Тема: «Творческие приемы на уроках немецкого языка»
Подготовила: Трубина Н.А, учитель иностранного языка, МОУ «Еловская СОШ»
Иностранный язык обладает огромным потенциалом развития творческих индивидуальных способностей обучающихся как при формировании лексикограмматических навыков, так и при развитии речевых умений. При работе над лексикой эффективными являются такие приемы, как «Образ незнакомого слова», «Елочка ассоциаций», «Говорящее слово», «Подбери пару», «Рисунок из слов» и другие. При работе над грамматикой наиболее эффективным приемом развития творческих способностей детей является использование текстов-моделей.
Наиболее ярко проявляются творческие индивидуальные способностей детей при работе над текстом благодаря использованию приемов «Преувеличение и уменьшение», «Подметь подчеркни главное», «Бесконечные рассказы» и другие.
Для развития умений творческой устной речи хорошие результаты дает использование индивидуализированных заданий на перевоплощение, ролевые пары, задания на поиск причин и другие.
Ученику с лидерскими наклонностями легче сориентироваться в ситуации, в которой он выполняет роль «председателя», «менеджера», «отца», «тренера».
Экстравертам, которые стремятся к повышенному доминированию в общении, имеют завышенную самооценку можно предлагать УРС, в которых им нужно «умерить свой пыл», прислушиваться к мнению других, предлагать свою помощь, использовать выражения типа: “Entschuldigung, ich habe nicht
gewusst..“Kann ich helfen?”
Для того, чтобы сдержать торопливых экстравертов, научить их наблюдать за реакцией собеседников, можно предлагать следующую ситуацию:
«Ты - экскурсовод (по Берлину). Ты проводишь экскурсию для школьников из России, изучающих немецкий язык. Они хотели бы, чтобы экскурсовод говорил по-немецки. Но ты сомневаешься, все ли они поймут».
Поскольку интроверты не склонны принимать поспешных решений, то им можно советовать в диалогах и монологах чаще использовать выражения “Konnen Sie wiederholen, bitte...?”, “Entschuldigung”, “Wollen Sie lauter sprechen?
Или можно предложить следующую ситуацию: «Ты - портье в гостинице. К тебе обращаются клиенты с вопросами о том, проживает ли тот или иной человек здесь, каков номер его комнаты, телефона и так далее».
Большие возможности для развития способностей учащихся имеются при работе над лексикой. Владение лексикой, которая делает речь ребенка более яркой, богатой, вариативной, является важнейшей предпосылкой для развития всех видов мыслительной деятельности, в том числе и творческой.
«Образ незнакомого слова». Учащиеся называют те ассоциации, которые у них возникают при восприятии слова: какого оно цвета, какой у него характер. Можно попросить учащегося нарисовать это слово. Данный прием позволяет каждому ученику проявить свои творческие способности. Левополушарники имеют возможность проявить способности образного воображения, учащиеся с художественными способностями могут изобразить слова в рисунках, дети с речевыми способностями - сочинить историю.
«Елочка ассоциаций». Это упражнение позволяет за короткое время активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Процесс генерирования ассоциаций позволяет глубже познать сущность предмета, так как выявляет связи этого предмета с окружающим миром. Эффективность этого задания повышается, если оно выполняется вдвоем - «лево- и правополушарными» учениками. Один создает образ, другой выстраивает логическую цепочку слов.
«Определение понятия». Это упражнение включает в себя целый комплекс логических операций. Давая определение, мы раскрываем содержание понятия, то есть указываем, что это понятие означает, какие признаки являются общими для объединенных данным понятием предметов. Чтобы описать предмет, необходимо учащимся указать: для чего этот предмет сделан? из чего он сделан? какой он формы? его размер и цвет. Данное задание наиболее успешно выполняется детьми с хорошо развитыми способностями теоретического мышления.
«Страна загадок». На материале загадок можно решить множество методических проблем : систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Пользуясь алгоритмом можно легко научить учащихся самих создавать загадки. Например, загадка про свечу:
Что делает?
Что такое же
Лампа
Снег
Дождь
Светит, но не лампа, тает, но не снег, капает, но не дождь. Что это?»
«Говорящее слово». Данный прием предполагает ассоциативную расшифровку каждой начальной буквы лексической единицы, позволяет проявить способности образного воображения.
«Алфавитные ассоциации» - раскрытие темы с помощью ключевых слов на каждую букву алфавита. Наиболее успешно выполняется детьми с хорошо развитыми способностями теоретического мышления.
«Добавь слово». Педагог говорит короткое предложение. Например, “Ich sehe einen Baum”.
