| Работа с историчес кой картой (в учебнике). Рассказ учителя. работа с ис- торической картой (в учебнике). Рассказ учителя. Рассказ о Долгоруком Работа по учебнику (с. 51–52). | Рассмотрите в учебнике (с. 47) схему Древнего Киева. Слайд № 8 Рассказ учителя о древнем Киеве Слайд 9 Рассказывает о главной достопримечательности Древнего Киева – Софийском соборе Слайд 10 Софийский собор – одна из достопримечательностей Древнего города Киева. Он был построен Ярославом Мудрым в 1037 году в честь победы над печенегами. Митрополит Илларион так отзывался о соборе: «Он вызывает удивление и восхищение во всех сторонах, лежащих окрест, ибо не найдется подобного ему во всех полунощных землях от востока до запада!» Храм назвали в честь святой Софии – мудрости Божией. Храм окружен был с трех сторон галереями. Двенадцать разновеликих куполов образовывали композицию, группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого. Своей величиной, внутренним убранством собор производил огромное впечатление на горожан. Он вознесся почти на высоту 30 метров над низенькими окружавшими его избами. Необыкновенная высота сводов, мозаика и фресковая роспись стен поражали горожан, привыкших к своим тесным полуземлянкам. Как свидетельствует «Повесть временных лет», Ярослав украсил церковь «золотом, серебром и сосудами церковными». Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь располагалась резиденция главы русской церкви митрополита Киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека, древнейшая на Руси, мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава мудрого в Софийском соборе была создана одна из первых школ на Руси. Сам князь после смерти был погребен в Софийском соборе в мраморном саркофаге. Физминутка Слайд 11 Из Киева мы перемещаемся в Древний Новгород. Рассмотрите схему Древнего Новгорода в учебнике (с. 49). Слайд 12 Рассказывает о великом Новгороде слайд 13,14 Новгород был самым богатым городом на Руси. Он стоял на реке Волхов, что у Ильмень-озера. Новгород известен с 859 года. Название «новый город» получил после того, как горожане основали его после первого в начале реки Волхов. Как и всякий город, Новгород одновременно был и крепостью. От незваных гостей его защищали земляной вал, ров, могучие башни. На левом берегу возвышался красавец Кремль. Кремль – центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями.слайд 15,16 На территории Новгородского кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, Софийским .слайд 17 Собор был построен в середине XI века. Он был главным храмом и символом города Слайд 18 – В 1054 году умер князь Ярослав Мудрый. Перед смертью он разделил русскую землю между своими внуками и сыновьями. Самым сильным было Владимиро-Суздальское княжество. Внук Ярослава Мудрого стремился расширить свою территорию, за что прозван был Долгоруким. С его именем связана одна легенда Ехал как-то Долгорукий со своею дружиной по лесу дремучему. Тихо было в лесу. Только ветки похрустывали под копытами конскими, да птица редкая с криком перелетала с дерева на дерево. Туман серый стелился средь кустарника густого. И вдруг увидел князь Юрий средь тумана зверя о трех головах, огромного и лохматого. Взмахнул князь мечом булатным, и чудовища не стало. Старец один разъяснил князю видение так: «Явление зверя диковинного – знамение тебе, великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый град». Выехал князь на пригорок, и взору его предстало село Красное боярина Степана Кучки. «Эй, боярин! – грозно крикнул Долгорукий. – земля сия под град новый отведена!» И в 1147 году на этом месте был основан новый город. Какой? «Но эта маленькая, бедная Москва вовсе не походила тогда на нашу нынешнюю белокаменную, гордую Москву, – не прошло и года от ее построения. Многие еще называли ее не Москвою, а Кучковом. Это название произошло от того, что прежде на месте, где она построена, было несколько сел и деревень богатого боярина Степана Ивановича Кучки» – так пишет о Москве А. Ишимова в своей книге «История России в рассказах для детей. Слайд 19 | Рассказывают об устрой- стве Киева. Внимательно слушают. Рассматривают карту, отмечают местоположение города. Внимательно слушают. Читают статью в учебнике.
Слушают | | партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | | |
IV. Вклю- чение в систему знаний и повторение | Фронтальный опрос. Слайд 20 Дидактическая игра «Имена, прозвища и даты». слайд21 Задания из электронного приложения к учебнику | – Что объединяет древнерусские города Киев и Новгород? – Как назывался центр древнерусского города? Что располагалось внутри кремля? – Кто жил за пределами кремля? – Какой город расположился на берегах реки Волхов? – Кто управлял городом? – Что стало известно о жизни Древнего Новгорода благодаря находкам археологов? – Что такое береста? (Березовая кора.) Чем писали на бересте? (Писалами.) Долгорукий Мудрый Вещий Красное Солнышко | Рюрик Владимир Ярослав Олег Юрий | 882 год 862 год 988 год 1147 год 1036 год | Ответы: Рюрик → 862 год; Владимир → Красное Солнышко → 988 год; Ярослав → Мудрый → 1036 год; Олег → Вещий → 882 год; Юрий → Долгорукий → 1147 год. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Отвечают на вопросы. Участвуют в дидактической игре. Выполняют задания | Фронтальная. Коллективная. Индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции | Устные ответы, записи в тетради |
|
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок слайд 22 | – Кто из князей вам понравился больше всего? Почему? – Какие качества вы бы хотели позаимствовать у них? Для чего? – Кто бы мог из них сегодня занять место президента? Почему? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | читают вывод в учебнике (с. 53). Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы |
|