Управление образования администрации Тайгинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34»
Тайгинского городского округа
Принята на заседании педагогического совета Протокол № от «___» _________ 2023г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №34» ТГО ________ О.С. Файзулина Приказ № ___ от «__»_______ 2023г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Тропинка в профессию»
Возраст учащихся: 6-11 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Монастырева Татьяна Анатольевна,
педагог дополнительного
образования
г.Тайга, 2023г.
Содержание
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» | |
Пояснительная записка…………………………………………………………… | 3 |
1.1. Цель и задачи программы…………………………………………………… | 4 |
1.2. Содержание программы……………………………………………………... | 5 |
1.3. Планируемые результаты……………………………………………………. | 15 |
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» | |
2.1. Календарный учебный график………………………………………………. | 16 |
2.2. Условия реализации программы……………………………………………. | 16 |
2.3. Формы аттестации…………………………………………………………… | 17 |
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………….. | 17 |
2.5. Методические материалы……………………………………………………. | 18 |
2.6. Список литературы для педагога…………………………………………… | 18 |
2.7. Список литературы для учащихся…………………………………………... | 19 |
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тропинка в профессию» (далее Программа) относится к социально-гуманитарной направленности, имеет стартовый уровень, носит практикоориентированный характер.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими образовательную деятельность в системе дополнительного образования:
1. Федеральным Законом РФ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Распоряжением Правительство Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014 г. «Концепция развития дополнительного образования детей»;
4. Письмом Министерства образования и науки России №09-3242 от 18.11.2015г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 г. № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;
7. Уставом и локальными актами МБОУ «СОШ №34» ТГО.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Тропинка в профессию» разработана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки.
Актуальность. Выбор профессии является одним из важных решений, которые человек принимает в жизни. Повысить готовность к этому не простому шагу может профессиональная ориентация - оказание помощи в осознанном выборе или смене профессионального пути. И это возможно, если начать работу с детства. Содержание программы позволяет младшему школьнику сформировать представления о профессиях. а также ориентирует на профессиональное самоопределение.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании условий для ранней профориентации школьников
Отличительные особенности программы. Содержание программы содержит несколько модулей, изучение которых знакомит учащихся с профессиями в различных сферах профессиональной деятельности. Каждый модуль, имеет свой учебно-тематический план, модульность обеспечивает ситуацию выбора. Учащиеся могут выбрать для изучения один из модулей программы.
Адресат программы. Программа предназначена для детей младшего школьного возраста, 6-11 лет. Набор детей в коллектив осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Главным условием является желание ребенка.
Срок реализации программы, режим занятий. Программа «Тропинка в профессию» рассчитана на 1 год обучения, 34 часа и предусматривает продолжительность занятий в группах 1 раз в неделю по 1 часу. Наполняемость группы – 15-30 человек. Форма обучения – очная, с применением дистанционных технологий.
Цель программы: формирование у учащихся общего представления о мире и значимости профессий, социальной роли труда взрослых, эмоционально-положительного отношения к трудовой деятельности.
Задачи программы:
- расширять и систематизировать представления учащихся о различных видах труда взрослых, современных профессиях;
- способствовать развитию интересов, индивидуальных особенностей личности учащихся;
- воспитывать у учащихся эмоционально-положительное отношение к труду и трудовой деятельности родителей.
Основные направления программы курса
«Тропинка в профессию»
Блок I - «Играем в профессии» - 1 класс.
Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.
Блок II - «Путешествие в мир профессий» - 2 класс.
Цель: расширение представлений детей о мире профессий.
Блок III - «У меня растут года…» - 3 класс.
Цель: формирование мотивации, интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду.
Блок IV - «Труд в почете любой, мир профессий большой» - 4 класс.
Цель: формировать добросовестное отношении к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.