Один ученик добавляет одно слово и говорит: “Ich sehe einen grossen Baum”. Второй должен повторить все то, что сказал первый и добавить свое слово: “Ich sehe einen grossen grunnen Baum”. Данное задание позволяет развивать логическую память.
Савенков А.И. выделяет следующие приемы обучения, способствующие творческому развитию при работе с лексикой:
«Назови одним словом»
die Rose, die Tulpe, die Pfmgstrose (die Blumen);
die Birke, die Tanne, die Eiche, der Ahorn (die Baume);
die Gurke, die Tomate, der Kohl, die Mohre (das Gemuse);
«Найди лишнее слово в каждом ряду»
der Tisch, der Stuhl, der Sessel, der Teppich, der Schrank;
das Pferd, das Schaf, der Elefant. die Kuh;
der Mantel, der Regelmantel, der Pelz, die Stiefel.
«Найди противоположное слово»
der Tag - die Nacht schwarz - weiss hoch - niedrich kaufen - verkaufen klug - dumm gross - klein alt - neu krank - gesund stehen - liegen schweigen - schreien lusting - traurig lang - kurz rasch – langsam
einsteigen – aussteigen
«Раздели слова на два самостоятельных слова»
das Feuerzeug = das Feuer + das Zeug die Mahlzeit = das Mahl + die Zeit der Pfandbrief = das Pfand + der Brief der Tierarzt = das Tier + der Arzt der Tonfilm = der Ton + der Film «Подбери пару»
Das Lied: der Komponist = das Flugzueg:? (der Flugplatz, der Brennenstoff, der Konstrukteur).
Die Schule: die Lehre = das Krankenhaus: ? (der Artz, der Schuler, die Behandlung, der Kranke).
Der Morgen: die Nacht = der Winter: ? (der Tag, der Januar, der Herbst, der Sommer).
Der Wald: die Baume = die Bibliothek: ? (die Stadt, das Gebaude, die Bucher, die Bibliothekarin).
Laufen: stehen = schreien: ? (schweigen, kriechen, rufen)
Хочу привести приемы развития творческих индивидуальных способностей детей при работе над лексикой и развитием устной речи по теме « In der Stadt ist nun Winter» УМК И.Л.Бим – 5 класс.
1. «Создание образа символа - образ незнакомого слова» /der Winter/ (упражнение на развитие творческого воображения).
Символ должен стать живым и близким и иметь свой характер. Для этого можно предложить систему вопросов, на которые дети с удовольствие отвечают:
- Wie sieht der Winter aus?
- Welche Farben hat der Winter?
- Welche Kleider traegt der Winter?
- Wie ist der Winter?
- Womit beschaeftigt sich der Winter?
Вопросы определяются как ведущий прием, который стимулирует и мышление, и воображение. Вопросы могут быть связаны:
функцией объекта /роль, конкретные действия, поступки/;
возможными подсистемами /местонахождение объекта, место, где происходит действие/;
с подсистемами объекта /части, из которых состоит объект, его свойства и признаки/.
Например, рождество - Weihnachten:
Warum feiern wir Weihnachten?
Welche Rolle spielen Weihnachten?
Mit welchem Feiertag haben Weihnachten Freundschaft?
Wo wohnen Weihnachten?
Was und wen besuchen sie gern?
Wie sind Weihnachten, lustig oder traurig?
Welche Farben haben Weihnachten?
«Говорящее слово» (на развитие логического мышления);
Подберите ключевое слово к каждой букве слова Winter:
Например, W - das Wetter die Weihnachten
Составьте с ним предложения.
Например: W: Das Wetter im Weihnachten ist wieder wunderbar.
I: Ich male, baue und bastle Weihnachtsgeschenke.
N: Die Natur ist schon
T: Schone Tannenbaume stehen uberall, gross mit Girlanden.
E: Viele Kinder gehen auf die Eisbahn.
R: Das ist sehr romantisch mit Freunden zu rodeln.
«Добавь слово» (на развитие логической памяти).
Например,
Die Kinder laufen Schi;
Die Kinder laufen Schi, Schlittschuh; о Die Kinder laufen Schi, Schlittschuh, rodeln;
Die Kinder laufen Schi, Schlittschuh, rodeln, machen Schneeballsschlacht.
«Назови одним словом» (развитие смыслового обобщения)
Es schneit. Alles ist weiss. Uberall liegt Schnee (Winter).
der Januar, der Februar, der Dezember (Wintermonate).
Lesezeichen, Bleistiftbecher, Schutzumschlag, Puppe, Laternen (Weihnachtsgeschenke)
«
Что такое же
Часы
Молния
Листья
Страна загадок»
Загадка про снег:
Что делает? Что такое же?
Идет Часы
Сверкает Молния
Падает Листья
« Идет, но не часы, сверкает, но не молния, падает, но не листья. Что это?
