1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент (1-2 мин.) | 1).Организационный момент. - Ребята, наш урок начнем с замечательного стихотворения о солнце. (Учитель читает, дети выполняют движения, повторяя за учителем) Из глубокого колодца (руки «О») Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой) Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх) Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз) Новый день оно начнет (руки вниз широко). - Улыбнёмся друг другу. - Какой сейчас урок? (окружающий мир) - Нет ничего увлекательнее, загадочней, интереснее окружающего нас мира, в частности мира природы. Я уверена, что и на этом уроке каждый из вас откроет для себя новое знание и что-то отложится в памяти ярким пятном. Будьте внимательны, запоминайте и поделитесь своими впечатлениями с родителями. Им будет приятно убедиться, что вы уверенно поднимаетесь по лесенке новых знаний. | Проверяют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний | Представь себе, что на Земле исчезли все живые существа: растения, птицы, звери. Ни запаха цветов, ни шума лесов, ни пения птиц. Что осталось? Голая земля: камни, песок, ветер… Разве смог бы человек жить на голой, мертвой земле? - Что дает человеку природа? Все ли животные приносят человеку пользу? Надо ли уничтожать « вредных» животных? Сформулируйте тему урока. Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? | Дети отвечают на вопросы. Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, выявляет интересы учащихся. Дети формулируют тему и цель урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Этап изучения новых знаний и способов действий | – Как называются животные, которые питаются растениями? (Растительноядными.) Как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищники.) А животные, которые питаются пищей и растительного, и животного происхождения, называются всеядными. Значит, мы можем разделить всех животных по способу питания на три группы.  – Мы разделили животных на группы по способу питания. И у меня возник вопрос: «Можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?» Почему? (Предположения детей.) – Ребята, можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом? Как они связаны? (Предположения детей.) – Рассмотрите схему «Пищевая цепь». Приведите мне пример любой цепи питания.  – Как вы думаете, что может произойти, если нарушить эту цепь? (Предположения детей.) – Послушайте стихотворение Б. Заходера «Все на свете нужны»: Все-все на свете, На свете нужны, И мошки Не меньше нужны, Чем слоны. Нельзя обойтись Без чудищ нелепых, И даже без хищников, Злых и свирепых. Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мёд И кто делает яд! Плохие дела У кошки без мышки, У мышки без кошки Не лучше делишки! И если мы с кем-то Не очень дружны, Мы всё-таки очень Друг другу нужны. А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется! Все-все на свете, На свете нужны. И это все дети Запомнить должны! – Все живые существа, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они – живые, а значит, имеют право на жизнь. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у кого-нибудь возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они – заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми. Все животные – и травоядные, и хищники – нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Добрые люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но злые люди продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: «Люди, пожалуйста, помните, что вы – люди! Не убивайте зверей и птиц!» | Учитель организует работу, используя учебник, тетрадь. Дети извлекают информацию из учебника и тетради, отвечают, уточняют. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы |
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий | Работа по учебнику. – Рассмотрите в учебнике изображения животных, которые по вине человека стали редкими. Нашей планете грозит беда. С тех пор как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Чего только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь! В течение многих тысячелетий своей истории человек вел себя как обычный хищник: чтобы обеспечить свое существование, он уничтожал вокруг себя все, что было слабее его. Но уже 15 тысяч лет назад человек стал ощущать себя царем природы и изобретать хитроумные способы уничтожения промысловых животных. История отношения человека с животным миром знает примеры того, что одна охота на копытных или мамонтов могла закончиться гибелью целых стад животных Например, предком многих пород домашнего скота был дикий бык – тур. Стада этих животных паслись на огромных территориях Европы, Азии, Северной Африки. Для человека тур был желанной добычей: из его рогов делали луки, из толстой шкуры – обувь и доспехи, мясо употребляли в пищу. Поголовье этих животных стремительно уменьшалось. Последний тур был убит под Варшавой в 17 веке. Такая же трагическая участь ждала морскую корову. Ее открыла экспедиция Витуса Беринга на одном из необитаемых островов . Огромные животные были медлительны, неповоротливы и непугливы. К тому же их мясо оказалось вкусным и полезным. Началась охота на морскую корову. Уже через 267 лет после ее открытия морская корова была уничтожена человеком. В Красную книгу России занесены животные разных классов. - Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать «да» или «нет»: если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо, то все вместе кричите «нет»! Если я приду в лесок Если разведу костер, И сорву ромашку? А тушить не буду? (Нет.) (Нет.) Если съем я пирожок Если сильно насорю И выброшу бумажку? И убрать забуду? (Нет.) (Нет.) Если хлебушка кусок Если мусор уберу, На пеньке оставлю? Банку закопаю? (Да.) (Да.) Если ветку подвяжу, Я люблю свою природу, Колышек подставлю? Я ей помогаю! (Да.) (Да.) – Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей. | (Работа в парах) Ответы: - узнать, подтвердить догадки, исследовать неразгаданное во имя развития мира | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
6.Обобщение | Работа в парах. Правила поведения в лесу - Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвёт лесные цветы. Травяной покров сохраняет влагу и даёт приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков. Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей. Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки! Не разрушай нечаянно или нарочно муравейники! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов и погибнут! И конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки. Мы должны помнить, что человек – не губитель, а друг природы, садовник и врач. К сожалению, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок. | Работают в группах, обсуждают,. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
7. Итог урока. Рефлексия деятельности | Какие группы животных обитают на Земле? Все ли животные приносят пользу человеку? А как вы думаете, нужно ли уничтожать животных, приносящих вред человеку? Почему? – Как же мы должны относиться ко всему живому? Пусть поют птицы! Пусть летают бабочки! Пусть радуют нас всех цветы! Пусть живёт всё живое! - Все молодцы! Спасибо за урок | Осуществляют самооценку собственной деятельности и деятельности класса. Соотносят цель и результаты. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |