СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология, метод, средство, приём...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация помогает педагогу разграничить педагогические термины: технология, метод, срество, приём.

Просмотр содержимого документа
«Технология, метод, средство, приём...»

Технология, метод, форма, приём…. Лаптева Ирина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа №1 им.В.И.Муравленко»

Технология, метод, форма, приём….

Лаптева Ирина Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Школа №1 им.В.И.Муравленко»

Технология или форма? ДО (лаборатории ДО ИОСО РАО) – «форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты . ДО (группы специалистов МЭСИ) – «технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. ДО (Центра «Эйлос», Л. В. Хуторской) – «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (ученики, педагоги, тьюторы и др.), имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс.

Технология или форма?

  • ДО (лаборатории ДО ИОСО РАО) – «форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты .
  • ДО (группы специалистов МЭСИ) – «технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах.
  • ДО (Центра «Эйлос», Л. В. Хуторской) – «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (ученики, педагоги, тьюторы и др.), имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс.
Технология В ст. 32 Закона об образовании говорится, что к компетенции образовательного учреждения относятся:  «использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.  Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

Технология

  • В ст. 32 Закона об образовании говорится, что к компетенции образовательного учреждения относятся:

«использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

Под технологиями ДО понимают CD-технология (во временных требованиях – кейс-технология) – учебные ма­териалы предоставляют учащимся на печат­ных и мультимедийных 1 Сетевая технология – использование ком­пьютерных обучающих программ и электрон­ных учебников 2 Телевизионно-спутниковая технология организационно схожа с сетевой, только кон­такт (лекции и семинары) осуществляется по спутниковым каналам связи. 3

Под технологиями ДО понимают

CD-технология (во временных требованиях – кейс-технология) – учебные ма­териалы предоставляют учащимся на печат­ных и мультимедийных

1

Сетевая технология – использование ком­пьютерных обучающих программ и электрон­ных учебников

2

Телевизионно-спутниковая технология организационно схожа с сетевой, только кон­такт (лекции и семинары) осуществляется по спутниковым каналам связи.

3

Дистанционные технологии предусматривают два способа получения информации:   Системы в реальном времени on-line, по-другому синхронные системы постоянной готовности. Они предполагают одновременное участие обучаемых и преподавательского состава в процессе обучения. Системы of-line, по-другому асинхронные системы. Они не требуют одновременного взаимодействия, учащийся по своему усмотрению выбирает время, место и последовательность обучения. Комбинированный способ, при котором используются элементы системы on-line и системы of-line.

Дистанционные технологии предусматривают два способа получения информации:

  • Системы в реальном времени on-line, по-другому синхронные системы постоянной готовности. Они предполагают одновременное участие обучаемых и преподавательского состава в процессе обучения.
  • Системы of-line, по-другому асинхронные системы. Они не требуют одновременного взаимодействия, учащийся по своему усмотрению выбирает время, место и последовательность обучения.

Комбинированный способ, при котором используются элементы системы on-line и системы of-line.

Метод Методы обучения - это способы совместной работы учителя и учащихся, которые направлены на решение дидактических задач. Методы дистанционного обучения можно классифицировать в зависимости от способа коммуникации обучающихся и педагогов.

Метод

Методы обучения - это способы совместной работы учителя и учащихся, которые направлены на решение дидактических задач.

Методы дистанционного обучения можно классифицировать в зависимости от способа коммуникации обучающихся и педагогов.

Методы дистанционного обучения Метод самообучения.  Этот метод предусматривает минимальное участие преподавательского состава.  1 Метод обучения «один к одному».  Предусматривается взаимодействие обучаемого с преподавателем один на один посредством консультаций. 2 Метод обучения «один к многим».  Данный метод используется при изложении материала для всей группы обучающихся посредством информационных технологий. 3 Метод обучение «многие к многим».  Этот метод ориентирован на групповую работу обучающих и представляет наибольший интерес для дистанционного обучения. 4

Методы дистанционного обучения

Метод самообучения.  Этот метод предусматривает минимальное участие преподавательского состава. 

1

Метод обучения «один к одному».  Предусматривается взаимодействие обучаемого с преподавателем один на один посредством консультаций.

2

Метод обучения «один к многим».  Данный метод используется при изложении материала для всей группы обучающихся посредством информационных технологий.

3

Метод обучение «многие к многим».  Этот метод ориентирован на групповую работу обучающих и представляет наибольший интерес для дистанционного обучения.

