СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Страна городов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Создание условий для формирования и развития ценностного отношения обучающихся к совместной деятельности по изучению истории образования Киева и Новгорода.

Предметные умения:

- Выяснить, где и каким образом строились города в древней Руси; дать  первоначальное представление об истории образования Киева и Новгорода;

-Развивать умение работать по карте, обобщать и делать выводы;

- воспитывать  любовь к истории.

- развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;

-Прививать интерес к истории Отечества.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Страна городов"»

Технологическая карта урока окружающего мира

Программа, автор (ы)

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в соответствии с ФГОС, Положением о рабочей программе МБОУ «Максимовская СОШ» Шербакульского района Омской области, по УМК « Школа России» (программного учебного курса) на основе авторской программы А.А.Плешакова.

Автор: Макарова А.Н.

Класс

4

Раздел (содержательная линия)

Страницы истории России

Тема урока

Страна городов

Цель урока

Создание условий для формирования и развития ценностного отношения обучающихся к совместной деятельности по изучению истории образования Киева и Новгорода.


Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения

(познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные умения

-Выяснить, где и каким образом строились города в древней Руси; дать первоначальное представление об истории образования Киева и Новгорода;

  • -Развивать умение работать по карте, обобщать и делать выводы;

  • воспитывать любовь к истории.

  • развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;

-Прививать интерес к истории Отечества.

Познавательные УУД

Сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета

Коммуникативные УУД

Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться ккоординации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

  • Формирование интереса к учебному материалу;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • Формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

  • Воспитание нравственных качеств личности: сопереживание, доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения.


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы

История,

математика (чтение чисел и дат)

Электронная презентация (набор иллюстраций, опорные схемы, кроссворд)

учебник

тетрадь

Групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Название этапа:Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Педагогические задачи учителя:Формирование и развитие ценностной ориентации к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Планируемый результат:Формальная готовность к уроку. Контроль. Самоконтороль. Самооценка.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Приветствует обучающихся, проверяет их  готовность к уроку, включает в деловой ритм. Эмоциональный настрой. Управляет ситуацией самооценки.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Выполняют самооценку готовности.










Название этапа:Актуализация знаний

Педагогические задачи учителя:Воспроизведение знаний и способов действий, необходимых и достаточных для успешного повторения пройденного материала. Определение границ знания и незнания.

Планируемый результат:Воспроизведённые знания и способы действия.Осознание необходимости получения новых знаний

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

- Для начала давайте мы с вами вспомним, что вы изучали на прошлых уроках.

 

- Как называется глава, которую мы изучаем?

- Как называлась страна в ту пору?

- Почему расселение древних славян было вокруг рек и морей?

- Что такое крещение?

- Назовите Русского князя, который вошел в историю как креститель Руси.




Отвечают на вопросы



Вспоминают ранее изученный материал





Название этапа:Постановка учебной задачи

Педагогические задачи учителя:Формирование и развитие ценностной ориентации к умению определять и формулировать проблему, цель и тему для изучения в совместной деятельности с учителем.

Планируемый результат:Сформулированная и зафиксированная учебная задача в совместной деятельности с учителем. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

- Молодцы, вы правильно ответили на вопросы, а сейчас я предлагаю вам разгадать 2 кроссворда

Кроссворд №1 (Слайд 3)

1. Кто совершал набеги на Древнюю Русь.

2. Имя русского богатыря.

3. Река, на которой происходило Крещение Руси.

4. Как прозвали князя Олега.

-Прочитайте слово по вертикали. (Киев)

Кроссворд №2 (Слайд 4)

1.Какое важное событие произошло в 998 году?

2. Этот князь прославился своими военными подвигами.

3. Как назывались дороги, связывающие между собой жителей Древней Руси?

4.Как стали называть добрых молодцов, служивших на заставах?

5. Советники князя.

6. К воротам какого города князь Олег повесил свой щит?

7. Здания для молитв, которые стали строить после Крещения Руси.

8. При каком князе было принято христианство.

-Прочитайте слово по вертикали. (Новгород)

-Что означают эти два слова?

Опираясь на ключевые слова кроссворда и название изучаемой главы, сформулируйте цель урока.

Молодцы, а теперь предлагаю вам сформулировать тему урока.

