План урока
Группа №_____________
Дата__________________
Преподаватель: Мамамова З.А.
Предмет: ИСТОРИЯ
Тема: § 70. Первая мировая война и общество.
Цели занятия:
Образовательная: создать условия для формирования у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне
Развивающая: развить способности у обучающихся самостоятельно работать с историческими документами и анализировать их.
Воспитывающая: воспитать уважение к историческому прошлому
Тип урока: урок изучение нового материала.
Вид урока: смешанный (беседа, групповая работа, индивидуальная работа).
План урока:
I. Организационная часть
-подготовка учащихся к восприятию нового материала;
-целевая установка на занятие
II. Повторение (актуализация ранее усвоенных знаний)
Вопросы на повторение материала
1. Назовите причины Первой мировой войны. Каков был повод для начала войны?
2. Используя карту, опишите ход военных действий в 1914 г.
3. Как развивались военные действия в 1915 —1916 гг.? - Каковы были итоги этих кампаний?
4. Какие изменения для воюющих сторон произошли в 1917 г.? - Расскажите о военной кампании 1918 г.
5. В чем состояли особенности боевых действий в ходе Первой мировой войны? - Почему Антанта одержала победу в войне?
III. Изложение нового программного материал.
1.Развитие военной техники в годы войны.
2.Государственное регулирование экономики.
3.Общественное мнение в годы войны.
4.Итоги войны.
IV. Закрепление пройденного материала.
1. Какие новшества появились в военной технике в годы Первой мировой войны? - Могли ли, на ваш взгляд, эти новшества появиться без войны?
2. Как изменилось отношение государства к экономике в годы Первой мировой войны? Почему?
3. Почему в годы Первой мировой войны происходили изменения в общественном движении? В чем они выражались?
4. Сравните отношение к войне в разных воюющих странах.
Выучить тему и ответить на вопросы
VI1.Отметки за урок___________________________________________________
Тема:§ 70. Первая мировая война и общество.
План:
1.Развитие военной техники в годы войны.
2.Государственное регулирование экономики.
3.Общественное мнение в годы войны.
4.Итоги войны.
1.Развитие военной техники в годы войны. Первая мировая война дала мощный толчок развитию военной техники. Главной проблемой ведения военных действий был прорыв позиционного фронта. Появление танков и новых видов артиллерии усилило огневую и ударную мощь наступающих войск. 15 сентября 1916 г. англичане впервые применили танки в бою. При поддержке 18 танков пехота смогла продвинуться на 2 км. Первым случаем массированного применения танков является сражение при Камбре 20 — 21 ноября 1917 г., где было задействовано 378 танков. Внезапность и большое превосходство в силах и средствах позволили англичанам прорвать немецкую оборону. Однако оторвавшиеся от пехоты и кавалерии танки понесли большие потери.
Война способствовала также развитию авиации. Первоначально самолѐты наряду с аэростатами служили только средством разведки и корректировки артиллерийского огня. Затем их стали оснащать пулеметами, бомбами, и они превратились в самостоятельную силу.
Наиболее известными самолетами были немецкий «Фоккер», английский «Сопвич» и французские «Фарман», «Вуазен» и «Ньюпор». В России был построен тяжелый четырехмоторный самолет «Илья Муромец», поднимавший до 800 кг бомб и вооруженный 3 — 7 пулеметами. Это был лучший тяжелый самолет войны.
Качественно новым видом вооружений было химическое оружие. В апреле 1915 г. под городом Ипр в Бельгии немцами из баллонов было выпущено 180 т хлора. В результате атаки пострадали около 15 тыс. человек, из них 5 тыс. погибли. Столь большие потери от сравнительно малотоксичного хлора были вызваны отсутствием всяких средств защиты, первые образцы которых появились лишь год спустя. 12 апреля 1917 г. в районе Ипра немцами был применен горчичный газ (иприт). Всего отравляющими веществами в годы войны было поражено около 1 млн. человек.
2.Государственное регулирование экономики. Во всех воюющих странах для поддержания экономики были созданы государственные военно-экономические управления, которые поставили под свой контроль промышленность и сельское хозяйство. Государственные органы распределяли заказы и сырье, распоряжались продукцией предприятий. Они не только руководили производственным процессом, но и регулировали условия труда, зарплату и т.д. В целом государственное вмешательство в экономику дало зримый эффект. Это породило представление о благотворности такой политики и в мирное время.