1.2. Содержание программы
Учебно-тематический план
Блок I «Играем в профессии», 34 ч
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Теория | Практика | Всего |
| Вводное занятие | 1 | 0 | 1 | беседа |
| Все работы хороши | 1 | 1 | 2 | викторина |
| Кому что нужно | 0 | 2 | 2 | дидактическая игра |
| Оденем куклу на работу | 0 | 2 | 2 | дидактическая игра |
| Мы строители | 1 | 1 | 2 | беседа |
| Магазин | 0 | 2 | 2 | ролевая игра |
| Мы идем в магазин | 1 | 1 | 2 | беседа |
| Аптека | 0 | 2 | 2 | практическая работа |
| Больница | 0 | 2 | 2 | практическая работа |
| Какие бывают профессии | 0 | 2 | 2 | кроссворд |
| С. Михалков «Дядя Степа-милиционер». Чтение | 1 | 1 | 2 | обсуждение |
| С. Михалков «Дядя Степа-милиционер». Видеоурок | 1 | 2 | 3 | словарная работа |
| В. Маяковский «Кем быть?» | 1 | 1 | 2 | словарная работа |
| К. Чуковский «Доктор Айболит» | 1 | 1 | 2 | игра-викторина |
| Уход за цветами. | 0 | 2 | 2 | практическое занятие |
| Профессия «Повар» | 0 | 2 | 2 | экскурсия |
| Поварята. | 0 | 2 | 2 | конкурс-игра |
Итого часов | 8 | 26 | 34 | |
Содержание программы
Вводное занятие (1 ч)
Знакомство с программой. Правила, техника безопасности на занятиях.
Все работы хороши (2 ч.). Занятия с элементами игры.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит в составлении целой из разрезанной на части картинки). Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово» (расшифровка слов баркы (рыбак), ртомас (матрос), явше (швея).Игра отгадай пословицы (Без охоты..(нет рыбока), без дела жить -…(только небо коптить).Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель).
Кому что нужно(2 ч.). Дидактическая игра.
Вводное слово учителя. Определение правила игры. Подбираются картинки и предметы соответствующих профессий. Например: строитель-мастерок, врач-градусник, повар-кастрюля и т.д.
Оденем куклу на работу (2ч.). Дидактическая игра.
Оборудование: изображение рабочей одежды, изображение кукол. Подобрать к каждой картинке одежду и назвать соответствующую профессию (строитель, милиционер, врач, пожарник, продавец).
Идём на работу - дидактические игры. Разложены круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий, относительно с изображением инструментов. Необходимо выбрать картинку, подходящую для работы.
Мы строители (2ч.). Занятие с элементами игры.
Организационный момент. Игра. Построение дома, башни из геометрических фигур, конструктора. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания.
Магазин (2ч.). Ролевая игра.
Мы идем в магазин (2ч.). Беседа с игровыми элементами.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы, какие бывают магазины? Кто работает в магазине? Формирование новых знаний. Анализ стихотворений. Игра «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине». Заведующая, продавец, товаровед, охранник, администратор. Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как называется профессия людей работающих в магазине?
Аптека (2ч.). Ролевая игра.
Организационный момент. Игра. Построение из геометрических фигур здания аптеки. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания.
Больница (2ч.). Ролевая игра
Организационный момент. Игра (детский набор «Доктор»). Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель скорой помощи. Итог. Что нужно знать, чтобы стать доктором. Какую пользу приносят наши знания.
Какие бывают профессии (2 ч.). Игровой час.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…» (например, «Без труда.. ( не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали?
С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» (2ч.). Чтение.
Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия. Обсуждение прочитанного. Ответы на вопросы.
С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» (3 ч.). Видеоурок.
Просмотр м/ф по произведению С. Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил ты в данной ситуациях. Словарная работа.
В. Маяковский «Кем быть?» (2ч.) Чтение текста.
Чтение по ролям. Обсуждение текста. Словарные работы: столяр, плотник, рубанок, инженер, доктор, конструктор, шофер.
