Муниципальное общеобразовательное учреждение Ярашъюская основная общеобразовательная школа
пст. Ярашъю
Класс – 6 Тема «Грибы» Тип учебного занятия – урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) Цель: Задачи: 1. Сформировать первоначальные систематизированные представления об особенностях строения и жизнедеятельности грибов 2. Продолжить формировать умения применять изученный материал при выполнении различных видов заданий 3. Развивать умения устанавливать причинно-следственные, структурные, функциональные связи объектов, явлений
Дидакти-ческая структура урока | Деятельность учителя | Формы организации учебной деятельности | Содержание учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Органи-зацио-нный этап | Приветствие учеников. | Фронтальная работа | | Положительный настрой на урок | | |
Этап актуали-зации знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Проверка д/з | У: О героях сегодняшнего урока существует много загадок, легенд, пословиц, поговорок. Вот несколько из них. 1. Шляпа без головы и нога без сапога 2. Спрятался за пень – шапка набекрень, кто проходит близко – кланяется низко 3. Стоит Трошка на одной ножке, Его ищут, а он не откликается. Кто это? Д: грибы. У: Правильно, это грибы. Что мы успели узнать о грибах до сегодняшнего урока? Д: Признаки, особенности строения, некоторые представители. У: Вам было дано задание – знать строение шляпочных грибов, характерные признаки грибов. 1 колонка называет признаки растений у грибов по цепочке, 2 – признаки животных, а 3 – особые признаки грибов. Д: (с растениями – неподвижность, неограниченный рост, наличие клеточной стенки, размножение спорами; с животными – наличие хитина, гетеротрофность, отсутствие хлорофилла; особые – мицелий, гифы). У: Молодцы. А теперь вспомним строение шляпочных грибов. На листочках подпишите на рисунке части тела шляпочного гриба. (Дети подписывают). А теперь проведите самопроверку по образцу (вывешивается на доске или демонстрируется на слайде). Дети проверяют. У: Оцените свою работу. На столах у вас кружки разного цвета. Поднимите зеленый кружок, если у вас все правильно, желтый – если 1-2 ошибки, красный – если ошибок больше. (Учитель в общем оценивает успехи детей). | Фронтальная работа Групповая работа Индивиду-альная работа | Разгадывание загадок Выявление и характеристика существенных признаков грибов Распознавание частей тела шляпочного гриба на рисунке | Формирование познавательно-го интереса и мотива Умение принимать цель совместной деятельности, распределять роли Умение сравнивать результаты с исходной задачей, владение способами самоконтроля и самоооценки | Интерпретация биологической информации Установление существенных признаков биологических объектов Установление существенных признаков биологических объектов | Применение биологи-ческих терминов и понятий в соответствии с поставлен-ной задачей Описание организма грибов, выделение существенных признаков строения |
Мотивационно-целевой этап | У: Как вы думаете, что еще мы должны узнать о грибах? Д: многообразие, значение грибов; интересные факты о грибах. У: Правильно. Итак, сформулируем цель и задачи нашего урока. Цель: характеристика грибов как отдельного царства живых организмов. Задачи: 1. дополнить знания о строении и жизнедеятельности грибов; 2. изучить их многообразие; 3. выявить значение грибов в природе и в жизни человека У: На столах у вас листочки с рисунком лукошка. Мы собираемся по грибы. В ваше лукошко вы будете вписывать ваши баллы (грибы) за работу на уроке. Причем баллы в некоторых случаях получают и отдельные игроки, а сумма баллов за каждый тур присваивается также команде | Фронтальная работа | Совместное с детьми формулирование цели и задач урока | Формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему | Выявление дефицитов информации, необходимых для решения поставленной задачи | Составление плана действий с учетом получения новых знаний об изучаемом биологическом объекте |
Первич-ное закреп-ление (в знакомой ситуации) | У: Первый тур «Грибы бывают разные». Я загадываю загадки о грибах. Команда отгадывает, поднимая рисунок гриба. (Загадки о грибах в приложении). У: Подсчитываем командные баллы. | Групповая работа | Распознавание представителей царства Грибов на иллюстрациях | Готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении биологических задач | Анализ и интерпретация биологической информации различных видов и форм представления | Различение по изображени-ям грибов как биологи-ческих объектов |
Первич-ное закрепление (в измене-нной ситуации) | У: Молодцы! Мы вспомнили многообразие грибов. А теперь задания посложнее. Работаем у доски. На обратной стороне доски в два столбика написаны названия грибов. По одному участнику от команды по очереди выходят к доске и выполняют задания в течение 30 секунд, затем мы открываем доску и сразу проверяем. 1 уч. – подчеркивает плесневые грибы прямой линией, 2 уч. – грибы-паразиты волнистой линией, 3 уч. – ядовитые грибы двойной чертой, 4 уч. – рядом с трубчатыми ставит букву «Т», 5 уч. – ставит букву «П». Жюри оценивает одним баллом каждый ответ отдельно. (Список грибов в приложении). А теперь вспомним признаки отравления грибами, меры первой помощи при отравлении грибами; отличия трубчатых и пластинчатых грибов. Все это оценивается дополнительными баллами. Ответы детей: признаки отравления – тошнота, рвота, боли в животе, липкий пот и др.; первая помощь – промывание желудка, слабительное, теплое питье, покой, тепло и др. У: Следующий тур звучит так «Ни минуты без правды». Я буду зачитывать утверждения, а вы поднимаете руки в ответ на правильное утверждение или держите их на парте в ответ на неправильное утверждение. Жюри подсчитывает у каждой команды баллы по количеству