Дата________________________________день недели__________________________(_________)
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательные области: «Познание»
Разделы: “Математика”
Тема: «Осенний огород»
Цель: Дать понятие о том, что предметы могут быть разными по величине, форме, цвету. Закрепить понятия «один» и «много». Упражнять в сравнении предметов по длине.
Познакомить с приёмом раскладывания предметов правой рукой слева – направо.
Развивающая среда: муляжи фруктов (большие и маленькие); скакалки или верёвки; карточки с двумя полосками, раздаточные и демонстрационные огурцы и морковки (по 6шт. на каждого).
Словарная работа: один, много; столько же, сколько; поровну, больше, меньше.
Билингвальный компонент: один – бір, много – көп.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | В. с детьми уточняют время года и его характерную особенность – сбор урожая. Сюрпризный момент – в группе оказалось «Чудо-дерево»: на нём висят различные фрукты. | Дети называют осенние заботы взрослых. Проявляют интерес. |
Организационно -поисковый | В. предлагает детям собрать фрукты. Д/игра: «Где дорожка длиннее» Упражнение: «Разложи овощи с грядки» В. уточняет и показывает, что раскладывать надо правой рукой слева – направо. На верхней грядке росла морковь. Сколько выросло морковок? На нижней грядке огурцы. А выросло их столько же, сколько морковок. Для того, чтобы определить поровну ли их, положим под каждой морковкой огурец. (приём приложение) Сколько выросло огурцов? Морковок и огурцов по количеству одинаково. Вдруг прибежал зайчик и сорвал (убирает) одну морковку. Чего теперь больше на грядках – морковок или огурцов? Чего меньше? Увидел зайчик, что огурцы зелёные, красивые. Захотелось ему тоже сорвать один. Сколько осталось огурцов? | Собирают фрукты и называют его цвет, форму, величину. Сравнивают длину дорожек, выясняют, которая длинная. По дорожке переходят в огород, где необходимо собрать овощи. Дети выкладывают морковь на верхнюю полоску. Повторяют новое понятие. Следят за показом и объяснением воспитателя. Дети сравнивают, повторяя за воспитателем новые действия, отвечая на вопросы. |
Рефлексивно - корригирующий | Воспитатель с детьми ещё раз уточняют новые понятия. | Дети закрепляют понятия «столько же, сколько…» «поровну» |
Ожидаемый результат:
Знать: понятия «много» и «один», познакомить с понятиями «столько же, сколько», «поровну»;
Иметь: представление о том, что предметы могут быть разными по величине, форме, цвету;
Уметь: сравнивать предметы по длине, сравнивать группы предметов по количеству.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Познание»
Разделы: “Математика”
Тема: «Волшебный сундучок»
Цель: Познакомить детей с новой геометрической фигурой – квадрат. Упражнять в обследовании формы осязательно-двигательным путем. Закрепить определение формы предметов, (какой формы яблоко и т.д.). Упражнять детей в ориентировке в пространстве на геометрические фигуры.
Р
азвивающая среда: конверты с набором фигур белого цвета O∆ и цветок красного цвета (демонстрационный и раздаточные); 2 домика фигур Oи, коробочка с фигурами (в т.ч. с ); «волшебный сундучок» с предметами круглой и квадратной формы.
Словарная работа: квадрат, квадратный, круг, круглый, форма.
