Предмет: Математика
Класс: 3-Б
УМК: Школа России
Автор УМК: М.И. Моро
Тема урока: Делимое. Делитель.
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: познакомить с правилами нахождения делимого и делителя на основе взаимосвязи компонентов действий.
Универсальные учебные действия
Предметные. В совместной деятельности с учителем учиться: использовать математическую терминологию (делимое, делитель, частное) при прочтении и записи действия деления; выполнять умножение и деление в пределах изученных табличных случаев умножения и деления.
Метапредметные:
регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности; составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий; работать по заданному плану, алгоритму; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, рабочей тетради и сведения, полученные от учителя; использовать различные способы кодирования учебной информации ( таблицы, рисунки, краткая запись и математические выражения);
коммуникативные: использовать простые речевые средства для общения на уроке; читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении; отвечать на вопросы учителя.
Личностные. Элементарные навыки самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; адекватная оценка результатов своей учебы, понимание причин успеха или неуспеха; положительное отношение к школе, к предмету математики; осознанно выполнение правил и норм школьной жизни; элементарные навыки этики поведения.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся использовать взаимосвязь умножения и деления при вычислениях; выполнять деление двузначного числа на однозначное; читать равенства, используя математическую терминологию.
работать в парах.
Оборудование: учебник Математики М.И. Моро, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока:
I. Приветствие учителя.
Добрый день, ребята и уважаемые гости. У нас сегодня на уроке гости.Принимать гостей всегда очень приятно. Давайте поприветствуем их. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Зачем мы это сделали? Правильно, мы поделились хорошим настроением, ведь улыбка – это лучик добра. Я желаю нам дружной работы и хорошего настроения. Садитесь.
Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Дорогие, ребята, сейчас мы отправимся в страну точных наук.
Я приглашаю вас в путешествие по страницам математики.
Мы с вами очень многое изучили, многое знаем.
Но, к счастью, знаниям нет предела. Недаром говорят:
Век живи - век учись.
Каждый урок математики – это новая ступенька на лестнице знаний.
На каждом уроке мы ставим перед собой определенную цель, которую стремимся достичь.
Первая цель, которую мы поставим перед собой сегодня - это совершенствование своих вычислительных навыков.
Давайте, ребята, учиться считать.
Числа делить, умножать , вычитать.
Знайте точно, что без счета
С места не сдвинется любая работа.
II. Устный счет.
Игра "Молчанка"-работа с сигнальными карточками.
.Произведение чисел 3 и 6 равно______.
2.Если разность чисел 23 и 13 увеличит в 8 раз, получится _____.
3.Если число_____ умножить на 8, получится 40.
4.Число 56 уменьшить на 8 , получится ______.
5. 75 больше 25 на ______.
6.Частное чисел 42 и 6 равно ____.
7.Первое слагаемое 45, второе ____, сумма равна 65.
8.Если число _____ умножить на 7, получится 21.
9.Число _____ делится и на 3, и на 5.
10.Произведение чисел 4 и 9 равно _____.
- А теперь задание и для ума, и для настроения «Веселые задачи»
Слушайте внимательно. Решаем без повтора.
1. Принесла коза для деток
Со двора 16 веток,
Положила на пол их.
Как делить на четверых?
2. 3 бельчонка маму – белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
9 шишек принесла,
Разделила на троих,
Сколько каждому из них?
3. В зоопарке я бывала,
Обезьянок там видала:
3 сидели на песке,
2 качались на доске,
А еще 3 спинки грели.
Сосчитать вы всех успели?
Для слабых индивидуальные карточки:
Запишите только ответы:
Первый множитель 4, второй 6. Найди произведение.
Делимое 56, делитель 7. Чему равно частное?
Увеличь 8 в 3 раза.
Уменьши 45 в 3 раза.
Уменьши 24 на 6.
Какое число больше 36 на 9?
Какое число меньше 72 в 9 раз?
Самое большое однозначное число увеличь в 7 раз.
Вычисли периметр прямоугольника, если его стороны равны 4 см и 8 см.
Чему равна сторона квадрата, если его площадь составляет 25 квадратных см.
III. Каллиграфия.
Запишите четное трехзначное
IV. Повторение и подготовка к изучению нового материала.
а) - На прошлом уроке мы учились делить двузначное число на однозначное.