К. Чуковский «Доктор Айболит» (2ч.)
Игра-демонстрация, викторина.
Уход за цветами. (2ч.). Практическое занятие.
Профессия «Повар» (2ч.). Экскурсия.
Вступительное слово учителя. Презентация профессий. Знакомство со столовой школы. Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной столовой.
Поварята. (2ч). Конкурс-игра.
Учебно-тематический план
Блок II «Путешествие в мир профессий», 34 ч
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Теория | Практика | Всего |
| Мастерская удивительных профессий | 1 | 1 | 2 | дидактическая игра |
| Разные дома | 0 | 2 | 2 | практическое занятие |
| Дачный домик | 0 | 2 | 2 | практическое занятие |
| Моя профессия | 1 | 1 | 2 | игра-викторина |
| Профессия «Врач» | 1 | 2 | 3 | дидактическая игра |
| Больница | 0 | 2 | 2 | ролевая игра |
| Доктор «Айболит» | 1 | 1 | 2 | игра |
| «Кто нас лечит» | 0 | 2 | 2 | экскурсия |
| «Добрый доктор Айболит» | 1 | 1 | 2 | викторина |
| «Парикмахерская» | 0 | 3 | 3 | ролевая игра |
| «Все работы хороши – выбирай на вкус!» | 0 | 2 | 2 | инсценировка |
| Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» | 0 | 2 | 2 | инсценировка |
| Профессия «Строитель» | 1 | 1 | 2 | дидактическая игра |
| Строительный поединок | 0 | 2 | 2 | игра-соревнование |
| Путешествие в пекарню | 1 | 2 | 3 | экскурсия |
| «Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» | 0 | 1 | 1 | практические задания |
Итого часов | 7 | 27 | 34 | |
Содержание программы
Мастерская удивительных профессий (2ч.). Дидактическая игра.
Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой - 4 с рисунком, 1 без рисунка и 4 картонных круга - тех же цветов).
Изображения рабочая одежда из выбранных карточек, средства труда, место работы. Определить профессии, результат труда человека.
Разные дома (2ч.). Практическое занятие.
Использование настольного конструктора «Строитель». Разбить детей на несколько групп. Выполнить следующее задание: из кубиков построить дома. Игра-соревнование со строительными игровыми материалами. Конструирование из настольного конструктора. Итог, награждение.
Дачный домик (2ч.). Практическое занятие.
Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить аппликацию из цветной бумаги и картона. Итог, выявить лучших участников, награждение.
Моя профессия (2ч.). Игра-викторина.
Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок» (определить на ощупь инструменты). Итог.
Профессия «Врач» (3ч.). Дидактическая игра.
«Назови профессии», «Кто трудится в больнице». Работа с карточками.
Больница (2 ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Доктор «Айболит»(2ч.). Игра
«Кто нас лечит» (2ч.). Экскурсия в кабинет врача.
Место, нахождение кабинета врача. Знакомство с основным оборудованием врача. Для чего нужны лекарства. Итог.
«Добрый доктор Айболит» (2ч.). Игра-викторина
«Парикмахерская» (3ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Разгадывание загадок о предметах труда парикмахера. Игра с детским игровым набором «Парикмахер». Какие бывают парикмахеры.
«Все работы хороши – выбирай на вкус!» (2ч.). Игры.
Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа», «трудолюбие». Игра: «Быстро назови». Например: лекарство (врач), машина (шофер). Конкурс «мастерицы». Итог: мультимедиа - люди разных профессий.
Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (2 ч.). Инсценировка.
Профессия «Строитель» (2ч.). Дидактическая игра.
Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с изображением предметов, орудий труда. Определить названия профессий. Например: штукатур-мастерок, машина-шофер.
Строительный поединок (2ч.). Игра-соревнование.
Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из спичек, другая из спичных коробков. Кто быстрее. Подведение итогов. Награждение команд.