Билингвальный компонент: квадрат, квадратный – шаршы.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | В. прикрепляет к магн. доске квадратный лист белой бумаги, сопровождая стихотворением: – Вышивает Машенька шёлковый платок. На платочке белом – аленький цветок. (В. прикрепляет к листу белой бумаги изображение цветка) – Налетел проказник ветер-ветерок, Отобрал у Маши вышитый платок. (В. снимает с доски лист бумаги с изображением цветка) – Помогите Маше отыскать пропажу. | Следят за происходящим Слушают стихотворение Проявляют интерес |
Организационно -поисковый | Н а столе у каждого лежат конверты, в них геометрические фигуры белого цвета: O∆ и силуэтное изображение красного цветка. В. предлагает детям найти такой же «платочек», как у Маши, и украсить его красным цветком. В. знакомит детей с рифмовкой: У квадрата все углы И все стороны равны. Динамическое упражнение: На паласе (на расстоянии 2-3х метров друг от друга) стоят два домика. В коробке лежат разные фигуры. Вам нужно выбрать квадраты и выложить из них дорожку от одного домика к другому. Кто живёт в этих домиках? Ребята, так им же посылка пришла – «волшебный сундучок» для круга – круглые формы, а квадрату – квадратные. Как теперь отдавать посылку, если она перепуталась? Если дети не предложат разделить формы, В. предлагает им это сделать. | Подходят к столам, рассматривают, что в конвертах. Выбирают из множества фигур квадрат и выполняют задание. Уголки, стороны. Они одинаковые. Знакомятся с новым понятием, учат рифмовку. Дети получили коробку с геометричкескими фигурами. Выполняют задание, выясняют, кто живёт в домиках. Заглядывают в коробку, а там все предметы перепутались. Предложения детей. Каждый ребёнок берёт из коробки предмет и называет какой он формы (круглой, квадратной); Например: яблоко – круглое... |
Рефлексивно - корригирующий | Когда все дети назовут свой предмет предложить Д/игру «Найди свой домик». | Дети несут свой предмет в тот домик, где живёт эта фигура, т.е. все квадратные предметы несут в домик к квадрату, а все круглые – к кругу. |
Ожидаемый результат:
Знать: круг и круглую форму, познакомить с квадратом;
Иметь: представление, что у квадрата есть углы, и стороны: их столько же, сколько сторон;
Уметь: различать и называть круглую и квадратную форму предметов.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Познание»
Разделы: “Математика”
Тема: «Заюшкина избушка»
Цель: Учить детей сравнивать два предмета по высоте, пользуясь словами выше, ниже, равные по высоте, закреплять умение устанавливать равенство и неравенство между двумя группами предметов, расположенных в ряд, пользуясь словами столько - сколько, больше - меньше.
Развивающая среда: фланелеграф, домики к сказке «Заюшкина избушка»; 4 больших и 3 маленьких ёлочки.
Словарная работа: выше, ниже, равные по высоте, столько – сколько, больше – меньше.
Билингвальный компонент: высокий – биік, низкий – төмен.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | В. выставляет перед детьми два домика: зайчика и лисы. Жили-были зайчик и лиса. Построил зайчик лубяную избушку, а лиса – ледяную. Какой высоты у них были домики? Какой домик у лисы? А у зайца? | Проявляют интерес, слушают отрывок сказки. Разные. У лисы домик высокий. Низкий. |
Организационно -поисковый | В. продолжает опускать домик лисы. Динамическая пауза: «Самолеты» - в. сообщает детям направление полёта (вперёд, назад, поворот направо, налево). (с разд. мат.) В. напевая песню «В лесу родилась ёлочка», выставляет на фланелеграф 4 высоких елочки. Посмотрите, ребята, к нам в гости пришли ёлочки. В. предлагает детям выложить высокие ёлочки на верхнюю полоску карточки. Какие ещё ёлочки остались на столе? Как вы думаете, сколько маленьких ёлочек? Что можно сказать о количестве мал. и больш. ёлочек? Как проверить? В. следит за правильностью выполнение способа приложения, напоминая, что ёлочки надо ставить одну под другую. Следит за правильностью высказываний. | Наблюдают за происходящим. Выполняют действия в соответствии с указанием воспитателя. Следят за воспитателем Выкладывают ёлочки. Высказывания детей. Дети выполняют сравнение и рассказывают о результатах: Больших ёлочек больше, а маленьких меньше. Больших ёлочек столько же, сколько маленьких. |
Рефлексивно - корригирующий | Подводят итог занятия, побуждает детей закрепить понятия величины – высоты. | Высказываются: что понравилось, что интересного узнали. |
Ожидаемый результат:
Знать: понятие «высота», выше, ниже, больше, меньше, столько же;
Уметь: сравнивать предметы по высоте; по количеству, применяя приём приложения;
Иметь: представления о величине – высота.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Познание»
Разделы: “Математика”
Тема: «Елочка – зеленая иголочка»
Цель: Познакомить детей с новой геометрической фигурой – треугольник. Упражнять в обследовании формы осязательно-двигательным путем. Закрепить определение формы предметов: какой формы яблоко, какой формы платок, какой формы елочка и т.д.
Развивающая среда: геометрические фигуры (□∆) (демонстрационные и раздаточные), предметы, с чёткими геометрическими очертаниями (яблоко, апельсин, тарелка, платочек, книга, ёлочка, колпачок клоуна, крыша домика и т.п.), счётные палочки для детей.
Словарная работа: треугольник,треугольный, углы, квадрат, квадратный, круг, круглый, форма.