Примеры нового вида достаточно трудные и нужно убедиться в том , что вы научились их решать.Проведем соревнование на звание «Знайка дня»
Решаем пример по цепочке с устным объяснением. Записываем ответ.(На доске)
84 : 7
85 : 5
48 : 3
68 : 2
76:4
50 : 2
Сильные работают самостоятельно (3 ряд №5 с.16)
Д.з №4 с.16 такие же примеры даны с подсказкой
Физминутка.
Встали, потянулись, друг другу улыбнулись
Любопытная Варвара смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх и смотрит вниз.
Все за дело принялись.
V.Открытие нового знания и фиксация затруднения в деятельности.
. А теперь откройте учебники на стр. 16. Рассмотрите фигуры и равенства вверху.
— Подсчитайте площадь (количество клеток) в первом прямоугольнике. (75.)
— Чему равна длина прямоугольника? (5клеток.)
— Чему равна ширина? (3 клетки.)
— Что находили выражением 15:5 = 3? (Ширину прямоугольника.)
— Прочитайте равенство, называя компоненты деления.
— Как можно найти делимое по известным частному и делителю? (Если делитель умножить на частное, то получится делимое: 5* 3 = 15.)
— Как можно узнать делитель по известным частному и делимому? (Если делимое разделить на частное, то получится делитель: 15: 3 = 5.)
— Объясните, как получились равенства во втором столбце.
— Прочитайте выводы в красной рамке. Сравните их с выводами, которые вы сделали.
№ 1 (с. 16) Первые два столбика
-А сейчас решаем примеры с комментированием, называя компоненты деления
Первый столбик. Делимое 40, делитель 8, частное 5.
Делитель умножим на частное получаем делимое.
Делимое разделим на частное получаем делитель.
Второй столбик. Делимое 27, делитель 9, частное 3.
Делитель умножаем на частное получаем делимое.
Делимое разделим на частное получаем делитель.
Второй столбик. Делимое 56, делитель 7, частное 8.
Делитель умножаем на частное получаем делимое.
Делимое разделим на частное получаем делитель.
Четвертый столбик. Делимое 54, делитель 6, частное 9.
Делитель умножаем на частное получаем делимое.
Делимое разделим на частное получаем делитель.
С.16 №1 последние два столбика сделать дома ,как сейчас делали на уроке
Физминутка. Солнышко
VI. Первичное закрепление. Работа над задачами
- О чем говорится в этой задаче? (Об улитке, о том, которая ползла)
- Что значит «четвертая часть»? (Указанное расстояние повторится 4 раза)
- Поставьте вопрос к задаче. (Какое расстояние нужно проползти улитке до земли?)
- Как узнать расстояние? Какое правило нужно вспомнить? (Правило нахождения числа по его доле)
- Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. Кто первым решит, к доске.
3∙4=12 (дм) надо проползти улитке.
Ответ: 12 дм
- О чем говорится в задаче? (О вишне)
- Какую величину мы будем искать? (Массу)
- Как нам удобнее записать задачу кратко? (С помощью таблицы)
Заполняем таблицу в тетрадях. Как мы назовем столбики? (Масса одного пакета, количество пакетов, общая масса пакетов).
Решаем по вариантам
1в. -узнает в 3 пакетах
2в - в 7пакетах
Масса одного пакета | Количество пакетов | Общая масса пакетов |
? (одинаковая) | 4 | 28 кг |
3 | ? |
7 | ? |
- Что надо знать, чтобы найти массу 3 пакетов? 7 пакетов? (Массу одного пакета)
- Как найти массу одного пакета? (28:4=7 (кг) масса одного пакета)
- Каким действием мы узнаем массу 3 пакетов? 7 пакетов? (3∙3=9 (кг) масса трех пакетов; 7∙3=21 (кг) масса семи пакетов)
Запишите решение на доске по вариантам.
VII.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Давайте вспомним— Как связаны между собой компоненты деления?
На доске
Если 96:4=24, то 4*24= и 96:24=
— Какое задание было самым интересным?
- Какое задание было самым трудным?
— Кто сегодня справился со всеми заданиями без ошибок?
- Что помогает человеку идти по жизни уверенно?
- А теперь посмотрим на результаты вашей работы ( на партах кружочки -нарисуйте на них мордочки, соответсвующие вашему настроению на уроке).
Я думаю, что я могу сегодня с уверенность оценить ваши знания на ... (оценки за урок). Ваш багаж школьных знаний достаточно богат. Спасибо за работу.
VIII. Домашнее задание. Уч. № 2(3,4 столбики), №4,с.16