Путешествие в пекарню (3 ч.). Экскурсия.
Знакомство с профессией пекаря, кондитера, с оборудованием. Кто работает в пекарне? Мастер-классы.
«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» (1 ч.).
Введение в тему. Основная часть. Инсценировка стихотворения Александра Кравченко «Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа (профессия, специальность, классификация). Мультимедиа (изображение профессий: мастер, штукатур, сантехник, каменщик, крановщик). Чтение стихов: Г. Машин «Крановщик», С. Баруздин «Плотник», «Архитектор». Итог.
Учебно-тематический план
Блок III «У меня растут года…», 34 ч
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Теория | Практика | Всего |
| Что такое профессия | 1 | 1 | 2 | игровая программа |
| У кого мастерок, у кого молоток | 1 | 1 | 2 | беседа |
| Истоки трудолюбия | 1 | 1 | 2 | дидактическая игра |
| Домашний помощник | 0 | 1 | 2 | конкурс |
| Мир профессий | 0 | 2 | 2 | викторина |
| Угадай профессию | 0 | 2 | 2 | конкурс-игра |
| Какие бывают профессии | 0 | 2 | 2 | конкурс |
| Куда уходят поезда | 0 | 2 | 2 | экскурсия |
| Моя профессия | 1 | 1 | 2 | КВН |
| Наши друзья - книги | 0 | 2 | 2 | экскурсия |
| Откуда сахар пришел | 1 | 1 | 2 | беседа |
| «Турнир профессионалов» | 1 | 1 | 2 | конкурс-игра |
| Все профессии нужны, все профессии важны | 1 | 2 | 3 | дискуссия |
| Стройка | 0 | 2 | 2 | экскурсия |
| Операция «Трудовой десант» | 0 | 2 | 1 | практикум |
| Уход за цветами | 0 | 2 | 2 | практика |
| Кулинарный поединок | 1 | 1 | 2 | шоу программа |
Итого часов | 8 | 26 | 34 | |
Содержание программы
Что такое профессия (2ч.). Игровая программа.
Вводное слово о профессиях. Речь труда в жизни человека. Работа с пословицами (например, «Труд кормит человека, а лень портит..»). Закончить пословицу: «Кто не работает, …… (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии по первой букве. По пословице угадать профессию (например: «Куй железо, пока горячо» (кузнец).
У кого мастерок, у кого молоток (2ч.). Беседа с элементами игры.
Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием «инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне - например, чайник, кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии. Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах.
Истоки трудолюбия (2ч.). Игровой час.
Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет, если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».
Домашний помощник (2ч.). Игра-конкурс.
Введение в игру. Конкурс «Кто каким делом занят». Дидактическая игра: «Кто чем занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение». Сказки о том, как опасна лень (В. Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки». Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьёт гвоздь».
Мир профессий (2ч.). Викторина.
Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщиков. Вопросы о профессиях.
Загадки о профессиях.
Конкурс платков. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору профессии). Конкурс «Отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях.
Игра «Эрудит» (угадать профессию по первой букве). Например: п (пилот), в (врач). Итог награждение лучших игроков.
Угадай профессию (2ч.). Занятие с элементами игры.
Вводное слово о профессиях. Дидактическая игра назови профессию, например: хлеб-хлебороб, одежда-портной. Чёрный ящик (определить на ощупь инструменты). Конкурс художников. Подведение итогов.
Какие бывают профессии (2ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях. Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д. Итог.
Куда уходят поезда (2ч.). Занятие с элементами игры. Экскурсия.
Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте. Викторина об истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось». Загадки о видах транспорта. Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». Итог. Что нового мы сегодня узнали. Экскурсия в локомотивное депо.
Моя профессия (2ч). КВН.
Представление команд. Визитная карточка (портные, модельеры). Разминка (назвать инструменты портных, виды одежды, пословицы). Конкурс капитанов. Разрисовщики тканей. Демонстрация моделей. Конкурс подарков. Итог. Награждение команд.
