СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Тьютор: функции и профессионально значимые личностные качества"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Тьютор: функции и профессионально значимые личностные качества"»

Тьютор: функции и профессионально значимые личностные качества Подготовила: Хагундокова А.Д

Тьютор: функции и профессионально значимые личностные качества

Подготовила: Хагундокова А.Д

  Тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.

  Тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ  — необходимое звено инклюзивного образования.  Тьютор (tutor англ. наставник, опекун)  — это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно войти в школьную среду. В результате работы тьютера ребенок с ОВЗ получает возможность иметь высокий образовательный уровень и успешно развиваться в социуме.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ  — необходимое звено инклюзивного образования. Тьютор (tutor англ. наставник, опекун)  — это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно войти в школьную среду. В результате работы тьютера ребенок с ОВЗ получает возможность иметь высокий образовательный уровень и успешно развиваться в социуме.

Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.

Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.

Задачи:  1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе.  2.Обеспечить социализацию ребенка.  3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы.

Задачи: 1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе. 2.Обеспечить социализацию ребенка. 3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы.

Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК и является членом ее коллектива, или нанимается родителями. Тогда образовательное учреждение заключает с ним договор о волонтерской работе.

Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК и является членом ее коллектива, или нанимается родителями. Тогда образовательное учреждение заключает с ним договор о волонтерской работе.

Чтобы дети с ограниченными возможностями могли успешно участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору необходимо соблюдать следующие принципы коммуникации со школой:

Чтобы дети с ограниченными возможностями могли успешно участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору необходимо соблюдать следующие принципы коммуникации со школой:

1. Открытость. Согласованный с учителем выход за рамки стандартной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, дома науки и творчества и т.п.  2. Вариативность. Использование всех имеющихся ресурсов школы (кружки, секции, библиотека, доолнительные занятия) и создание новых: «Комната тишины» для детей с РАС, «Комната с батутом» для гиперактивных школьников.

1. Открытость. Согласованный с учителем выход за рамки стандартной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, дома науки и творчества и т.п. 2. Вариативность. Использование всех имеющихся ресурсов школы (кружки, секции, библиотека, доолнительные занятия) и создание новых: «Комната тишины» для детей с РАС, «Комната с батутом» для гиперактивных школьников.

3. Непрерывность. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы.  Первый класс  — сопровождение на всех уроках и переменах. Далее, в зависимости от успехов ребенка — помощь на письменных предметах, в решении конфликтных ситуаций в классе.  В старшей школе —участие в подготовке учебно-исследовательских проектов и в профориентации.

3. Непрерывность. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы. Первый класс  — сопровождение на всех уроках и переменах. Далее, в зависимости от успехов ребенка — помощь на письменных предметах, в решении конфликтных ситуаций в классе. В старшей школе —участие в подготовке учебно-исследовательских проектов и в профориентации.

4. Индивидуальный подход. Выбор наиболее удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической. Например, ребенок с проблемой мелкой моторики пишет на доске пример не мелом, а губкой и решает до того, как вода высохнет.

4. Индивидуальный подход. Выбор наиболее удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической. Например, ребенок с проблемой мелкой моторики пишет на доске пример не мелом, а губкой и решает до того, как вода высохнет.

5. Индивидуализация. Совместное с учителем принятие и следование индивидуальным приоритетам ребенка. Обучение тому, что именно сейчас для этого ребенка наиболее важно. Так на уроке географии все дети зачитывают доклады о природе Севера, а «особый» ребенок показывает подборку ярких видеосюжетов о народных традициях региона.  Или при сильной антипатии ребенка и учителя-предметника тьютор предлагает дистанционный вариант.

5. Индивидуализация. Совместное с учителем принятие и следование индивидуальным приоритетам ребенка. Обучение тому, что именно сейчас для этого ребенка наиболее важно. Так на уроке географии все дети зачитывают доклады о природе Севера, а «особый» ребенок показывает подборку ярких видеосюжетов о народных традициях региона. Или при сильной антипатии ребенка и учителя-предметника тьютор предлагает дистанционный вариант.

В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.

В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

К числу компетенций тьютора следует отнести профессиональную педагогическую компетентность. Владение современными продуктивными технологиями обучения («Обучение в сотрудничестве», «Метод проектов», «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Разноуровневое обучение», «Модульное обучение» и др.) позволяет достичь инновационного качества обучения слушателей.

