СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Разнообразие животных".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок - это урок "открытия"новых знаний. Проводится парная и фронтальная форма работы учащихся, используются частично-поисковый и исследовательский методы работы.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Разнообразие животных".»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

окружающего мира по теме «Разнообразие животных» 

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Формы работы: парная, фронтальная

Методы: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные

Цель урока: Создание педагогических условий для развития умений классифицировать животных по группам. Формирование понятия «зоология». Систематизация и расширение знаний о группах животных и о важнейших отличительных признаках групп.

Планируемые результаты

Предметные:

- Узнать основные группы животных, их особенности.

- Уметь распределять животных по группам их групповым признакам.

Метапредметны:

Коммуникативные УУД:

- Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- Умение строить речевые высказывания, слушать других;

- Аргументировать сою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- Постановка учебной задачи;

- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- Оценка результатов работы;

Познавательные УУД:

- Читать и слушать, отбирая нужные сведения;

-Выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, делать выводы ;

- Развивать речь учащихся;

- Развивать логическое мышление учащихся.

Личностные:

- Навыки культурного поведения при общении;

-Формирование положительного отношения к познавательной деятельности;

-Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-Понимать необходимость и важность бережного отношения человека к природе.

Ресурсы урока: Оборудование и технические средства обучения: презентация к уроку по теме «Разнообразие животных».

Наглядные пособия: карточки с названием групп животных, картинки животных представителей разных видов и типов.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник Окружающий мир» А.А.Плешаков для 3 кл., тетрадь на печатной основе, карточки с заданиями для самостоятельной работы, листы для самооценки.




Ход урока


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


I.Организационный момент. Психологический настрой. (1 мин)

- Сегодня на уроке нас ждёт много удивительных и интересных встреч и открытий. Но для этого нужно быть внимательными, наблюдательными и активно работать на уроке. Не забываем про самооценку.

Настрой на урок.

II. Актуализация знаний.

  1. Проверка д/з

(фронтальный опрос)


(5 минут)
















  1. Обобщение ответов учителем.

- Скажите, о чем идет речь: «Это все, что окружает нас, но не сделано руками человека»?

- Какая бывает природа? Слайд 2

- Назовите признаки живой природы


- Какая наука изучает живую природу?


- На какие царства ученые-биологи делят все живое? Слайд 3.

- Какое царство подробно изучали на прошлых уроках?

- Как называется наука, которая изучает растения? Слайд 4

- На какие группы ученые-ботаники делят царство растений?

Слайд 5

- Какую роль играют растения в жизни людей? Слайд 6


- Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?


-Что делают люди для охраны растений?


– Вспомните правила поведения в природе.


- Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично.

- Это природа.


- Природа бывает живая и неживая.

- Дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.

- Биология – греч. «биос» – жизнь, «логос» - наука.

- Царства растений, животных, грибов, бактерий.

- Царство растений.

- Ботаника.

- Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.

- Дают кислород, пищу, лекарство, древесину, ткани, красоту.)

- Из-за хозяйственной деятельности человека. Люди срывают их ради красивых цветов. Вытаптывают.

- Бережно относятся к растениям, охраняют их в заповедниках, ботанических садах, создали «Красную книгу».

- Ответы детей, показ плакатов, рисунков.



III. Самоопределение к деятельности.




1.Переход к изучению новой темы.

2.Проверка восприятия.


3.Вывод темы. Целеполагание.


4.Проблемный вопрос.


5.Введение в тему.

Слайд «Беспорядок»



(5 минут)

– Ребята, жизнь - самое удивительное и замечательное явление природы. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воздухе, в воде. Всюду обитают живые существа.

- Ребята, послушайте звуки и подумайте, кто их издает, одинаковые ли они? Слайд 7

- Кто издает эти звуки? Они одинаковые?

- Сформулируйте тему урока? Слайд 8

- Кто знает, как называется наука о животных? Найдите ответ в учебнике на с.87. Слайд 9.

- Я предлагаю вам сегодня стать учеными- зоологами, провести исследование и классифицировать животных. По ходу работы заполнить таблицу. Работаем парами.


- Что значит «классифицировать животных» ?

Для чего нужно делить животных на группы?


- Посовещайтесь в парах и скажите: На какие группы можно разделить всех животных? Слайд 10.







- Ребята, я задала один вопрос, а мнений было много и разные

Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? На какие вопросы нам надо найти ответ?

1) Как разделить животных по группам?
2) По каким признакам распределить животных?
3) Действительно ли животный мир разнообразен?

- Вспомните, как распределяли растения на группы?

- Где можно найти материал, чтобы ответить на вопросы?







-Прослушивают звуковой файл с записью звуков, издаваемых разными животными.

- Разные животные.

- Разнообразие животных.

- Зоология - зоо - животные, логос - наука.




-Разделить на группы по определенным признакам.

- Так их легче изучать.

1.Животных можно разделить на диких и домашних.

2.Животных можно разделить по месту обитания: на воде, на суше, в воздухе.

3.Можно разделить по виду питания: травоядные, насекомоядные, хищники.

4.Разбить на группы: птицы, звери, насекомые, рыбы.

- Потому что не знаем, на что обращать внимание, когда делим животных на группы.

(Вывешиваются вопросы на доску)



- По схожим признакам.

- Мы может взять информацию из учебника, от учителя, из интернета, понаблюдать.

IV. «Открытие » учащимися новых знаний. Побуждение к гипотезам.

1.Из истории.

2.Выдвижение гипотезы. Начало заполнения таблицы.


(5 минут)









-Вопрос «Как разделить животных по группам?» с давних пор интересовал ученых разных стран. Существовали разные мнения. Основателем классификации, т. е. разделения животных на группы, был шведский ученый Карл Линней. По его мнению, нужно было делить на группы по признакам сходства. (Портрет Карла Линнея.) Слайд 11.

- Ребята, а есть ли у вас предположения, гипотезы по поводу того, по каким признакам животные могут быть схожими?
- Перечисленные признаки - это покров. Какие это могут быть группы? - Заполните таблицу.



- Что объединяет эти три группы животных?

животные

позвоночные беспозвоночные

- Как можно назвать животных этой группы? - Ребята, подумайте и постарайтесь объяснить, почему одних животных относят к беспозвоночным, а других - к позвоночным? - Предположите, кто еще из животных относится к позвоночным?









- Перьями, шерстью и чешуёй.

- Звери, птицы, рыбы.

Звери: тело покрыто шерстью, детенышей кормят молоком

Птицы: тело покрыто перьями, рождаются из яиц.

Рыбы: тело покрыто чешуёй.

- Наличие покрова и скелета.

-Позвоночные.

-У более крупных животных, основу скелета составляет позвоночник. Высказывания детей (жабы, лягушки, ящерицы и др.)

IV. Работа по теме урока.

1. Исследование. Самостоятельная работа в парах.


- Вы помните, что сегодня на уроке вы ученые- зоологи.

У вас на парте в каждой паре есть конверт, в который вложены иллюстрации животных. Исследуйте свою группу животных, найдите общие признаки и определите, к какой группе позвоночных или беспозвоночных они относятся.

-Помните, работать вы должны дружно, прислушиваться к мнению товарища. Полученные результаты записать в таблицу. Не забудьте выбрать, кто будет выступать.

-Вашим помощником будет учебник на с. 91-92.

Дети работают парами, результаты своей работы записывают в таблицу.

V.Защита работ. Заполнение общей таблицы.














- Каждая пара будет рассказывать про каждый новый вид животных, а ваша задача – внимательно слушать, смотреть и заполнять таблицу.

- 1 группа животных черви. Дождевые черви являются важной частью нашего существования. Они очищают почву, а мы выращиваем и производим продукты питания и не только их. Они служат пищей для других земных существ таких, как жабы, крысы и птицы. Они живут по всему миру в мягкой влажной почве, которая существует практически в каждом уголке земли. (сл. 8)

- 2 группа животных моллюски. Возраст моллюсков можно определить по количеству колец на створке раковины. Каждое кольцо отличается от предыдущего за счет особенностей пищи потребляемой в этот период, состояния экологии, температуры и количества кислорода в воде. (сл. 9)

- 3 группа животных иглокожие. Морские звезды — животные с необычной формой тела. Цветовая гамма этих животных включает практически все цвета, но чаще всего встречаются различные оттенки красного, реже синий, бурый, розовый, фиолетовый, желтый, черный цвета. ( сл. 10)

- 4 группа животных ракообразные. Многие ракообразные употребляются человеком в пищу, особо велико потребление креветок.