Билингвальный компонент: треугольник – ұшбұрыш.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | В. показывает детям круг. В. предлагает детям обвести круг пальчиком. Аналогично обследуют квадрат. | Перед детьми на столе лежат геом. фигуры (□∆) Дети называют круг, его цвет, обследуют его, прокатывают, отвечая на вопросы в. Проводят обследование квадрата. |
Организационно-поисковый | Обследование фигуры проходит по тому же алгоритму. Обратить внимание на прокатывание: На меня ты посмотри! Я – треугольник. Посчитай мои углы! Сколько их? Один, два, три! У треугольника три стороны, Разной и равной быть могут длины. Три палочки возьмите, Скорей его сложите! Физминутка: «Найди домик» воспитатель предлагает детям сходить к фигурам в гости (□∆). (по 1 разу, в конце В. называет ёлочку) Ребята, как вы думаете, на какую фигуру похожа ёлочка? Что ещё есть на ёлочке? Какой формы яблоко? Платочек? (и т.п.) | Дети знакомятся с ∆, обследуют его, замечают, что он не катится – мешают уголки. Дети считают углы и стороны. Из счётных палочек выкладывают на столах треугольники. По сигналу В. «идут в гости» к названной фигуре. Называют предметы; и их форму. |
Рефлексивно - корригирующий | Всё-то знает детвора! Вот вам новая игра! В. показывает геом. фигуры по одной и задаёт правила игры: Если это круг, кричите: «Круг!» Ну, а если нет, молчите! В. меняет правила игры: вместо круга будет □, затем и ∆ (слова аналогичные, только меняется название фигуры). Итог занятия. | Если это круг, то дети громко кричат: «Круг!», а если другая фигура, то молчат, прижимая пальчик к губам. Таким же образом реагируют на квадрат и треугольник Рассказывают, что узнали нового, что было интересного. |
Ожидаемый результат:
Знать: геометрические фигуры: круг, квадрат, познакомить с треугольником;
Уметь: обследовать фигуру, находить сходство предметов с фигурами;
Иметь: представление о том, что у треугольника есть углы и три стороны.
Образовательная область: познание
Тема: Части суток: день и ночь.
Разделы: математика
Тема: «Зимняя сказка»
Цель: Учить детей различать части суток по изменению содержания деятельности детей и взрослых.
Закрепить умения детей узнавать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Игровое упражнение: «Снеговик и снежинки» - понятия «один» и «много».
Билингвальный компонент: күндіз-день, түн-ночь.
Словарная работа: день, ночь, одинаковые, равные.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций частей суток.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно– побудительный | | |
Организованно–поисковый | Воспитатель. Что вы делаете днем в детском саду? Воспитатель. В детском саду вы каждый день играете, занимаетесь, днем солнышко светит, вы гуляете на прогулке, обедаете и отдыхаете. Все это мы делаем днем. Ребята, а что мы делаем ночью? (спим). Игра «День – ночь». В-ль Поочередно включает то веселую мелодию, то колыбельную, называя время суток. Ребята, а какое время суток сейчас? (день). Сейчас светит солнышко и время суток день. Давайте пойдем погуляем по группе. Смотрите, на столе сидит мишка с куклой, они что - то строят. Мишка говорит они с куклой строили мостик. Положили 1 дощечку, и им надо подобрать еще 1. Давайте все вместе подберем дощечку такой же длины, как эта. (показывает) Посмотрите, подойдет ли эта дощечка. (прикладывает к образцу короткую дощечку). Нет, не подойдет, она короче, чем эта! Давайте приложим вот эту дощечку. (Прикладывает самую длинную). Опять не подошла! Почему она не подходит? Да, она длиннее, вот какой конец у нее выступает. (Показывает) Посмотрите может быть эта подойдет. Правильно, она подойдет, ни один конец дощечек не выступает. Значит, дощечки одинаковой длины, равны по длине. Давайте все вместе скажем: одинаковой длины! Кукла Таня просит ей помочь, у нее перепутались ленточки, а ей надо найти одинаковые. Возьмите красную ленточку и найдите одинаковую (равную) ей по длине путем приложения. | Ответы детей: (Играем, гуляем..) Отгадывают загадки Играют в игру «День – ночь» Дети, когда звучит веселая мелодия бегают, прыгают, когда звучит колыбельная – останавливаются и «засыпают». Проявляют желание помочь мишке и кукле достроить мостик. Подбирают дощечку, отвечают на вопросы. Повторяют хором «одинаковой длины» Проявляют желание помочь кукле подобрать одинаковые ленточки. Работают индивидуально |
Рефлексивно– корригирующий | Игра «Назови части суток» Итог занятия, чем занимались, что понравилось делать. Мишка с куклой благодарят детей за помощь. | Дети закрепляют и называют части суток «день», «ночь». Отвечают на вопросы. Прощаются с игрушками. |
Всё здесь стихнет до утра, Ну а нам домой пора! | |
Временное соотнесение (сутки)
Руки (ладошки вместе) изображают движение солнца по небу.
