Технология, метод, форма, приём….
Лаптева Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №1 им.В.И.Муравленко»
Технология или форма?
- ДО (лаборатории ДО ИОСО РАО) – «форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты .
- ДО (группы специалистов МЭСИ) – «технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах.
- ДО (Центра «Эйлос», Л. В. Хуторской) – «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (ученики, педагоги, тьюторы и др.), имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс.
Технология
- В ст. 32 Закона об образовании говорится, что к компетенции образовательного учреждения относятся:
«использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».
Под технологиями ДО понимают
CD-технология (во временных требованиях – кейс-технология) – учебные материалы предоставляют учащимся на печатных и мультимедийных
1
Сетевая технология – использование компьютерных обучающих программ и электронных учебников
2
Телевизионно-спутниковая технология организационно схожа с сетевой, только контакт (лекции и семинары) осуществляется по спутниковым каналам связи.
3
Дистанционные технологии предусматривают два способа получения информации:
- Системы в реальном времени on-line, по-другому синхронные системы постоянной готовности. Они предполагают одновременное участие обучаемых и преподавательского состава в процессе обучения.
- Системы of-line, по-другому асинхронные системы. Они не требуют одновременного взаимодействия, учащийся по своему усмотрению выбирает время, место и последовательность обучения.
Комбинированный способ, при котором используются элементы системы on-line и системы of-line.
Метод
Методы обучения - это способы совместной работы учителя и учащихся, которые направлены на решение дидактических задач.
Методы дистанционного обучения можно классифицировать в зависимости от способа коммуникации обучающихся и педагогов.
Методы дистанционного обучения
Метод самообучения. Этот метод предусматривает минимальное участие преподавательского состава.
1
Метод обучения «один к одному». Предусматривается взаимодействие обучаемого с преподавателем один на один посредством консультаций.
2
Метод обучения «один к многим». Данный метод используется при изложении материала для всей группы обучающихся посредством информационных технологий.
3
Метод обучение «многие к многим». Этот метод ориентирован на групповую работу обучающих и представляет наибольший интерес для дистанционного обучения.
4
Классификация методов обучения в зависимости от источника получения знаний:
Словесные методы, источник знаний - печатное или устное слово.
1
Наглядные методы, источник знаний - наблюдаемые явления, предметы, наглядные пособия.
2
Практические методы, при которых учащиеся получают знания, вырабатывают умения, оттачивают навыки, выполняя практические действия.
3
Дидактическая игра- представляет собой активную коллективную учебную деятельность, включающую имитационное моделирование изучаемых явлений, систем, процессов.
4
Методология целостного подхода к учебно-воспитательному процессу
методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности
(словесные, индуктивные и дедуктивные, проблемно-поисковые и репродуктивные, методы работы под руководством учителя, самостоятельной работы)
1
2
методы стимулирования и мотивации
(интереса к учению, ответственности и долга в учении)
методы контроля и самоконтроля в обучении (письменный, устный, лабораторно-практический).
3
Форма
Форма обучения – это специальная структура процесса обучения.
Форма обучения – это определенная конструкция части процесса обучения, которая реализуются вследствие взаимосвязи между управляющей деятельностью преподавателя-учителя и управляемой учебной работой учащихся по обеспечению усвоения содержания определенного учебного материала, а также освоению способов деятельности.
Классификация форм обучения (состав учащихся и их количество, продолжительность учебной деятельности, место учебы)
Индивидуальные;
1
Индивидуально-групповые;
2
3
Коллективные, групповые;
4
Классные;
Внеклассные.
5
Общие формы организации урока
лабораторные занятия
практические занятия
1
2
лекция, диспут
семинарские занятия
3
конференция
4
5
зачет, экзамен
консультации и факультативные занятия.
6
Средство
Средства обучения – это материальные или духовные ценности, служащие для реализации учебно-воспитательных целей.
Традиционные средства обучения
учебные пособия, учебники
1
2
речь
таблицы, рисунки
3
оборудование мастерских, лабораторий, кабинетов,
4
5
компьютерные и информационно-коммуникативные средства
средства организации и управления процессом обучения
6
Средства дистанционного обучения
электронная почта
1
2
телеконференции
пересылка данных (услуги FTR-серверов)
3
гипертекстовые среды ( WWW – серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста)
4
5
ресурсы мировой сети Интернет
видеоконференции
6
Ресурсы сети интернет
Российская онлайн-платформа «Учи.ру» – https://uchi.ru/
1
2
Сервис «Яндекс.учебник» – https://education.yandex.ru/
Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» – https://www.yaklass.ru/
3
Российская электронная школа (РЭШ) - https://resh.edu.ru/
4
Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ – https://sdamgia.ru/
5
Сервис «Google Classroom» - https://classroom.google.com/
6
Приём
Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения . Границы между понятиями «метод» и « прием » очень подвижны и изменчивы.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов , которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
Некоторые приемы работы на уроках
Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации.
1
Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений.
2
Зигзаг — довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа.
3
Инсерт — это прием активного чтения с пометками.
4
Кластер — это графическая форма организации информации
5
Корзина идей- определяет "поле интересов".
6
Некоторые приемы работы на уроках
Лови ошибку - универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
1
2
Ромашка Блума - состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.
3
Синквейн
Целое-часть. Часть- целое. -прием на развитие логического мышления
4
5
Приём “Да-нетка” - универсальный приём технологии ТРИЗ
Ложная альтернатива (прием ТРИЗ)
6
Некоторые приемы работы на уроках
1
“ Шаг за шагом” - приём интерактивного обучения.
2
"ФенОмен " - приём интерактивного обучения работы над грамотностью письма
3
Игровая цель - универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности
4
«Крестословица» - приём позволяет осуществить терминологическое повторение материала
5
Прием «Шпаргалки». -усвоение содержания обучения и творческое овладение информацией
«Дерево мудрости» - привитие интереса к чтению и пониманию прочитанного через умение формулировать вопросы и задания
6
Используемые ресурсы:
https:// www.art-talant.org/publikacii/26256-distancionnye-obrazovatelynye-tehnologii
https:// infourok.ru/metodi-i-priemi-obucheniya-po-fgos-2024471.html
https:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/12/23/ispolzovanie-sovremennyh-priemov-obucheniya-v-usloviyah
https:// pedsovet.su/metodika/priemy/6009_priem_korzina_idey_na_uroke
https:// infourok.ru/effektivnie-priemi-obucheniya-v-nachalnoy-shkole-3465460.html