Тип урока: | Урок открытия новых знаний. |
Авторы УМК: | И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович |
Цели урока: | образовательные: сформировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел, отработать правило нахождения «среднего арифметического», научить в процессе реальной ситуации использовать «правило нахождения среднего арифметического»; закрепление арифметических действий с десятичными дробями. воспитательные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать уважение к ответам товарищей, ответственность и аккуратность. Развивающие: развивать интерес к изучаемому предмету с использованием межпредметных связей; развивать логическое мышление; активизировать деятельность учащихся на уроке за счет вовлечения их в ситуации современной жизни; развивать коммуникативную компетентность; развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов; формировать правильную математическую речь; развивать логику, мышление, внимание учащихся. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | предметные: ученик научится находить среднее арифметическое нескольких чисел, действуя по алгоритму. метапредметные: регулятивные: ученик научится самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения; самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; коммуникативные: ученик научится учитывать разные мнения, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; познавательные: ученик научится создавать схемы для решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, давать определение понятиям. личностные: ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно – познавательной мотивации, готовности к самообразованию и самовоспитанию. |
Оборудование: | Проектор, компьютер, презентация «Среднее арифметическое», рабочая тетрадь, Учебник: Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.- М.:Мнемозина, 2015- 270 с. |
Образовательные ресурсы: | Авторская презентация «Среднее арифметическое». |
Технологическая карта урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Время (в мин.) | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
1.Организацион- ный момент (мотивационный). | Проверка готовности обучающихся. Создание эмоционального настроя. СЛАЙД 2 | Слушают речь учителя, В паре улыбаются друг другу. психологический настрой на продуктивную работу | Индиви- дуальная | 2 | Личностные : самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Готовность учащихся к обучению |
2.Актуализация опорных знаний и умений. | Выяснение затруднений в выполнении домашнего задания. Проведение диктанта Предлагает оценить учащимся свою работу СЛАЙД 3 | Отвечают на вопросы. Индивидуальная самостоятельная работа. Выполняют самопроверку и оценивают себя. | Индиви- дуальная | 5 | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД: Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативное УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме. | Умение анализировать данные. Умеиие выполнять арифметические действия. |
3.Целеполагание и мотивация | А теперь послушайте внимательно меня. Уже близко конец третьей четверти и Вам, наверно, интересно, какие отметки Вы получите за четверть? Раздает карточки с отметками и предлагает поставить отметку за четверть каждый себе. -Так какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока? - Запишите в тетрадь дату и тему урока. Слайд 4 | Каждый получает карточку с перечнем своих отметок, полученных в течение четверти. Ставят отметку и объясняют: как получили. Определяют тему и цель урока, записывают в тетрадь. | Индиви- дуальная | 5 | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. Коммуникативное УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. | Умение сформулировать тему и цель |
4. Изучение нового материала | Создание проблемной ситуации. СЛАЙД 5 Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на слайде. Объясните. Подводит обучающихся к выводу. СЛАЙД 6,7. Формулирует следующее задание. СЛАЙД 8 Предлагает сформулировать алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел. Подводит к выводам формулировки алгоритма. СЛАЙД 9 | Выполняют вычисления, самопроверку комментируют. Обрабатывают правило. Озвучивают собственное мнение. Формулируют алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел. | Индиви- дуальная | 15 | Регулятивные УУД : Уметь высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | Умение находить среднее арифметическое. |
5.Физкультминутка | Меняет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. СЛАЙД 10 Выдвигает проблему: найдите среднее арифметическое трех чисел, названных в стихотворении последними (задание на внимание) | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и продолжают работу. Выполняют задание на внимание. | Индиви- дуальная | 3 | Личностные УУД: Осознание ценности здоровья Формирование установки на здоровый образ жизни | Снимают утомление |
Закрепление нового материала | Выдвигает проблему: СЛАЙД 11; 12. Контролирует решение, направляет, консультирует. Предлагает самостоятельную работу с учебником. Выдвигает проблему: назвать, где используется понятие «среднее арифметическое»? Поддерживает беседу. СЛАЙД 13 | Выполняют задание самостоятельно в тетради: Вспоминают спортивные соревнования, фигурное катание и т.д. | Индиви- дуальная фронтальная | 7 | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | Умение проговаривать последовательность действий на уроке. Умение находить среднее арифметическое чисел. Подбирать примеры из жизни в соответствии с математической задачей |
Контроль знаний | Тест. Комментирует задания. СЛАЙД 14 | Проведение самостоятельной работы в тетради. Осуществляют взаимопроверку. | Работа в паре | 5 | Познавательные УУД: коррекция построения логической цепи рассуждений, анализ Регулятивные УУД: контроль и оценка результатов деятельности Коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие. Личностные УУД: Самоопределение | Умение находить среднее арифметическое |
8. Подведение итогов урока. Рефлексия. | - Мы переходим к последнему этапу. Подводим итог работы на уроке. Какую цель ставили? Достигли цели? Почему? Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. СЛАЙД 15 | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная | 2 | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке . Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Анализ конкретных результатов обучения: -какие получены достижения; -что было удачным на уроке, а что менее удачным; -объяснение причины своих неудач. |
9. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Творческое задание. СЛАЙД 16 | Учащиеся получают домашнее задание, записывают. | Индиви- дуальная | 1 | | Выбирают задание в соответствии с уровнем развития. |