4

Классификация методов обучения в зависимости от источника получения знаний: Словесные методы, источник знаний - печатное или устное слово. 1 Наглядные методы, источник знаний - наблюдаемые явления, предметы, наглядные пособия. 2 Практические методы, при которых учащиеся получают знания, вырабатывают умения, оттачивают навыки, выполняя практические действия. 3 Дидактическая игра- представляет собой активную коллективную учебную деятельность, включающую имитационное моделирование изучаемых явлений, систем, процессов. 4

Классификация методов обучения в зависимости от источника получения знаний:

Словесные методы, источник знаний - печатное или устное слово.

1

Наглядные методы, источник знаний - наблюдаемые явления, предметы, наглядные пособия.

2

Практические методы, при которых учащиеся получают знания, вырабатывают умения, оттачивают навыки, выполняя практические действия.

3

Дидактическая игра- представляет собой активную коллективную учебную деятельность, включающую имитационное моделирование изучаемых явлений, систем, процессов.

4

Методология целостного подхода к учебно-воспитательному процессу методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности  (словесные, индуктивные и дедуктивные, проблемно-поисковые и репродуктивные, методы работы под руководством учителя, самостоятельной работы) 1 2 методы стимулирования и мотивации  (интереса к учению, ответственности и долга в учении) методы контроля и самоконтроля в обучении (письменный, устный, лабораторно-практический). 3

Методология целостного подхода к учебно-воспитательному процессу

методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности

(словесные, индуктивные и дедуктивные, проблемно-поисковые и репродуктивные, методы работы под руководством учителя, самостоятельной работы)

1

2

методы стимулирования и мотивации

(интереса к учению, ответственности и долга в учении)

методы контроля и самоконтроля в обучении (письменный, устный, лабораторно-практический).

3

Форма Форма обучения – это специальная структура процесса обучения. Форма обучения – это определенная конструкция части процесса обучения, которая реализуются вследствие взаимосвязи между управляющей деятельностью преподавателя-учителя и управляемой учебной работой учащихся по обеспечению усвоения содержания определенного учебного материала, а также освоению способов деятельности.

Форма

Форма обучения – это специальная структура процесса обучения.

Форма обучения – это определенная конструкция части процесса обучения, которая реализуются вследствие взаимосвязи между управляющей деятельностью преподавателя-учителя и управляемой учебной работой учащихся по обеспечению усвоения содержания определенного учебного материала, а также освоению способов деятельности.

Классификация форм обучения  (состав учащихся и их количество, продолжительность учебной деятельности, место учебы) Индивидуальные; 1 Индивидуально-групповые; 2 3 Коллективные, групповые; 4 Классные; Внеклассные. 5

Классификация форм обучения (состав учащихся и их количество, продолжительность учебной деятельности, место учебы)

Индивидуальные;

1

Индивидуально-групповые;

2

3

Коллективные, групповые;

4

Классные;

Внеклассные.

5

Общие формы организации урока лабораторные занятия практические занятия 1 2 лекция, диспут семинарские занятия 3 конференция 4 5 зачет, экзамен консультации и факультативные занятия. 6

Общие формы организации урока

лабораторные занятия

практические занятия

1

2

лекция, диспут

семинарские занятия

3

конференция

4

5

зачет, экзамен

консультации и факультативные занятия.

6

Средство Средства обучения – это материальные или духовные ценности, служащие для реализации учебно-воспитательных целей.

Средство

Средства обучения – это материальные или духовные ценности, служащие для реализации учебно-воспитательных целей.

Традиционные средства обучения учебные пособия, учебники 1 2 речь таблицы, рисунки 3 оборудование мастерских, лабораторий, кабинетов, 4 5 компьютерные и информационно-коммуникативные средства средства организации и управления процессом обучения 6

Традиционные средства обучения

учебные пособия, учебники

1

2

речь

таблицы, рисунки

3

оборудование мастерских, лабораторий, кабинетов,

4

5

компьютерные и информационно-коммуникативные средства

средства организации и управления процессом обучения

6

Средства дистанционного обучения электронная почта 1 2 телеконференции пересылка данных (услуги FTR-серверов) 3 гипертекстовые среды ( WWW – серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста) 4 5 ресурсы мировой сети Интернет видеоконференции 6

Средства дистанционного обучения

электронная почта

1

2

телеконференции

пересылка данных (услуги FTR-серверов)

