СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения»

Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных»; способствовать развитию навыков чтения и пересказа, умений определять главную мысль произведения, составлять план текста

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: научатся: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться: определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять нравственные поступки героев, соотносить пословицы с главной мыслью.

Метапредметные: познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/522640/

Оборудование

экран, компьютер, проектор; портрет Ю. И. Ермолаева

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные учебные
действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Ну что, начнем урок, друзья?

Готовы вы – надеюсь я.

Вы – хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»



Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

– Прочитайте скороговорку радостно, грустно

Предлагают своё продолжение рассказа.





Выполняют задание

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие; выявление сущности, особенности объектов.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия,
замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка темы, цели урока


– Составьте из слов предложения-пословицы.

1-й вариант – о дружбе;

2-й вариант – о матери:

Когда, свет, не мил, и, нет, друга.

Весне, рада, а, мать, птица, родным, деткам.

Забывай, помни, зло, а, дружбу.

Греет, матери, лучше, солнышка, сердце.

– Как вы думаете, какое отношение имеют эти группы пословиц к рассказу «Два пирожных»

Выполняют задание на карточках.








Отвечают на вопрос

Групповая, фронтальная

Выполненные задания, устные ответы

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ о творчестве

Ю. И. Ермолаева.

2. Словарная работа

Читает рассказ.




Африка – материк (континент), то есть огромный участок суши, со всех сторон окружённый водой.

Долина реки Конго – удлинённая впадина реки Конго.

Река Конго – название реки.

Попугай – птица тропических стран с ярким оперением.

Пальмы – деревья южных стран, обычно с прямым ветвистым стволом и с очень крупными вечнозелёными перистыми и веерообразными листьями.

Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, цепкое растение, растущее в жарких странах.

Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку

Внимательно слушают.



Объясняют лексическое значение слов с опорой на словарь

Фронтальная

Работа со словарной статьей

Физкультминутка

См. Приложение

Выполняют упражнения

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу

Выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Чтение рассказа детьми и анализ произведения.













2. Подготовка к выразительному чтению
по ролям.



3. Работа
с иллюстрацией в учеб-
нике.


4. Игра «Пе-ревёртыш»

– Понравились ли вам дети, о которых говорится в рассказе?

– Почему Оля съела два пирожных?

– О чём попросила мама дочек?

– Чем занималась старшая сестра Наташа?

– Что делала Оля?

– Хотелось ли им мыть посуду?

– Кто из сестёр пошёл помогать маме?

– Что заметила Наташа у Оли?

– Чем были вымазаны губы?

– Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?

– Можно ли сказать, что они поступили справедливо?

– Определите главную мысль рассказа.

– Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?

– Определите, сколько действующих лиц в этом рассказе.

– Назовите действующих лиц.

– А кто должен прочитать остальные слова?

– Какие чувства вы хотели бы выразить, читая роль мамы? А Оли? А Наташи?

Учитель распределяет роли.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 86. Обратите внимание на выражения лиц героев.

– Какое выражение лица у Наташи?

– А у Оли?

– К какому эпизоду относится рисунок?

«УДУСОП ЬТЫМЫВ, ИКЧОД, ЕНМ АК-ЕТИГОМОП – :АЛАЗАКС И УТАНМОК В АЛШОВ АМАМ»

– Как вы должны ответить маме?

Читают с остановками и отвечают на вопросы.















Выразительно читают по ролям.






Отвечают на вопросы.




Читают предложения справа налево

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения текста в соответствии с учебными задачами; осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, поиск необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать и вести диалог; признают различные точки зрения на обсуждаемую проблему; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Устные ответы, выполненные задания

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке

сведений.

Заключительная

беседа.

Выставление оценок

– Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

– Передайте своё отношение к девочкам. Кто вам больше понравился? Почему?

– Можно ли придумать другое название, которое выражало бы главную мысль рассказа?

– Как вы считаете, почему этот рассказ помещен в раздел «Я и мои друзья»?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Подготовить краткий пересказ

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Выполненные задания


Ресурсный материал

Рассказ учителя о Ю. И. Ермолаеве

Ермолаев Юрий Иванович (1921–1998 г.) – русский писатель. Окончил театральное училище им. Щепкина в г. Москве в 1943 г. Но прославился Юрий Иванович не как драматический актёр, а как детский писатель. Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 году. Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги Ермолаева выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем. Юрий Иванович писал не только рассказы. Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых и «106 пропавших часов», и «Дом отважных трусишек», и «Нежданно-негаданно» и др. Писал Юрий Иванович сказки. Одна из них называется «О двух юнцах-храбрецах и чудо-докторе». Некоторые свои произведения он назвал «Грустными шутками», забавность которых таит в себе много важного и поучительного.