Солнце ясное встаёт, Это утро настаёт! | Руки справа, медленно поднимаем вверх. |
| |
Солнце очень высоко, Наступает день-деньской! | Руки над головой, пальцы растопырить, шевелим ими. |
| |
Солнце близится к закату, Вечеру все люди рады. | Руки медленно опускаем вниз налево. |
| |
Убежало солнце прочь, Значит, наступила ночь! | Руки прячем за спину. |
| |
Утро, день, вечер, ночь: Убежали сутки прочь! | С. 236 |
Повторяем задание несколько раз.
«Никуда я не хожу, Я сижу, сижу, сижу! Очень грустно здесь скучать! Хочется мне очень знать, Что же утречком и днём, Вечером и ночью Делают все люди? Расскажите точно!» | Вы говорите от лица снеговика. С. 236 |
Обсудите с детьми, что они делают утром, днём, вечером, ночью.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Познание»
Разделы: “Математика”
Тема: «Зимняя сказка»
Цель: Учить детей различать части суток по изменению содержания деятельности детей и взрослых. Закрепить умения детей узнавать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Развивающая среда: сюжетные картинки с изображением частей суток (день, ночь); геометрические фигуры (□∆).
Словарная работа: день, ночь, фигуры, круг, квадрат, треугольник.
Билингвальный компонент: күндіз-день, түн-ночь.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Давайте друг другу скажем вежливые слова: «Добрый день!» | Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и приветствуют друг друга. |
Организационно-поисковый | В. предлагает детям рассмотреть картинку: ребёнок спит. В. предлагает детям рассмотреть другую картинку: ребёнок играет или обедает. Что он делает? Когда обедают дети? Что ещё вы делаете днём? А что делает днём мама? В. предлагает детям отгадать загадки: «Когда это бывает?» « Солнце в небе ярко светит, На прогулку вышли дети. Когда это бывает? (днем) Звезды на небе зажглись, Спать ребята улеглись. Вечер, день умчался прочь. Им пришла на смену ….(ночь) Физминутка: Солнце очень высоко, Наступает день-деньской! Убежало солнце прочь, Значит, наступила ночь! Д/и «Чего не стало?» В. выкладывает перед детьми геометрические фигуры. Глазки поднимаем, всех запоминаем! Глазки закрываете! (В. прячет одну фигуру) Глазки открываете! Кто-то спрятался от вас? Так кого здесь нет сейчас? … Глазки закрываете! (В. меняет 2фигуры местами) Глазки открываете! Кто местами поменялся? Называйте! … Глазки закрываете! (В. убирает все фигуры) Глазки открываете! Все фигуры убежали, Ничего нам не сказали! Их скорее позовите, всех назад, друзья, верните! В. возвращает названные фигуры на место. | Рассматривают картинку и рассказывают о ней, отвечая на вопросы воспитателя. Выясняют, чем люди заняты днём. Отгадывают загадки. Руки над головой, пальцы растопырить, шевелим ими. Руки прячем за спину. Называют геом. фигуры. Называют исчезнувшую фигуру Называют фигуры. Перечисляют название фигур. |
Рефлексивно – корригирующий | Итог занятия: Что интересного узнали? Что понравилось? | Рассказывают о своих впечатлениях, уточняя полученные знания. |
Ожидаемый результат:
Знать: и называть части суток: (день, ночь); называть знакомые геометрические фигуры;
Уметь: различать части суток по картинкам и по описанию; запоминать и замечать изменения с геометрическими фигурам;
Иметь: представление о деятельности людей в разное время суток.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Познание»
Разделы: “Математика”
Тема: «В гости к белочке». Сравнение предметов по ширине.
Цель: Учить детей сравнивать два предмета по ширине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначая результаты сравнения словами шире - уже, одинаковые по ширине. Дидактическая игра «Машенькин день» - формировать умение определять контрастные части суток: утро – вечер, день – ночь.
Развивающая среда: игрушка белки, верёвки для «реки» и «ручейка», дощечки из стоит. мат., полоски разной ширины и цвета.
Словарная работа: широкая, узкая, уже, шире, равные, приложить, наложить.
