давление, производимое ими на стенки сосуда, в который их заключают, очень велико. Из-за такого большого давления газы содержат в специальных баллонах, которые способны его выдержать

2)Задача по карточке.Приложение 1( Работают в парах

Думает каждый. Сидящие в правом ряду сообщают своё объяснение сидящим в левом..

Те, в свою очередь, выслушивают ответы и потом пересказывают по очереди всему классу.)

Ответы(В одной части сосуда, разделённого тонкой непроницаемой перегородкой, газ при низкой температуре, в другой - при высокой. Либо это два разных газа: в сосуде с меньшим числом частиц молекулы более массивны.)

3)Выполняют тест http://school-collection.iv-edu.ru/catalog/rubr/4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/122870/?interface=pupil&class=49&subject=30

Приложение 2


Уметь осуществлять самопроверку и самоконтроль.


VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Побуждает учащихся к размышлению над вопросами:

-Достиг ли я поставленных целей и задач урока?

-Доволен ли я своими результатами работы на уроке?

-Как учитель оценивает мою работу на уроке?

-Какие вопросы необходимо дополнительно изучить дома?

Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Отслеживать цель учебной деятельности

VII.Домашнее задание

§ 37.

Предлагает учащимся выбрать задания .

Выбирают задания, которые будут выполнять дома. Записывают домашнее задание

Формировать навыки самоор-ганизации



Приложение 1

Утверждение №1

Причиной давления газа является беспорядочное движение молекул.

Опыт: (В подвешенную картонку - "стенку" бросают маленькие мячики, являющиеся моделями молекул.)

Мои логические рассуждения:____________________________________________________________________________________________

Вывод:_________________________________________________________________________________________________

Утверждение № 2

При уменьшении объема газа его давление увеличивается, а при увеличении объема давление уменьшается при условии, что масса и температура газа остаются неизменными

Опыт: В шприцах, прикрывая отверстие для вставки иглы пальцем, вдвигать поршень. Как изменяется давление?

Мои логические рассуждения:____________________________________________________________________________________________

Вывод:_________________________________________________________________________________________________

Утверждение № 3

Давление газа в закрытом сосуде тем больше, чем выше температура газа, при условии, что масса газа и объем не изменяются.

Опыт: Обливают холодной и горячей водой бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком.

Мои логические рассуждения:____________________________________________________________________________________________

Вывод__________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Сосуд разделён тонкой гибкой перегородкой.

Справа и слева видим разное количество молекул. Перегородка же не прогибается.Объясните почему.


Приложение 3

Тест

ТЕСТ_ДАВЛЕНИЕ ГАЗА_1

1) От чего зависит давление газа?

 от числа молекул

 от температуры газа

 от формы сосуда, в котором находится газ

2) При уменьшении объёма сосуда, в котором находится газ, давление…

 уменьшится

 не изменится

 увеличится

3) Что происходит с молекулами газа при уменьшении объёма сосуда, в котором находится газ?

 молекулы начинают быстрее двигаться

 молекулы начинают медленнее двигаться

 среднее расстояние между молекулами газа уменьшается

 среднее расстояние между молекулами газа увеличивается

4) Что происходит с молекулами газа при уменьшении температуры?

 молекулы начинают быстрее двигаться

 молекулы начинают медленнее двигаться

 среднее расстояние между молекулами газа уменьшается

 среднее расстояние между молекулами газа увеличивается