(сл.11)

-5 группа животных паукообразные

Наиболее известные представители: паукискорпионыклещи́. У пауков 8 ног. Многие виды строят сложные ловчие сети, гнезда, норки. Паукообразные - хищники, питаются насекомыми. Ряд видов, особенно тропические, ядовиты (каракурт, крестовик, тарантул и др.).(сл.12)

6 группа животных – насекомые. Животные, у которых 6 ног (три пары).  Название класса происходит от глагола «сечь» (насекать). Размеры тела насекомых от 0,2 мм до 30 см и более.

7 группа животных – земноводные. Земноводных не зря называют первопроходцами суши. Именно они около 300 миллионов лет назад первыми из позвоночных покинули водную среду и стали обитателями земли. К земноводным, относятся тритоны, саламандры, лягушки, жабы и некоторые другие животные. Жизнь этих существ проходит в воде, возле нее или в сырых, переувлаженных местах.

8 группа животных – пресмыкающиеся. Пресмыкающиеся или рептилии  — класс преимущественно наземных позвоночных животных, включающий современных черепах, крокодилов, клювоголовых, амфисбен, ящериц и змей. Тело покрыто сухими чешуйками, а у некоторых еще и панцирем. Всю жизнь эти животные ползают – пресмыкаются.

- Представители пары выходят к доске, прикрепляют на доску картинки животных, рассказывают, как называется данная группа, о её особенностях + слайд с данной группой.




- Остальные учащиеся, заполняют таблицу.

Физ.минутка

(1 минута)

Давайте отдохнем, встаньте из-за парт.

Если я называю птиц – вы машете руками.

Если я называю пресмыкающихся - вы садитесь.

Если - млекопитающих – вы шагаете.

Если я назову рыб – вы плывет.

Орёл, лиса, щука, , ёж, кукушка, черепаха, медведь,

синица, лев, енот, страус, карась, воробей, ящерица, гусь, лягушка

Выполняют физ.минутку

VI. Закрепление

1.Вопросы.

(2 минуты)

2.Работа в тетради.

  1. минут)


3.Самопроверка.

- Ребята, посовещайтесь и задайте вопросы по теме урока.


1)- Откройте тетради на с. 50-51. Пронумеруйте рисунки в соответствии со списком.

2)- Найди ошибку Муравьишки. (с.51)

- Проверьте свою работу, оцените.

- К какой группе принадлежат …

- Как называется группа, если у животных 6 ног, 8 ног, чешуя, шерсть, и т.д.


(Выполняют задание.)

- Оценивают себя.

VII. Обобщение.










Рефлексия.


- Обратимся к вопросам.

- Научились ли мы распределять животных по группам? (Снимаю вопрос)

- Узнали ли мы признаки, по которым распределяют животных?

- Убедились ли мы в том, что мир животных разнообразен?

- Для чего зоологи разделили животных на группы?


-Каким разнообразным не был животный мир, но мы должны беречь каждого животного, и, по – возможности, предотвращать их гибель и исчезновение с лица Земли.

- Что на уроке вы бы назвали целым? Слайд

- Какие части этого целого вы узнали?
- Если вам всё было понятно, легко на уроке, поднимите кружок зеленого цвета.
- Если есть один или два вопроса непонятных, поднимите желтый цвет,

Если вообще всё трудно и непонятно, поднимите красный цвет.

-Хорошо, что больше зеленых, но молодцы и те ребята, которые не боятся признаться, что есть ещё непонятное.

- Мы научились распределять животных по группам по признакам сходства.

- Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся или рептилии, птицы, звери или млекопитающие

- Ответы детей (насекомых)

- Чтобы легче было их изучать.







Поднимают карточки.

VIII. Оценивание.

Молодцы! Все работали хорошо, оцените себя по оценочному листу в соответствии с критериями.

Дети подсчитывают баллы, соотносят с критериями, оценивают себя.)

Домашнее задание.


С.87-93, р/т с.52-54

По желанию, нарисовать фантастическое животное - загадку, в котором были бы представлены разные группы животных, например, голова от одного животного, хвост от другого, крылья и т.д. Одним словом, такое животное, какого на свете не существует. На следующем уроке проведем парад загадочных животных. Будем отгадывать, какие животные спрятались в одном. Целое будет состоять из частей.