правильно поднятых (или не поднятых) рук. (Перечень утверждений в приложении) | Индивидуально-групповая работа | Анализ информации, выбор на основе анализа, аргументация своего выбора Обоснование выбора мер первой помощи, алгоритма действий С учетом предложенной биологической задачи выявлять противоречия и закономерности в рассматриваемых фактах и наблюдениях | Умение делать выбор и брать ответственность за решение, координация своих действий с другими членами команды Соблюдение правил гигиены, безопасного поведения в природной среде Активное участие в решении поставленной задачи | Анализ биологической информации, выявление причинно-следственных связей Анализ и интерпретация информации (суммы знаний), имеющейся у учащихся по данной теме Умение оценивать на применимость и достоверность полученную информацию | Выделение существенных признаков грибов Умение выявлять причинно-следственные связи в биологических процессах, явлениях Умение оценивать надежность биологи-ческой информации |
Творче-ское примене-ние и добыва-ние знаний в новой ситуации | У: Следующий тур называется «Крестики – нолики». Одна команда – «крестики», другая – «нолики». На доске таблица. В квадратах – цифры. Команда выбирает номер вопроса. В случае правильного ответа вместо цифры ставится крестик или нолик. (Жюри ведет подсчет баллов). (Перечень вопросов – в приложении). У: Следующий тур – «Приметы народные в дело пригодные». В конвертах на листочках – приметы о грибах, разделенные на две части. Участники команд, получив свою половинку листа с первой частью приметы, должны за более короткое время найти участника со второй частью приметы. 1. Появились опенки – лето кончилось. 2. Мы грузди – ребятушки дружные. 3. Колосится рожь – начинают расти белые грибы. 4. Зацвела сосна – появился масленок. 5. Полетел пух с осины – иди за подосиновиком. (Жюри ведет подсчет баллов). У: Молодцы! Давайте подведем итоги нашей игры. Слово жюри. (Подсчет баллов). | Групповая работа Групповая работа | Объяснение сущности биологических явлений и процессов Объяснение сущности биологических явлений и процессов | Формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопросов Готовность к конструктивной совместной деятельности при решении биологических задач | Развитие научной любознатель-ности Применение различных приемов при отборе информации с учетом предложенной задачи | Владение приемами работы с биологи-ческой информа-цией Выявление причинно-следственн-ых связей при изучении биологи-ческих объектов и явлений |
Инфор-мация о домаш-нем задании, инструк-таж по его выпол-нению | У: Домашнее задание тоже будет посвящено грибам. Вам предлагается на выбор три задания - две задачи и задание «Третий лишний». 1. Разрастание грибницы идет во все стороны радиально и ежегодно окружность увеличивается на 20 см. Установите возраст грибницы, если ее диаметр – 12 метров. 2. Развитие взрослого белого гриба идет очень быстро – созревание на пятый день роста. Вес гриба: 1 день – 2г., 2-й день – 42 г. Сколько будет весить созревший белый гриб? 3. Вычеркните лишнее в каждой строчке. Объясните ваш ответ. Груздь, сыроежка, мухомор. Шампиньон, подберезовик, подосиновик. Масленок, белый гриб, волнушка. | Индивиду-альная работа | Решение биологических задач | Умение применять полученные знания | Умение прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия | Владение приемами работы с биологи-ческой информа-цией |
Этап рефлексии, подведение итогов занятия | У: Вот и закончился наш поход за грибами. Посмотрим, сколько грибов в лукошке у команд и у каждого грибника. (Выявление лучшей команды и лучшего игрока. Участники команды-победительницы автоматически получают четверки, участники второй команды – три балла. Баллы в лукошке позволяют повысить оценку до максимальной). Молодцы. Давайте посмотрим, удалось ли нам выполнить задачи, поставленные нами же в начале урока. (Обсуждение результатов). А теперь я прошу вас оценить свою работу на уроке. Совпадают ли баллы в лукошке с вашей оценкой? (Обсуждение). Какое настроение у вас по окончании урока? На столах у вас кружочки разного цвета. Поднимите зеленый кружок, если вы довольны своей работой на уроке и вам понравился урок; желтый – если вы испытывали небольшие трудности и дискомфорт; красный – если не совсем довольны своей работой и расстроены, а урок не принес удовлетворения. (Дети поднимают кружочки. Учитель озвучивает общее настроение. По желанию 1-2 ученика могут объяснить свой выбор). У: Спасибо за работу на уроке. Урок окончен. До свидания. | Фронталь-ная работа | Обсуждение результатов | Формирование умения анализировать свои достижения | Формирование умения владеть основами самоконтроля и самооценки, способами рефлексии | |
5. Меж осиновых ветвей 6. Буровато, а не воз, 7. Розовая сорочка 8. Разноцветные береты - Красной шапочкой своей Ноздревато, а не нос; Да волнистая Лета яркие приметы Словно ягодка горит. Сверху слизь, а не червяк; С краю оторочка Разбрелись в лесу как стая Будто: «Вот я!» - говорит. Жил в земле, а не хомяк. Да пушистая. Чудо-радуга грибная. И хоть яркий вид имеет, Срежь – мгновенно посинеет. 9. На пеньке живет семья 10. Шапочка красная, 11. Он на толстой ножке белой, 12. Не тигренок, не лисенок, Мама, папа, брат и я. Пуговки белые В яркой шляпке загорелой Кругл, пластиночками тонок Дом один у нас, а крыша Работа напрасная; Кто в лесу его найдет С головы до самых ног Есть у каждого своя. Осталось все целое - Никто не берет. Тот от радости поет. Ярко-рыжий паренек.
13. Этот крепкий кабальеро носит белое сомбреро. 14. Свыклась водоросль с грибами 15. Без зубов, а дерево грызет. Под листвою и хвоей скрыт от взора с головой. Зацепилась за кору Но, когда в азарт войдешь, целый выводок найдешь. И пришлася ко двору.