Да, действительно, мы будем говорить сегодня о городах Древней Руси. Западные соседи называли Древнюю Русь страной городов, отсюда и название темы урока.






Отвечают на вопросы кроссворда.
























Это названия городов

Изучить историю возникновения городов Киев и Новгород.

Высказывают предположения.










Название этапа:Решение учебной задачи.

Педагогические задачи учителя:Формирование и развитие ценностной ориентации к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, способа деятельности

Планируемый результат:Новое знание, понятие, способ деятельности.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

– На нашем уроке будут встречаться слова, значение которых нужно объяснить.

- Какими ресурсами пользовались?


















РАБОТА В ГРУППАХ

Сегодня в ходе урока мы должны ответить на следующие вопросы:

1.Как появились города на Руси?

2.История названия города.

3. Расположение и укрепление города.

4. Способы управления.

5.Архитектура городов.

6.Первое упоминание о городах.

7. Что такое берестяные грамоты?








Оказание необходимой помощи выступающим.

Контроль правильности сообщения











-Сформулируйте выводы











Оказание необходимой помощи выступающим.

Контроль правильности сообщения








































Сформулируйте выводы











Оказание необходимой помощи выступающим.

Контроль правильности сообщения




























































-Сформулируйте выводы





Объясняют лексическое значение новых слов:

Купец – богатый торговец, успешно торгующий у себя в стране или за границей.

Ремесленник–человек, который владеет профессиональным ремеслом.

Варяги – так называли в Древней Руси наемных дружинников и купцов, пришедших из Скандинавии.

Вече – в Древней Руси: собрание горожан для решения общественных дел.

Князь– военный вождь славянских племен.

Кремль – городская крепость в старинных русских городах.

Ладья – большая лодка.

Мозаика– узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали.

Собор-главная церковь в городе, в монастыре.

Фреска – картина, написанная водяными красками, по свежей, сырой штукатурке.

Ров – широкая и глубокая канава.


Работа с информацией, представленной на слайде




Выступления групп детей.

1 группа


Возникновение городов в

Древней Руси

У славян было много врагов, и для защиты от них они строили крепости. Сначала выбирают подходящее место для крепости, где сама природа бы помогала защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги их можно увидеть издалека. Кроме того река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны не защищённой рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли её водой. Получался рукотворный остров. На нём и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали глубокий земляной вал, а на валу ставили глубокую, крепкую ограду из плотно прилегающий к друг другу заострённых дубовых брёвен.

Хорошо защищённую крепость врагам было взять трудно, для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять.

Такие посёлки- крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», «огораживать» Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати. Возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля жили ремесленники, купцы и другой городской люд.

1.Первые города на Руси были посёлки – крепости, окружённые крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами.

2.Центр города был обычно укреплён и назывался кремлём.

3. Внутри кремля располагался княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.

4.За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд.

Выступления групп детей.

2 группа

Древний Киев

Много прекрасных городов стояло на Руси. Но краше всех - Киев, стольный град Великих князей.

Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом.

Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути и речные и сухопутные – через него проходили. Но городу постоянно угрожали печенеги, поэтому город защищали валы, рвы стены, башни. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в 11 веке.

Киевом управлял князь. А расцвел город при князе Ярославе, прозванном Мудрым.

Самой первой была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Эта церковь еще известна как Десятинная, потому что князь Владимир повелел всем жителям отдавать на ее строительство и украшение десятую часть от своего дохода. Стены церкви покрыты фресками.

Главный храм города – Софийский собор, построенный при князе Ярославе Мудром. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра.

В этом соборе не только молились, но и торжественно вступали на престол, начиная править княжеством. Здесь же помещались и одна из первых библиотек на Руси. Следующий памятник архитектуры– Золотые ворота главные ворота Киева. Они окованы листами позолоченной меди и украшены резьбой.

Такое богатство восхищало въезжающих гостей. Археологи установили, что на территории Киева поселения людей существовали еще в Каменном веке. Киев был основан примерно в 6-7 веках как центр восточнославянского племени полян. В русских летописях город Киев упоминается в 860 году.

Выводы:

  1. Киев – “мать городов русских”. Город Киев был назван в честь одного из братьев основавших его.

  2. Располагается Киев на реке Днепре.

  3. Первое упоминание о нём встречается 860 году.

  4. Городом управлял князь.

  5. Расцвёл город Киев при князе Ярославле Мудром.

  6. При нём были воздвигнуты Золотые ворота, Софийский собор, деревянные терема, золотые купола храмов, каменные дворцы.

Выступления групп детей.

3 группа

Древний Новгород

Ещё один из крупнейших городов того времени – это Новгород. Почему же он носит такое название. На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым.

Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем.

Весь город был, как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь.

Новгородская республика управлялась по-особенному. Здесь тоже был князь, но главную роль играло народное вече. Вече – это собрание богатых новгородских жителей, которое решало все важные вопросы. На вече выбирали посадника и решали, какого пригласить князя, там же могли принять решение об его изгнании из города, если князь не понравился новгородцам. На вече принимались важные законы и обсуждались вопросы войны и мира. Вече возглавлял посадник, который вместе с князем и судил, и собирал налоги, и принимал решения о войне и мире, распоряжался городской казной.

Посреди Вечевой площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав звон, спешили на площадь. Звук разносился далеко, и был он такой особенный, что жители легко отличали его от звона церковных колоколов.

На левом берегу возвышался красавец Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.

За стенами Новгородского Кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине 11века. Он был главным храмом, символом Новгорода. “Где святая София, там и Новгород”, говорили в те времена новгородцы.

Город Новгород известен в истории с 859 года. Удивительная жизнь Древнего Новгорода открылась благодаря находкам археологов. Например стало известно, что ходили новгородцы по деревянным мостовым. Во время раскопок одной из древних улиц Новгорода было обнаружено 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали с X – XV век – 500 лет

Выдающимся открытием археологов стали берестяные грамоты. Древние новгородцы писали на бересте – берёзовой коре. Буквы выцарапывали специальными заострёнными палочками – писалами. Берестяными посланиями обменивались родственники, друзья. На бересте вели деловые расчёты. После прочтения ненужные грамоты выбрасывали. Через сотни лет берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один из них – маленький новгородец Онфим – учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное, он был непоседой и озорником, любил шалить и отвлекался от занятий, делал на бересте смешные рисунки.

Народное название Новгорода – “господин Великий Новгород”.

  1. На берегах реки Волхов и Ильмень-озера располагался город Великий Новгород.

  2. Город был разделён рекой на две стороны софийская и торговая.

  3. Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече.

  4. Древние новгородцы писали на бересте.

  5. Первое упоминание о Новгороде встречается в 859году.

Физминутка

Жура-жура- журавель!         `  (Ходьба на месте с высоко

 Облетел он сто земель.          поднятыми коленями, махи            

 Облетал, обходил,                  руками.)                

 Крылья, ноги  натрудил         (Поглаживание рук, ног.)

 Мы спросили журавля:

 «Где же лучшая земля?»        (Руки вытянуты перед собой)

Отвечал он, пролетая:           Легкий бег на носочках на 

«Лучше нет родного края!»    месте, кружатся.)

Название этапа: Закрепление.

Педагогические задачи учителя:Формирование ценностной ориентации к умению выполнять задание, применяя полученные знания.

Планируемый результат:Выполняют задание, применяя полученные знания.


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учителя

- Прочитайте выводы на с.53.

Сравните с нашими.

Контролирование работы в группах.оказание необходимой помощи

-Пользуясь учебником с.47,49, подпиши название городов.

1.Индивидуальная работа в тетрадях (№4).

Взаимопроверка.


2. Работа в паре (№3). Верны ли утверждения? Проверка

Название этапа: Рефлексия деятельности.

Педагогические задачи учителя:Формирование и развитие ценностной ориентации к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Планируемый результат:Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Вернемся к вопросам, которые ставили в начале урока:

1.Как появились города на Руси?

2.История названия города?

3. Расположение и укрепление города?

4. Способы управления?

5.Архитектура городов?

6.Первое упоминание о городах?

7. Что такое берестяные грамоты?

- Достигли ли мы поставленной цели? Попробуйте доказать.

- Кого можно поблагодарить за работу на уроке?

Ответы на вопросы

Название этапа: Этап информации учащихся о домашнем задании.

Педагогические задачи учителя:Объясняет домашнее задание

Планируемый результат:Записано домашнее задание

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

- Прочитать текст и ответить на вопросы «Проверь себя»

(с. 53).

Записывают домашнее задание в дневники.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!