Наши друзья - книги (2ч.). Беседа с элементами игры. Экскурсия в сельскую библиотеку.
Вступительное слово. Загадки о книгах. История происхождения книги. Папирус, береста, бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с профессиями людей, которые создают книги (наборщик, печатник, переплетчик).
Откуда сахар пришел (2ч.). Беседа.
Вводное слово. Просмотр фильма. Обсуждение растений, из которых получают сахар. Обработка свеклы. Загадки о сахаре. Игра: «Назови профессию» (агроном, тракторист, шофер, химик, сахарный завод). Игра от А до Я (назвать профессии на все буквы алфавита).
«Турнир профессионалов» (2ч.). Конкурс-игра.
Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве определить профессию, например А-агроном, Б - бизнесмен). Конкурс «Кинокомедия» (вставить название фильмов). Игра «Третий лишний» (программист, закройщик, компьютерщик). Конкурс пантомимы (изобразить профессию). Подведение итогов.
Все профессии нужны, все профессии важны (3ч.). Устный журнал.
Вводное слово: страница информационная (данные о профессиях). Поэтическая (чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем быть?») Художественная (просмотр мультимедиа о людях разных профессий). Игра. Дискуссия «Объясните пословицу: «Всякая вещь трудом создана».
Стройка (2ч.). Экскурсия.
Вводное слово. Инструктаж по ТБ. Выбор Знакомство со строительными объектом. Виды строительных профессий. Итог. Рисунки, сочинения о профессии. Знакомство со словами: бульдозер, экскаватор, подъемный кран и т. д.
Операция «Трудовой десант» (1ч.). Практикум.
Вводное слово. Создание двух бригад. Распределение участков между бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы по уборке территории. Подведение итогов. Поощрение.
Уход за цветами (2ч.). Практика.
Кулинарный поединок (2ч.). Шоу-программа.
Открытие. Представление команд. Команды: «Веселые поварята», «Чудо-повара». Конкурс-эстафета «Варим борщ» (собрать набор продуктов, кто быстрее). Конкурс: «А знаете ли вы?», «Сладкоежки», «Украсим торт», «Что в мешке». Конкурс-эстафета (надеть фартук, кто быстрее нарежет овощи и тд.). Итоги конкурса, награждения команд.
Учебно-тематический план
Блок IV «Труд в почете любой, мир профессий большой», 34 ч
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Теория | Практика | Всего |
| Любимое дело мое - счастье в будущем | 1 | 1 | 2 | презентация |
| По дорогам идут машины | 1 | 1 | 2 | беседа-тренинг |
| Все работы хороши | 0 | 2 | 2 | конкурс-игра |
| О профессии продавца | 1 | 1 | 2 | презентация |
| О профессии библиотекаря | 1 | 1 | 2 | беседа-игра |
| Праздник в Городе Мастеров | 1 | 1 | 2 | КВН |
| Работники издательства типографии | 0 | 2 | 2 | ролевая игра |
| Как проходят вести | 0 | 2 | 2 | экскурсия |
| Веселые мастерские | 0 | 2 | 2 | игра-состязание |
| Путешествие в Город Мастеров | 0 | 2 | 2 | конкурс-игра |
| Строительные специальности | 0 | 2 | 2 | практикум |
| «Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» | 0 | 2 | 2 | конкурс-игра |
| Знакомство с профессиями прошлого | 0 | 2 | 2 | праздник |
| «Человек трудом прекрасен» | 0 | 2 | 2 | игра-соревнование |
| «Умеешь сам-научи другого» | 0 | 2 | 2 | практикум |
| «Чей участок лучше?» | 0 | 2 | 2 | практикум |
| «Кулинарный поединок» | 0 | 2 | 2 | практикум |
Итого часов | 5 | 29 | 34 | |
Содержание программы
Любимое дело мое - счастье в будущем (2ч.). Презентация.
Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Подведение итогов.
По дорогам идут машины (2ч.). Беседа-тренинг.
История возникновения профессии шофёра. Загадки о профессии шофёр. Игра «Кто самый внимательный». Игра «Неуловимый шторм». Игра «Какой это знак». Ролевая игра - драматизация «Улица».
Все работы хороши (2ч.). Игра-конкурс.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра, расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры. Награждение участников.
О профессии продавца (2 ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин».
О профессии библиотекаря (2ч.). Беседа с элементами игры.
Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря.
Праздник в Городе Мастеров (2ч.). КВН.
Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее задание - сценки о профессиях. Подведение итогов, награждение.
Работники издательства типографии (2ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1 -штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик). Задание 2 – «Вы – редакторы» (отредактировать текст). Задание 3 – «Вы – журналисты» (написать текст). Задание 4 – «Вы – художники» (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты.
Как проходят вести (2ч.). Экскурсия на почту.
Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон». Итог.
Веселые мастерские (2ч.). Игра - состязание.
Вводное слово. Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах. Практическое задание – сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов. Награждение.
Путешествие в Город Мастеров (2ч.). Профориентационная игра.
Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер (человек - человек, человек - техника, человек -природа, человек - художественный образ, человек - знаковая система). Дается задание составить план района, придумать название улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные жители - Самоделкин, Железный Дровосек.
Строительные специальности (2ч.). Практикум.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при строительстве здания?
«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» (2ч.). Игровой вечер.
Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская слова (чтение и инсценировки). Конкурс-игра: «Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с подушками». Итог.
Знакомство с профессиями прошлого (2ч.). Конкурс - праздник.
Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Заводу требуются». Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника.
«Человек трудом прекрасен» (2ч.). Игра-соревнование.
«Умеешь сам - научи другого» (2ч.). Практикум.
«Чей участок лучше?» (2ч.). Практикум.
«Кулинарный поединок» (2ч.). Практикум.
1.3. Планируемые результаты
В ходе реализации программы курса обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
когнитивные знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
поведенческие навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
диалога на этапе изучения нового материала.
Первый уровень результатов (1-й блок) – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий
Второй уровень результатов (2–3-й блок) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине», «Выпуск классной газеты»)
Третий уровень результатов (4-й блок) – получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Показатель | 1 год |
Объем учебных часов | 34 |
Количество учебных дней | 34 |
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов | Начало обучения – 1 сентября Окончание обучения – 25 мая |
Каникулы | Каникулы программой не предусмотрены |
2.2. Условия реализации программы
Хорошо освещенный тематически оформленный кабинет, площадью не менее 20 кв.м.
Столы, стулья по количеству учащихся в объединении, соответствующие возрасту и росту детей.
Магнитно-маркерные доски.
Цветные карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, бумага для рисования.
Средства ТСО: компьютер, телевизор, (аудиозаписи, видеоматериалы, диски с мультфильмами.), карты памяти, USB-накопители.
Материалы: наглядный и демонстрационный материал, раздаточный материал, литература необходимая для реализации программы.
Рабочие тетради.
- Профориентационный портал «ПРОФОРИЕНТИР» Кузбасс
Ссылка:http://proforientir42.ru/testirovanie/;
- Атлас «Будущих профессий»;
Ссылка: https://www.sberbank.ru/atlas#/logistics
- Профориентационный портал «ПРОФИ - БУМ»
Ссылка: https://www.profi-boom.ru
Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, без предъявления к стажу педагогической работы.
2.3. Формы аттестации
Результативность деятельности объединения определяется:
- текущим контролем (в течение года);
- промежуточным контролем /промежуточная аттестация/ (в конце первого полугодия);
- итоговым контролем (по окончании программы).