«Найди лишнее слово в каждом ряду»
Der Winter, der Sommer, der Herbst, der Tag;
Der Januar, der Marz, der Februar, der Dezember;
Reiten, Schi laufen, rodeln, Schlittschuh laufen.
« Раздели на самостоятельные слова»
die Schneeflocken
die Schneeballschlacht
der Schlittschuh
die Weihnachtsferien
der Schneemann
die Wintermonate
«Конкурс».
Напишите слова по вертикали, начиная слово с буквы, доставшейся от исходного слова:
Tannenbaum Tannenbaum Tannenbaum
Ситуации, развивающие творческое воображение:
Ты - снежинка. Ты летишь высоко над землей и тебе все видно. Расскажи ребятам, что ты видишь, кто чем занимается;
Ты - господин Январь (Февраль, Декабрь). Докажи, что ты самый красивый месяц зимы;
Посмотри на этот белый лист бумаги. Дай название этой картине на зимнюю тему;
Этот лист бумаги непростой. Здесь изображен зимний пейзаж, просто идет сильный снегопад и ничего не видно. Кто что видит в этом снегопаде?
Ролевая игра
Скоро Рождество. Давайте посмотрим телевизор. Сейчас там начинается интересная передача про Рождество. Ой, да наш телевизор сломался, только снег показывает. Давайте сами попробуем рассказать про этот чудесный праздник. Кто будет
редактором, а кто диктором, кто клипы рисовать будет, песню петь?
Ты - рождественский чулок. Тебя перед рождеством повесили у камина, тебе все видно. Расскажи, что происходит в доме в праздник. Опиши нам, кто что делает, как выглядит дом и елка, для кого ты предназначен, как выглядит Санта-Клаус, а что он в тебя положил?
Задания на перевоплощение
Du bist ein Lineal
Санта-Клаус хочет нарисовать твой портрет для ребят и зовет тебя и твоих друзей на помощь. Кого из друзей ты возьмешь? Кто лишний? Начни так:
Ich brauche ...
Ich nehme ... mit
ein Blattpapier
Bleistifte
Buntstifte
Farben
Streichholzer
einen Kugelschreiber
einen Hund
Radiergumme
einen Zirkel
eine Schere
Schachteln aus Karton
eine Katze
eine Karte
Опиши портрет Санта-Клауса
Какие у него глаза? (добрые, веселые, злые, строгие, большие);
Какого цвета больше? (красный);
Что обозначает красный цвет?
А Санта-Клаус любит получать подарки?
Что бы ты подарил ему на Рождество?
Перевоплощение
На странице 196 ты видишь три картинки. Кем бы ты хотел быть: снежком, деревом или вороном? Почему?
Ты - художник. Тебе поручено нарисовать иллюстрацию в учебник по теме “Es ist nun Winter”;
Ты - новогодний подарок. Чем бы ты хотел быть? Кому ты хочешь, чтобы
тебя подарили? Как ты думаешь, как бы тебя оценили, обрадовались бы?
Игра “Kindergarten”. Дети говорят всегда непонятно. Давайте
представим, что мы маленькие дети. Чтобы вы сказали о:
Winter
Karussell
Weihnachsmarkt;
Tannenbaum;
Lesezeichen;
Главное - произнести ключевое слово.
«Поиск причин». Каждое событие происходит по какой-либо причине. Выявление, поиск возможных причин - дело сложное и, в плане развития творческих способностей, очень полезное. Один из самых простых вариантов первичного развития этой способности - коллективная игра - «Почему это случилось?». Детям можно предложить несколько не совсем обычных ситуаций, выраженных одним или несколькими предложениями. Например,
“Die Stadt sieht wie eine weisse Marchenprinzessin im Winter aus”.
“Die Kinder machen die Geschenke zu Weihnachnten selbst”.
“Die Kinder freuen sich tiber den Winter”.
Победителем является тот, кто найдет как можно больше причин. Особенно следует обращать внимание на их разнообразие.
На уроках я стараюсь предлагать задания, отвечающие типу мышления. Визуалы получали задания изобразить с помощью тематической группы слов зимний рисунок. Аудиалам старалась дать задания изобразить те или иные понятия с помощью различных интонационных рисунков.
Список использованной литературы
1.Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы-М: Просвещение, 2001;
2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству-М: Знание, 1981
3. Ибряева Т.П. Повышение эффективности обучения немецкому языку на занятиях индивидуального выбора. Иностранные языки в школе -2001 № 6
4. Левит А.Д.Развитие творческих способностей у школьников. Завуч-1999-№6
5. Манеева О.Г. О развитии творческой активности учащихся на уроках английского языка. Иностранные языки в школе-1994-№4
58