Билингвальный компонент: широкий- кең байтақ, узкий - қысық.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | Пальчиковая гимнастика: Сидит белка на тележке … | Дети играют с пальчиками. Дети проявляют желание отправиться в гости к белочке. |
Организационно -поисковый | Посмотрите, в гости к белочке гости на машине едут и им ему надо проехать по мостику, давайте поможем построить мостик. Подберем дощечки. Одинаковые ли они по длине? Как проверить? Азамат, положи дощечки рядом, подравняй их концы. Что можно сказать о длине дощечек? Правильно, они равны по длине. Сначала я положу эту дощечку! (широкую) Машина проезжает по мостику? А если я положу вот эту дощечку (узкую), то проедет ли машина? Почему машина не проехала? Как проверить, какая дощечка уже, какая – шире? Дощечки сравнивают по ширине приложением, выясняют какая из них шире (уже) и какую надо взять для мостика. В гости к белочке пришли мишка с куклой и они о чем то спорят, посмотрите они принесли с собой ленточки – пояски, у мишки – кр. широкий, а у куклы – син. узкий и им надо разобрать пояски. Какого цвета полоска уже (шире)? Как узнать? (приложить полоски друг к другу по ширине, подравнять их края вверху). А теперь возьмите кр. широкую ленточку принесите к Мишке, син. узкую ленту кукле. | Дети показывают широкий, узкий ручейки. Дети делают большой шаг. Дети делают маленький шаг. Проявляют желание построить мостик. Сравнивают дощечки. Прокатывают машины по мостику. Одна дощечка широкая, другая – узкая. Красная дощечка шире, синяя – уже. Для мостика берем красную широкую дощечку. Сравнивают полоски, прикладывают полоски друг к другу по ширине, подравнивают их края вверху. Раскладывают полоски. |
Рефлексивно - корригирующий | Мишка с куклой благодарят вас и хотят сыграть еще в одну игру «Закончи предложение: Машенькин день» Спим мы ночью, а делаем зарядку…(у) Делаем зарядку мы утром, а обедаем…(д) Солнышко светит днем, а луна…(н) | Дети по картинкам говорят, что дети отвечают на вопросы, договаривая предложение. |
Ожидаемый результат:
Знать: приём сравнения предметов способом «наложения» и «приложения»;
Уметь: сравнивать предметы по ширине, обозначая величину словами «шире», «уже»;
Иметь: представление о частях суток.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Познание»
Разделы: “Математика”
Тема: «Куклы пришли в гости»
Цель: Продолжать учить детей сравнивать два предмета по высоте и толщине, пользуясь приёмом приложения их друг к другу. Закреплять знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Упражнять в умении находить похожие предметы по величине, форме, цвету предмета.
Развивающая среда: две куклы разные по росту, стулья (соответствующие росту кукол), блоки Дьенеша, дощечки различной длины
Словарная работа: выше – ниже, толще – тоньше.
Билингвальный компонент: высокий – биік, низкий – төмен.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | В гости приходят две куклы, они спорят. | Выясняют, в чём причина ссоры. Проявляют интерес. |
Организационно -поисковый | В. следит за правильностью выполнения сравнения. В. предлагает детям позаботиться о гостях - предложить присесть, учитывая рост кукол. д/и «Найди предмет такой же формы» (Блоки Дьенеша) Куклы нагулялись, решили идти домой, а на пути – речка. Д/и «По какому мостику пройдут куклы?» | Высказывают предположения, сравнивают кукол, приставляя их друг к др. Дети подают куклам стулья разные по высоте, предварительно сравнив путём приложения друг к другу. Высказывают предположения. Сравнение приёмом приложения. Ребёнок на ощупь находит нужную фигуру и называет. Дети берут дощечки и сравнивают их по длине. |
Рефлексивно – корригирующий | Куклы благодарят детей за то, что они помогли их помирить и научили сравнивать предметы. Прощаются и уходят. | Ещё раз напоминают о приёмах сравнения предметов. Дети прощаются с куклами. |
Ожидаемый результат:
Знать: понятия «высокий - низкий», «толстый - тонкий», знать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
Уметь: сравнивать предметы, пользуясь приёмом приложения, называть результаты сравнения: выше – ниже, толще – тоньше;
Иметь: представление о способах сравнений: наложения и приложения.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Познание»
Разделы: “Математика”
Тема:
Цель:
Развивающая среда:
Словарная работа:
Билингвальный компонент: один – бір, много – көп.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | | |
Организационно -поисковый | | |
Рефлексивно - корригирующий | | |
Ожидаемый результат:
Воспроизводит:
Понимает:
Применяет: