3.3. Царство растения
Задание 3 У представителей какого из царств живой природы в строении имеется образовательная ткань?
1) Животные 2) Бактерии 3) Грибы 4) Растения
Задание 4 Такие культурные растения, как морковь огородная, свёкла обыкновенная, капуста огородная по продолжительности вегетационного цикла относят к
1) двулетним 2) однолетним 3) садовым 4) цветковым
Задание 4 Какова главная функция хлорофилла в растениях?
1) выделение углекислого газа
2) поглощение энергии света
3) защита растений от грибковых и вирусных болезней
4) превращение листьев растений в ядовитые для насекомых-вредителей
Задание 5 На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
Задание 5 Поступление воды в растение зависит от
1) скорости оттока питательных веществ из листьев
2) корневого давления и испарения воды листьями
3) процесса деления и роста клеток корня
4) скорости роста и развития растения
Задание 5 На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?
Задание 5 Основным отличием растений от животных является
1) способность к росту
2) способ питания
3) отсутствие покровной ткани
4) неклеточное строение
Задание 5 На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
Задание 21 Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1 | Группа 2 |
Соя | Папоротник |
Рябина | Мох |
Сосна | Хвощ |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) наличие вегетативных органов
2) наличие семян
3) местообитание
4) источник питания
Задание 23 Чем животные отличаются от растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) активно передвигаются
2) растут в течение всей жизни
3) создают на свету органические вещества из неорганических
4) не имеют плотных клеточных стенок из клетчатки
5) потребляют готовые органические вещества
6) являются производителями органических веществ
Задание 24 Известно, что картофель, или паслен клубненосный, — вид травянистых растений, важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Картофель — травянистое растение с голым ребристым стеблем, непарноперистыми листьями, белыми, розовыми и фиолетовыми самоопыляющимися цветками.
2) Родина картофеля — побережье Чили и Перу.
3) Европейцы не знали картофеля до 1565 года, до посещения Южной Америки испанцами.
4) До конца XVII века картофель возделывали как декоративное растение, букетами из его цветков украшали прически королев и петлицы камзолов придворных.
5) Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, спирт.
6) Картофель используют и для откорма сельскохозяйственных животных.
Задание 24 Какие органы обеспечивают вегетативное размножение растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) семена
2) клубни
3) надземные побеги
4) цветки
5) плоды
6) корни
Задание 25 Установите соответствие между растением и способом опыления его цветков. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
РАСТЕНИЕ | СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ ЦВЕТКОВ |
A) рожь | 1) насекомыми |
Б) мак | 2) ветром |
В) ландыш | |
Г) орешник | |
Д) дуб | |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 25 Установите соответствие между признаком и царством организмов, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ЦАРСТВО |
A) регулируют свою деятельность рефлекторно | 1) Растения |
Б) образуют кислород на свету | 2) Животные |
В) поглощают углекислый газ и воду в процессе питания | |
Г) питаются готовыми органическими веществами | |
Д) активно передвигаются в поисках пищи | |
Е) образуют углеводы на свету | |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 25 Установите соответствие между перечисленными характеристиками растений и растениями, к которым эти характеристики относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА | | РАСТЕНИЕ |
А) питательные вещества семян запасаются в семядолях Б) имеет корневую систему мочковатого типа В) не имеет камбия в проводящих пучках Г) число частей цветка кратно трём Д) жилкование листьев сетчатое Е) цветок имеет билатеральную симметрию | | 1) рожь 2) горох |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 25 Установите соответствие между перечисленными характеристиками растений и растениями, к которым эти характеристики относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА | | РАСТЕНИЕ |
А) питательные вещества семени запасаются в эндосперме Б) цветок имеет пятичленное строение В) корневая система стержневого типа Г) опыляется ветром Д) имеет камбий в проводящих пучках Е) имеет параллельное жилкование листьев | | 1) пшеница 2) паслён |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 25 Установите соответствие между растением и типом подземного побега, характерного для этого растения. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
РАСТЕНИЕ | ТИП ПОДЗЕМНОГО ПОБЕГА |
A) папоротник щитовник мужской | 1) корневище |
Б) лилия тигровая | 2) луковица |
В) ландыш майский | |
Г) лук репчатый | |