2.4. Оценочные материалы
Виды контроля
- Вводный, организуется перед началом работы (форма: беседа учащихся и родителей;
- Промежуточный, проводится в ходе образовательной деятельности по завершению каждого раздела (форма: профориентационная игра, рисуночная диагностика, квест, ролевая игра, анкета, презентация, защита проектов).
- Итоговый, проводится после завершения программы (форма: тест, викторины, анкетирование).
Критерии оценки:
Иметь представления о различных видах труда, современных профессиях и профессиях Кузбасса.
Определить круг своих интересов.
Проявлять уважение к труду взрослых.
Учиться работать с Интернет-ресурсом.
4. Оценочные материалы
- Диагностика психогеометрический тест «Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг».
- Диагностика ценностного отношения младшего школьника к труду.
- Тест «Какой я в общении», «Приятный собеседник» на выявление коммуникативных качеств характера.
- Рисуночные тесты.
- Подбор сюжетных картинок по трудовой деятельности.
- Дидактические игры про профессии.
- Подборка загадок о профессиях.
- Кроссворды о профессиях.
- Ребусы по профессиям.
- Онлайн – викторины.
- Проекты по профориентации.
2.5. Методические материалы
На занятиях применяются различные формы организации обучения: игровые, творческие, тематические кроссворды, викторины, коллективные работы, профессиональные пробы, исследовательская и проектная деятельность в конце каждого занятия рефлексия.
Учебное занятие по структуре состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:
- Организационный момент, мотивации;
- Теоретической части;
- Практической части;
- Рефлексия.
На занятиях используются следующие методы организации педагогической деятельности:
- Наглядные (демонстрация наглядных пособий);
- Практический (упражнения, экспериментирование, моделирование);
- Игровые (дидактические игры, ролевые игры);
- Словесные (рассказы педагога, беседа, чтение художественной литературы).
Занятия в основном проходят в игровой форме, через которую совершенствуются движения и умственные операции. Использование наглядности, игрового материала (кроссворды, загадки, пословицы, викторины, видео материал), элементов занимательности, состязательности (конкурсы) поможет создать у детей многообразие впечатлений о различных профессиях и видах деятельности.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации занятий: акция, игра, конкурс, круглый стол, мастер-класс, открытое занятие, праздник, представление, презентация, соревнование, экскурсия.
2.6. Список литературы
Список литературы для педагогов
1. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов. – М., 1983.
2. Манухина, С. Ю. Основы профориентации: учебно-методический
комплекс / С.Ю. Манухина. – Москва: Евразийский открытый институт,
2015. – 128 с. – ISBN 978-5-374-00420-5; То же [Электронный ресурс]. –
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90941 (24.01.2018).
3. Мухаметова, А. М. Разработка программы элективного курса
"Путешествие в мир профессий" [Текст] / А. М. Мухаметова //
Воспитание школьников. – 2013. – № 10. – С. 42-50.
4. Усов, Н. В. Когда работа в радость [Текст] / Н. В. Усов // Читаем, учимся,
играем. – 2014. – № 7. – С. 45-47
Список литературы для детей
1. Богдарин А. Все работы хороши / Андрей Богдарин; [худож. Режук С.].
- Ростов на Дону : Проф-пресс, 2006. - 10 с. : цв.ил. ; Сф. - (Для маленьких
друзей).
2. Никонова, М. А. Краеведение: учеб. пособие для Высш. пед. учеб.
заведений [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
3. Успенский Э. Н. 25 профессий Маши Филипенко: [повесть] / Эдуард
Успенский ; рисунок на обложке Е. Муратовой. - Москва : АСТ , [2019].
- 239 с. ; Сф. - (Классика для школьников).
4. Филиппов, С.А. Робототехника для детей и родителей [Текст] / С. А.
Филиппов. – СПб.: Наука, 2013. 319 с.
5. Фоменко, Н. Пламенный мотор [Текст] / Н. Фоменко – М.: Колибри,
2007. – 344с