К числу компетенций тьютора следует отнести профессиональную педагогическую компетентность. Владение современными продуктивными технологиями обучения («Обучение в сотрудничестве», «Метод проектов», «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Разноуровневое обучение», «Модульное обучение» и др.) позволяет достичь инновационного качества обучения слушателей.

Тьютор должен обладать определенным набором личностных и деловых качеств. Во-первых, он должен быть психологически устойчивым, способным устанавливать межличностные взаимоотношения. Тьютору необходимы специальные навыки: коммуникативные и социальные, способность к сотрудничеству и работе в коллективе, искусство задавать вопросы.

Тьютор должен обладать определенным набором личностных и деловых качеств. Во-первых, он должен быть психологически устойчивым, способным устанавливать межличностные взаимоотношения. Тьютору необходимы специальные навыки: коммуникативные и социальные, способность к сотрудничеству и работе в коллективе, искусство задавать вопросы.

Во-вторых, тьютор должен хорошо владеть инновационными социальными технологиями, уметь мотивировать и воодушевлять подопечных на определенные действия. В-третьих, он должен содействовать созданию атмосферы взаимодействия, уметь организовать, быть гибким и терпеливым. Другими словами, тьютор должен обладать набором ключевых компетенций, самыми важными из которых являются: профессиональная, информационная, коммуникативная, правовая

Во-вторых, тьютор должен хорошо владеть инновационными социальными технологиями, уметь мотивировать и воодушевлять подопечных на определенные действия. В-третьих, он должен содействовать созданию атмосферы взаимодействия, уметь организовать, быть гибким и терпеливым. Другими словами, тьютор должен обладать набором ключевых компетенций, самыми важными из которых являются: профессиональная, информационная, коммуникативная, правовая

Цель тьютора – формировать свободную позицию – помогать ребенку осознавать самого себя с помощью волонтера-наставника.

Цель тьютора – формировать свободную позицию – помогать ребенку осознавать самого себя с помощью волонтера-наставника.

Важными и основными компетенциями тьютора являются:  - профессиональные знания;  - умения или навыки выполнения деятельности;  - личностные способности к деятельности в широком аспекте; - настрой или желание выполнять деятельность

Важными и основными компетенциями тьютора являются: - профессиональные знания; - умения или навыки выполнения деятельности; - личностные способности к деятельности в широком аспекте; - настрой или желание выполнять деятельность

Особую роль играют личностные способности в деятельности в широком аспекте:  - организаторские способности: умение участвовать в реализации запланированной деятельности, видеть перспективу индивидуальной и коллективной деятельности, находить наилучшие способы деятельности и доводить дело до результата;  - аналитические способности: умение структурировать, владение рефлексивными методиками и приемами психологической работы;  - прогностические способности: умение определять возможные точки роста и развития познавательного интереса ребенка, предвидеть результаты деятельности пары «наставник – подопечный».

Особую роль играют личностные способности в деятельности в широком аспекте: - организаторские способности: умение участвовать в реализации запланированной деятельности, видеть перспективу индивидуальной и коллективной деятельности, находить наилучшие способы деятельности и доводить дело до результата; - аналитические способности: умение структурировать, владение рефлексивными методиками и приемами психологической работы; - прогностические способности: умение определять возможные точки роста и развития познавательного интереса ребенка, предвидеть результаты деятельности пары «наставник – подопечный».

Тьютор должен обладать воспроизводящим, но прежде всего творческим воображением, позволяющим ему оказывать консультативную, навигационную и иную помощь паре «наставник – подопечный».

Тьютор должен обладать воспроизводящим, но прежде всего творческим воображением, позволяющим ему оказывать консультативную, навигационную и иную помощь паре «наставник – подопечный».

Тьютору особенно необходима нравственно-психологическая устойчивость, так как его профессиональная деятельность является педагогической, предполагает высокую ответственность за результат.

Тьютору особенно необходима нравственно-психологическая устойчивость, так как его профессиональная деятельность является педагогической, предполагает высокую ответственность за результат.

Необходимые особенности характера тьютора:  - стремление понять и принять другого человека таким, какой он есть;  -стремление к максимальной гибкости;  - способность к эмпатии, т. е. понимание чувств других, готовность  -сочувственно откликнуться на их непосредственные нужды;  - установка на создание позитивных стимулов для самовосприятия.

Необходимые особенности характера тьютора: - стремление понять и принять другого человека таким, какой он есть; -стремление к максимальной гибкости; - способность к эмпатии, т. е. понимание чувств других, готовность -сочувственно откликнуться на их непосредственные нужды; - установка на создание позитивных стимулов для самовосприятия.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!