|
1.И.В. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотрены: федеральный (инвариантная часть) и национально-региональный компоненты (вариативная часть) содержания образования краеведческой направленности.
1.С.А. Этот закон рекомендует преподавание интегрированного учебного предмета Краеведение или преподавание краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.
|
|
2.И.В. Краеведение – важный фактор патриотического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания. Краеведение воспитывает любовь и уважение к своей малой родине, формирует гражданскую позицию.
2.С.А. Как изучать родной край? На уроках, в кружках и обществах, на экскурсиях и в туристических походах, на встречах с местными краеведами, вечерах, конкурсах, олимпиадах и т.п.
|
|
3.И.В. Печатных изданий по краеведению Ростовской области не очень много, это……..
3.С.А. Многие районы Ростовской области по инициативе учителей и краеведов составляют рабочие тетради и пособия для изучения родного края на уроках. Созданы рабочие тетради по краеведению в Неклиновском, Зимовниковском и др. районах области. В них много увлекательных и занимательных заданий, кроссвордов, практических работ, которые можно использовать не только на уроках.
|
|
4.И.В. Рабочая группа учителей Волгодонска под руководством методиста Савельевой О.А. ВО ИПЦ, во главе автора идеи и главного составителя проекта Кустовой Л.А. – создали мультимедийный диск – Краеведение. Мой город Волгодонск. В структуре мультимедийной программы по краеведению: уроки, практические работы, проверочные работы, статистика, приложение с дополнительным материалом.
|
|
5.С.А. Сейчас, используя материалы данных пособий, проведём небольшой мастер класс по изучению родного края.
5.И.В. Итак, перед нами чёрный ящик. Творческие группы получают предметы и объясняют, как они связаны с нашим родным краем:
1 группа – пшеница, ленты; 2 группа – тростник, саман; 3 группа – шерсть, полынь.
|
|
6.С.А. ( пока команды думают , обращаемся к публике) Издавна преобладающие народности в Войске Донском имели свой цвет. Какой цвет был у казаков? (синий). У калмыков? (жёлтый). У русских? (алый) А что означает белый цвет? (Единение всех народов, неотрывность от России).
- Давайте проверим, знаете ли вы символику Волгодонска. Раскрасьте наш герб.
( раздаются листочки, на которых изображен герб Волгодонска, его нужно раскрасить ).
|
|
7.8.9.И.В. Выслушаем ответы каждой команды.( задание черного ящика) Следующие задание для команд. Прослушав видеофрагмент, установите правильную последовательность смены племён и народов на Дону, пронумеровав их.
Проверим правильно ли раскрасили герб
|
|
10.11.С.А..Ответы команд правильно ли они установили последовательность смены племен и народов на Дону.
Данное задание для команд, предлагает нам стать архитекторами древнего жилища.
|
|
12.13.И.В. Пока команды думают, мы с вами (публика) разгадаем кроссворд. Названия нескольких городов нашей области оканчивается на «ск». Назовите эти названия в горизонтальные строчки пирамиды.
|
|
14.15.С.А. Команды готовы ответить, проверяем
Саман – 4, 5
Крыша – 1, 3, 4, 5, 7
Окно – 2
Дверь-завесь – 7
Плетень – 1, 6
Составьте пищевую цепь поступления вредных веществ в организм человека. 1.Щука. 2.Человек. 3.Окунь. 4.Пшеничное поле возле реки.5.Малёк. 6.Водоросли.
Вы должны выйти к доске и показать пирамиду с помощью карточек, на которых написаны слова под номерами.
|
|
16.17. 18. 19. И.В.Уважаемые коллеги для выполнения этого задания необходимо ручка и бумага. И так мы с вами делимся на 1 вариант и 2 вариант. Задания называется «Географический диктант». Я задаю вопрос вы записываете номер правильного ответа , 1 вар номера слева, 2 вар номера справа.
|
|
20. И.В.
У вас должно получиться четыре цифры, если их правильно расположить, то мы получим очень значимую дату для нашей области. Что это за дата?
Правильный ответ это 13 сентября 1937 г дата образования ростовской области.
|
|
21. 22. С.А. Проверим составление пищевой цепи.
Участники выходят к доске и показывают пирамиду с помощью карточек, на которых написаны слова под номерами
Изучение родного края невозможно без использования карт. Сейчас мы совершим небольшую экскурсию по Волгодонскому району.
|
|
23.С.А.Пользуясь картой Ростовской области, ответим на вопросы слайда.
1.Станица Романовская
2.Потапов, Семёнкин
3.Дубенцовская
4.Морозов
5.Большовская
|
|
24- 28.И.В.Все мы в детстве мечтали о путешествиях и дальних странах. Но, оказывается, много удивительного находится рядом. Одним из таких чудес нашей области является озеро Пелёнкино Азовского района с лечебными грязями. Расстояние от Волгодонска до него – 270 км. Пользуясь картой в рабочей тетради, прочертите примерный маршрут до г. Азова.
|
|
29-34.И.В. Преодолев 97 км, мы приезжаем в г. Новочеркасск, где находится жемчужина православного зодчества Войсковой Вознесенский собор. Также прочерчиваем маршрут по карте до г. Новочеркасска.
|
|
35-36 .И.В. Далее наш путь лежит на окраину г. Красный Сулин, где в хуторе Скелеватка расположен этот удивительный природный объект. Высота Скелеватой скалы достигает 25 метров, а в длину она тянется более чем на километр. Мы проезжаем 77 км, не забывая отмечать маршрут по карте.
|
|
37-41 .И.В.Через 66 км мы оказывается в населённом пункте Углеродовский Каменского района, где можно увидеть уникальные донские водопады. Один водопад – под названием «Косы» расположен на восточной стороне каньона, а на противоположной стороне «Две слезы» высотой метров в десять. Отмечаем пройденный путь на карте.
|
|
42-44 .И.В.В 30 км от г. Каменск-Шахтинского располагается посёлок Чистоозёрный, где находится самый большой по длине затопленный бывший карьер в Ростовской области. Из-за вытянутой формы каньон иногда называют червяком. Вода в озере чистая, прозрачная, видимость 5-7 метров. Из-за каменистого дна тут практически нет ила. Продолжаем отмечать маршрут на карте.
|
|
45-50.И.В. А теперь отправляемся на север области в Мигульский монастырь. Настоящее чудо – древний подземный монастырь в нескольких километрах от станицы Мигулинской Верхнедонского района. Отмечаем маршрут на карте.
|
|
51.С.А. Наш путь лежит на восток области в Орловский район, где находится Государственный природный биосферный заповедник «Ростовский». Его украшением является солёное озеро Маныч-Гудило с островами Птичий, где живут краснокнижные виды птиц и Водный – местом обитания донских мустангов.
|
|
52.С.А. Возвращаемся мы в г. Волгодонск через село Дубовское и станицу Жуковскую.
|
|
53.С.А. Вблизи станицы Жуковской можно увидеть крутые отроги Ергенинской возвышенности. В природе всё взаимосвязано и гармонично. У вас на столах лежат краски с кисточками и стоят стаканы с водой. Возьмём кисть с жёлтой краской, олицетворяющей Солнце, и опустим её в стакан с водой. Что получили? (Приятный лимонный цвет). Теперь возьмём кисть с синей краской, олицетворяющей воздух и воду. Получаем красивое сочетание цветов. Добавим зелёной краски – символа растений. Наблюдаем гармонию цветов. А теперь добавим чёрного цвета, олицетворяющего деятельность человека. Что получаем? (Некрасивый цвет).
|
|
54.И.В. На основании проведённого опыта можно сделать вывод о том, что человек, вооружённый краеведческими знаниями никогда не нанесёт вреда живой и неживой природе. Ведь в ней всё взаимосвязано, наше здоровье и продолжительность жизни зависят от состояния окружающей среды. У вас на столах лежат конверты со словами, составьте из них предложения и зачитайте.
1. Краеведение способствует общему образованию, расширяет кругозор.
2. Краеведение формирует практические умения, помогает в выборе профессии.
3.Краеведение – важнейшее средство всестороннего развития личности.
|
Видеофрангмент
|
|