Д) крапива двудомная | |
Е) тюльпан лесной | |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 25 Установите соответствие между характеристикой ткани растения и характерным для неё видом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ | ВИД |
A) состоит из клеток, содержащих хлоропласты | 1) механическая |
Б) образована клетками с толстыми прочными стенками | 2) фотосинтези-рующая |
В) входит в состав древесины | |
Г) обеспечивает синтез органических веществ из неорганических на свету | |
Д) заполняет внутреннее пространство листовой пластинки | |
Е) образована в основном мёртвыми клетками | |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 25 Установите соответствие между химическим веществом и царством, у которого оно встречается. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХИМИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО | ЦАРСТВО |
А- хитин Б- гемоглобин В- целлюлоза Г- крахмал Д- гликоген | Животные Растения |
Задание 25 Установите соответствие между признаком и царством организмов, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА | | Царство |
А) регулируют свою деятельность рефлекторно Б) образуют кислород на свету В) поглощают углекислый газ и воду в процессе питания Г) питаются готовыми органическими веществами Д) активно передвигаются в поисках пищи Е) образуют углеводы на свету | | 1) Растения 2) Животные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 26 Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) класс Двудольные
2) отдел Покрытосеменные
3) род Шиповник
4) царство Растения
5) семейство Розоцветные
Задание 26 Установите последовательность таксономических единиц в классификации ржи, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) отдел Цветковые
2) царство Растения
3) порядок Злаковые
4) семейство Злаки
5) класс Однодольные
6) род Рожь
Задание 26 Установите последовательность таксономических единиц в классификации ромашки начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Двудольные
2) Ромашка
3) Растения
4) Астроцветные
5) Цветковые, или Покрытосеменные
6) Астровые, или Сложноцветные
Задание 26 Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Лилиецветные
2) Растения
3) Цветковые, или Покрытосеменные
4) Лилейные
5) Однодольные
6) Тюльпан
Задание 27 Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ
Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ___________ (А), а выделяет ___________ (Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путём диффузии. В листе они удаляются через особые образования — ___________ (В), расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасённая в ходе ___________ (Г), происходящего в зелёных частях растения на свету.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) вода | 2) испарение | 3) кислород | 4) транспирация |
5) углекислый газ | 6) устьица | 7) фотосинтез | 8) чечевичка |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 27 Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ
Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки — ___________ (В) — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г) .
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) дыхание | 2) корневой чехлик | 3) корневой волосок | 4) лист |
5) побег | 6) стебель | 7) устьица | 8) фотосинтез |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 27 Вставьте в текст «Питание в листе» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПИТАНИЕ В ЛИСТЕ
Органические вещества образуются в листе в процессе ___________ (А). Затем они перемещаются по особым клеткам проводящей ткани — ___________ (Б) — к остальным органам. Эти клетки расположены в особой зоне коры стебля — ___________ (В). Такой вид питания растений получил называние ___________ (Г), поскольку исходным веществом для него служит углекислый газ, добываемый растением из атмосферы.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) воздушное | 2) древесина | 3) дыхание | 4) луб |
5) почвенное | 6) ситовидная трубка | 7) сосуд | 8) фотосинтез |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 27 Вставьте в текст «Голосеменные растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
Бóльшую часть произрастающих на территории России голосеменных растений обычно называют ___________ (А) из-за особого строения листьев. Стволы этих деревьев и кустарников богаты смолой. Она не позволяет развиваться спорам паразитических грибов. Ещё одной отличительной особенностью голосеменных является развитие на побеге ___________ (Б), в которых развиваются семена. В лесах встречаются деревья: тенелюбивая ель и светолюбивая __________ (В), а также кустарник ___________(Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) коробочка | 2) можжевельник | 3) плод | 4) сосна |
5) споровое | 6) хвойное | 7) цветковое | 8) шишка |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: