Познавательные: изучить явление гидролиза, научиться определять среду растворов солей, по формуле соли определять тип гидролиза, научить составлять уравнения гидролиза в молекулярном и ионном виде.
Развивающие: учиться устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы, выполнять лабораторные опыты по инструкции.
Воспитательные: формировать умение сотрудничать в паре, команде, классе, формировать материалистическое мировоззрение.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мы завершаем изучение большой темы «Теория электролитической диссоциации». Перечислите, пожалуйста, вещества каких классов являются электролитами. | Растворимые кислоты, основания и соли. |
Вспомните, как называют вещества, с помощью которых мы можем отличить кислоты и основания, даже если сосуды с ними не подписаны? | Индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый. |
Как ведет себя лакмус в разных средах? | Красный – в кислой среде и синий - в щелочной. |
Как проявляет себя фенолфталеин? | Бесцветный – в кислой среде и малиновый - в щелочной. |
На демонстрационном столе вы видите два химических стакана с неизвестными жидкостями. В первый стакан (хлорид алюминия) я добавлю каплю лакмуса. Какие изменения замечаете? | Раствор окрасился в красный цвет. Очевидно, что там находится кислота. |
Во второй стакан (карбонат натрия) добавляю каплю фенолфталеина. Что видите? | Раствор становится малиновый, значит, там находится щелочь. |
Раньше я сказала бы вам, что вы правы: верно определили кислоту и щелочь. Но сейчас вы ошибаетесь: в обоих стаканах находятся растворы солей. Получается, у растворов солей тоже есть определенная среда, и, как видите, она может быть разной. | Обдумывают поставленную проблему. |
Зная положения ТЭД, мы можем назвать причину электропроводимости растворов некоторых веществ. | Они распадаются на ионы, потому что взаимодействуют с водой. |
Явление, которое мы рассмотрим сегодня, тоже связано с водой. Когда соль взаимодействует с водой и в результате разлагается, этот процесс называется гидролиз. | Записывают тему «Гидролиз солей» и определение: гидролиз – это обменные реакции с водой, которые приводят к разложению вещества. |
Вспомните, на какие группы мы можем разделить кислоты и основания по степени электролитической диссоциации? | На сильные и слабые. |
На доске перечень оснований: NaOH, Ca(OH)2, KOH, Zn(OH)2, Al(OH)3 Распределите их на сильные и слабые. | Сильные основания: NaOH, Ca(OH)2, KOH (они растворимы в воде) Слабые основания: Zn(OH)2, Al(OH)3 (они нерастворимые) |
Проделайте такие же операции с кислотами: HCl, HNO3, H2SO4, H2CO3, H2SO3, HNO2 | Сильные кислоты: HCl, HNO3, H2SO4 Слабые кислоты: H2CO3, H2SO3, HNO2 |
Любую соль можно представить как продукт взаимодействия кислоты и основания. Рассмотрим случай, когда соль образована сильным основанием и слабой кислотой. На ваших столах 3 пробирки с растворами: NaCl, NaCO3, AlCl3. Подумайте, какая из солей подходит под это определение. | Составляют в тетради реакции нейтрализации, которые ведут к образованию этих солей. Находят соль, образованную сильным основанием NaOH и слабой кислотой H2CO3 – это карбонат натрия. |
Проанализируем, какие процессы происходят с этой солью, когда она взаимодействует с водой: Na2CO3 + H2O→ NaHCO3 + NaOH 2Na+ CO3 2- + H++OH- → HCO3- + 2Na+ + OH- CO3 2- + H++OH- → HCO3- + OH- Итак, в растворе накапливаются гидроксид-ионы, из-за них среда становится щелочная. Исследуйте, как изменится цвет раствора карбоната натрия, если вы добавите каплю фенолфталеина. | Следят за последовательностью написания уравнений на доске. Выполняют лабораторный опыт в парах. Делают вывод: если соль образована сильным основанием и слабой кислотой, но взаимодействию с водой будет подвергаться «слабый» кислотный остаток, притягивая к себе протоны водорода, а ионы ОН- будут создавать щелочную среду. |
А как называются ионы, которые образованы кислотными остатками и несут отрицательный заряд? | Анионы. |
Следовательно, такой тип гидролиза называется гидролизом по аниону. | Записывают в тетради вывод: Сильное основание + слабая кислота = гидролиз по аниону, щелочная среда |
Найдите соль, которая образована, наоборот, слабым основанием и сильной кислотой. | AlCl3 |
Добавьте к раствору каплю лакмуса. | Выполняют лабораторный опыт в парах. Наблюдают: раствор становится красным, среда кислая. |
Объясним наше наблюдение теоретически: AlCl3 + H2O→ AlOHCl2 + HCl Al3+ + 3Cl- + H++OH- → AlOH2+ + 3Cl- + H+ Al3+ + H++OH- → AlOH2+ + H+ Ион с каким зарядом подвергся гидролизу? | Следят за последовательностью написания уравнений на доске. Делают вывод: Более «слабый» катион алюминия притянул к себе гидроксид-ион с противоположным зарядом, а ионы водорода накапливаются в растворе, поэтому среда кислая. Это гидролиз по катиону. Составляют схему: Слабое основание + сильная кислота = гидролиз по катиону, кислая среда. |
Добавьте каплю лакмуса к раствору хлорида натрия. Почему цвет раствора не изменился? | И кислота, и основание, образующие эту соль, сильные, поэтому гидролиз не идет, и среда остается нейтральной. Составляют схему: Сильное основание + сильная кислота = гидролиз не идет, среда нейтральная |
Изучить параграф 10, упражнение 2 выполнить письменно.