3

гипертекстовые среды ( WWW – серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста)

4

5

ресурсы мировой сети Интернет

видеоконференции

6

Ресурсы сети интернет Российская онлайн-платформа «Учи.ру» – https://uchi.ru/ 1 2 Сервис «Яндекс.учебник» – https://education.yandex.ru/ Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» – https://www.yaklass.ru/ 3 Российская электронная школа (РЭШ) - https://resh.edu.ru/ 4 Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ – https://sdamgia.ru/ 5 Сервис «Google Classroom» - https://classroom.google.com/ 6

Ресурсы сети интернет

Российская онлайн-платформа «Учи.ру» – https://uchi.ru/

1

2

Сервис «Яндекс.учебник» – https://education.yandex.ru/

Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» – https://www.yaklass.ru/

3

Российская электронная школа (РЭШ) - https://resh.edu.ru/

4

Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ – https://sdamgia.ru/

5

Сервис «Google Classroom» - https://classroom.google.com/

6

Приём   Прием   обучения  -  это  составная часть или отдельная сторона метода  обучения . Границы между понятиями «метод» и « прием » очень подвижны и изменчивы. Каждый метод обучения содержит в себе свой набор  приемов , которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.  

Приём

  Прием   обучения  -  это  составная часть или отдельная сторона метода  обучения . Границы между понятиями «метод» и « прием » очень подвижны и изменчивы.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор  приемов , которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.  

  Некоторые приемы работы на уроках Ранжирование  — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. 1 Диаграмма Венна —  прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. 2 Зигзаг  — довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа.  3 Инсерт  — это прием активного чтения с пометками. 4 Кластер  — это графическая форма организации информации 5 Корзина идей- определяет

  Некоторые приемы работы на уроках

Ранжирование  — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации.

1

Диаграмма Венна —  прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений.

2

Зигзаг  — довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. 

3

Инсерт  — это прием активного чтения с пометками.

4

Кластер  — это графическая форма организации информации

5

Корзина идей- определяет "поле интересов".

6

  Некоторые приемы работы на уроках Лови ошибку -  универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. 1 2 Ромашка Блума - состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.  3 Синквейн   Целое-часть. Часть- целое. -прием на развитие логического мышления 4 5 Приём “Да-нетка” -  универсальный приём технологии ТРИЗ Ложная альтернатива (прием ТРИЗ) 6

  Некоторые приемы работы на уроках

Лови ошибку -  универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

1

2

Ромашка Блума - состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.

3

Синквейн  

Целое-часть. Часть- целое. -прием на развитие логического мышления

4

5

Приём “Да-нетка” -  универсальный приём технологии ТРИЗ

Ложная альтернатива (прием ТРИЗ)

6

  Некоторые приемы работы на уроках 1 “ Шаг за шагом” - приём интерактивного обучения. 2

  Некоторые приемы работы на уроках

1

Шаг за шагом” - приём интерактивного обучения.

2

"ФенОмен " - приём интерактивного обучения работы над грамотностью письма 

3

Игровая цель - универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности  

4

«Крестословица» - приём позволяет осуществить терминологическое повторение материала

5

Прием «Шпаргалки».  -усвоение содержания обучения и творческое овладение информацией

«Дерево мудрости» - привитие интереса к чтению и пониманию прочитанного через умение формулировать вопросы и задания

6

Используемые ресурсы: https:// www.art-talant.org/publikacii/26256-distancionnye-obrazovatelynye-tehnologii https:// infourok.ru/metodi-i-priemi-obucheniya-po-fgos-2024471.html https:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/12/23/ispolzovanie-sovremennyh-priemov-obucheniya-v-usloviyah https:// pedsovet.su/metodika/priemy/6009_priem_korzina_idey_na_uroke https:// infourok.ru/effektivnie-priemi-obucheniya-v-nachalnoy-shkole-3465460.html

Используемые ресурсы:

https:// www.art-talant.org/publikacii/26256-distancionnye-obrazovatelynye-tehnologii

https:// infourok.ru/metodi-i-priemi-obucheniya-po-fgos-2024471.html

https:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/12/23/ispolzovanie-sovremennyh-priemov-obucheniya-v-usloviyah

https:// pedsovet.su/metodika/priemy/6009_priem_korzina_idey_na_uroke

https:// infourok.ru/effektivnie-priemi-obucheniya-v-nachalnoy-shkole-3465460.html