В России относительно слабое развитие тяжелой промышленности не могло не сказаться на снабжении армии. Несмотря на перевод рабочих на положение военнослужащих, рост военной продукции на первых порах был незначителен. Поставка вооружений и боеприпасов от союзников осуществлялась в крайне ограниченном количестве. Для налаживания военного производства правительство перешло к секвестрованию (передаче государству) крупных военных заводов и банков. Для собственников это явилось колоссальным источником доходов.
Когда выявились крупные злоупотребления чиновников в снабжении армии, правительство пошло на создание комитетов и совещаний с участием общественности, в том числе земств, которые должны были заниматься военными заказами. Но на практике это привело лишь к распределению военных заказов и выдаче денежных субсидий.
Из-за массовой мобилизации крестьян в армию в России резко сократился сбор зерновых, возросла стоимость их обработки. Значительная часть лошадей и крупного рогатого скота была реквизирована в качестве тягловой силы и для питания армии. Продовольственное положение резко ухудшилось, процветала спекуляция, росли цены на товары пер- вой необходимости. Начался голод.
3.Общественное мнение в годы войны. Начало войны вызвало взрыв патриотических чувств во всех воюющих странах. Проходили массовые митинги в поддержку действий правительства. Однако уже к концу 1915 г. настроение населения стало меняться. Всюду росло стачечное движение, усиливалась оппозиция, в том числе парламентская. В России, где военные поражения 1915 г. резко обострили внутриполитическую обстановку, этот процесс протекал особенно бурно. Оппозиция начала наступление на самодержавный режим, «не умеющий вести войну». Несколько думских групп во главе с кадетами объединились в «Прогрессивный блок», целью которого стало создание кабинета общественного доверия, т.е. правительства, опирающегося на думское большинство.
Во всех странах активизировалась деятельность левых групп в социал-демократических партиях, с самого начала выступавших с разной степенью категоричности против войны. 5 — 8 сентября 1915 г. в швейцарском городке Циммервалъд состоялась конференция представителей таких групп из России, Германии, Франции, Италии и др. Они выступили с заявлением против войны, призвали народы к миру. Около трети делегатов во главе с лидером российских большевиков В. И. Лениным высказались за превращение «империалистической войны в войну гражданскую», воспользовавшись тем, что в руках миллионов пролетариев находится оружие.
На фронтах все чаще происходило братание солдат противостоящих армий. Рабочие во время стачек выдвигали антивоенные лозунги. 1 мая 1916 г. в Берлине на массовой демонстрации лидер левых социал-демократов К. Либкнехт выступил с призывом свержения правительства.
В ряде стран усилились национальные движения. В апреле 1916 г. вспыхнуло восстание в Ирландии, жестоко подавленное англичанами. В июле 1916 г. в России началось восстание казахов, которое удалось окончательно усмирить лишь в 1917 г. Происходили выступления народов Австро-Венгрии.
4.Итоги войны. Первая мировая война закончилась поражением Германии и ее союзников. 28 июня 1919 г. после длительных обсуждений на Парижской мирной конференции был подписан Версальский мирный договор стран Антанты с Германией, 10 сентября — Сен-Жерменский мирный договор с Австрией, 27 ноября — Нѐйиский мирный договор с Болгарией, 4 июня — Трианонский мирный договор с Венгрией и 10 августа 1920 г. — Севрский мирный договор с Турцией. Германия и ее союзники лишились значительных территорий, существенно ограничили свои вооруженные силы и были вынуждены выплатить большие репарации. Парижская мирная конференция приняла решение об учреждении Лиги Наций.
Послевоенное мирное урегулирование завершила Вашингтонская конференция, проходившая в 1921 — 1922 гг. Ее инициатор — США, неудовлетворенные результатами Парижской конференции.
США удалось добиться признания принципа «свободы морей», ослабить Великобританию в качестве морской державы номер один, потеснить Японию и добиться утверждения принципа «равных возможностей» для всех стран, подписавших договор, в осуществлении торговой и экономической деятельности в Китае.
Версальско-Вашингтонская система, отражавшая интересы стран-победительниц, просуществовала вплоть до Второй мировой войны.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие новшества появились в военной технике в годы Первой мировой войны? - Могли ли, на ваш взгляд, эти новшества появиться без войны?
2. Как изменилось отношение государства к экономике в годы Первой мировой войны? Почему?
3. Почему в годы Первой мировой войны происходили изменения в общественном движении? В чем они выражались?
4. Сравните отношение к войне в разных воюющих странах.