«Подлесная основная общеобразовательная школа».
по теме «Давление газа» 7 класс.
учитель физики первой квалификационной категории.
Муниципальное образование Лениногорский муниципальный район.
Наименование ОУ | МБОУ «Подлесная основная общеобразовательная школа |
ФИО учителя | Малова Ирина Васильевна |
Предмет | физика |
Класс | 7 |
Тема урока | Давление газа |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель урока | Установить причину существования давления в газах с точки зрения молекулярного строения вещества; Выяснить: |
Задачи | 1.Обеспечить усвоение знаний об особенностях давления газов; 2.Формировать умения анализировать окружающие нас ситуации, где проявляются особенности давления газа. |
Планируемые результаты |
Предметные: научаться отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества. | Метапредметные: Познавательные- управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; самостоятельно приобретать новые знания; Регулятивные- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; осуществлять действия , приводящие к выполнению поставленной цели; Коммуникативные- формулировать , аргументировать и отстаивать свое мнение, устанавливать рабочие отношения , учиться эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Личностные: проявление Ценностного отношения к результатам обучения; развитие чувства ответственности. |
Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ) | 1. Учебник «Физика. 7 кл.» А.В. Перышкин - М. : Дрофа, 2012 г 2.Тест http://school-collection.iv-edu.ru/catalog/rubr/4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/122870/?interface=pupil&class=49&subject=30 3.Раздаточный материал. 4.Технологическая карта урока. 5.Видеосюжет. |
Список используемой литературы | 1.Рекомендации по разработке технологической карты урока. 2.Требования ФГОС ООО к реализации предметной области «Физика». |
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности |
I.Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта | Настраиваются на учебную деятельность. Прием «Измени свое настроение» -Я радуюсь потому, что… -Я доволен тем, что… -Мое настроение | Формировать навыки самоорганизации |
II. Проверка домашнего задания | Спрашивает учащихся о том, с какими трудностям они столкнулись при выполнении домашнего задания. | Определяют, с какими трудностями столкнулись при выполнении домашнего задания. | Формировать умения осуществлять анализ выполненной работы. |
III. Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся. Постановка учебной задачи | В руках учителя надутый воздушный шарик. Задает вопрос: "Что же будет объектом нашего изучения?" Предлагает ученикам сжать шарик и задает вопрос "Что вам мешает при сжатии?" "Что действует на оболочку шарика?" Предлагает учащимися поделиться информацией, которую они уже знают, о газах и их свойствах. Вопрос запуска постановки учебной задачи.Что вы знаете о давлении газа? Формулирует учебную задачу: Изучить вопрос «Давление газа» | Отвечают на вопрос учителя После вариантов ответов, обобщают: газ давит на оболочку, т.е. создаёт давление. Выступают перед классом. Возможная схема сообщения: - Из научно-популярных фильмов я узнал(-а) о газах ... Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развивать навыки целеполагания |
IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока -Какие цели и задачи урока вы бы предложили? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: -научиться анализировать окружающие нас ситуации, где проявляются особенности давления газа | Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу |
V. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала | Предоставляет учащимся несколько утверждений. Необходимо найти доказательства их справедливости | Работают в группах. Ищут подтверждающие факты, проводят вместе с учителем опыты, размышляют, анализируют. Заполняют бланк. Утверждение №1 Причиной давления газа является беспорядочное движение молекул. Провел опыт: (В качестве модели используют подвешенную картонку - "стенку", в которую бросают маленькие мячики, являющиеся моделями молекул.) Мои логические рассуждения: Вывод: Утверждение № 2 При уменьшении объема газа его давление увеличива-ется, а при увеличении объема давление уменьшается при условии, что масса и температура газа остаются неизменными Провел опыт: (Каждому ученику раздаются шприцы (без иголки)) Прикрывают отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаруживают увеличение давления. Мои логические рассуждения: Вывод: Утверждение № 3 Давление газа в закрытом сосуде тем больше, чем выше температура газа, при условии, что масса газа и объем не изменяются. Провел опыт: ( Обливают холодной и горячей водой бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком) Мои логические рассуждения: Вывод Отчет по группам(проговаривают и вывешивают на доску) | Выражать свои мысли в соответствии с задачей |
VI.Физминутка | Проводит дыхательную гимнастику | Выполняют дыхательную гимнастику | |
VII. Закрепление изученного материала | -Ребята, мы сейчас сами на себе полной грудью ощутили действие физического явления, которое изучаем сегодня на уроке. Мы с ним встречаемся с момента появления на свет. Хочу вас познакомить с механизмом дыхания, опираясь на следующий видеосюжет Проводит беседу по вопросам: -Почему воздушные шарики и мыльные пузыри круг- лые? -Почему давление газа увеличивается при сжатии и уменьшается при расширении? -Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах? -Как можно на опыте показать, что газ производит давление на стенки сосуда, в котором он находится? Предлагает поработать по карточкам. | Смотрят видеоролик. (Можно отметить, что механизм дыхания человека схож, но имеет свои особенности, с которыми вы познакомитесь на уроках биологии. 1)Отвечают на вопросы -Газ производит одинаковое давление по всем направлениям. -При уменьшении объема газа его давление увеличится, так как число ударов о стенки сосуда возрастет. А если, наоборот, увеличить объем, то давление соответственно уменьшится. -Для хранения и перевозки газов их сильно сжимают. Поэтому давление, производимое ими на стенки сосуда, в который их заключают, очень велико. Из-за такого большого давления газы содержат в специальных баллонах, которые способны его выдержать 2)Задача по карточке.Приложение 1( Работают в парах Думает каждый. Сидящие в правом ряду сообщают своё объяснение сидящим в левом.. Те, в свою очередь, выслушивают ответы и потом пересказывают по очереди всему классу.) Ответы(В одной части сосуда, разделённого тонкой непроницаемой перегородкой, газ при низкой температуре, в другой - при высокой. Либо это два разных газа: в сосуде с меньшим числом частиц молекулы более массивны.) 3)Выполняют тест http://school-collection.iv-edu.ru/catalog/rubr/4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/122870/?interface=pupil&class=49&subject=30 Приложение 2 | Уметь осуществлять самопроверку и самоконтроль. |
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Побуждает учащихся к размышлению над вопросами: -Достиг ли я поставленных целей и задач урока? -Доволен ли я своими результатами работы на уроке? -Как учитель оценивает мою работу на уроке? -Какие вопросы необходимо дополнительно изучить дома? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Отслеживать цель учебной деятельности |
VII.Домашнее задание | § 37. Предлагает учащимся выбрать задания . | Выбирают задания, которые будут выполнять дома. Записывают домашнее задание | Формировать навыки самоор-ганизации |
Опыт: (В подвешенную картонку - "стенку" бросают маленькие мячики, являющиеся моделями молекул.)
Мои логические рассуждения:____________________________________________________________________________________________
Вывод:_________________________________________________________________________________________________
При уменьшении объема газа его давление увеличивается, а при увеличении объема давление уменьшается при условии, что масса и температура газа остаются неизменными
Опыт: В шприцах, прикрывая отверстие для вставки иглы пальцем, вдвигать поршень. Как изменяется давление?
Мои логические рассуждения:____________________________________________________________________________________________
Вывод:_________________________________________________________________________________________________
Давление газа в закрытом сосуде тем больше, чем выше температура газа, при условии, что масса газа и объем не изменяются.
Опыт: Обливают холодной и горячей водой бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком.
Мои логические рассуждения:____________________________________________________________________________________________
Вывод__________________________________________________________________________________________________