СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная рефлексия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная рефлексия как этап современного урока. Рефлексия определяет уровень усвоения материала, эмоциональный отклик ученика на новый учебный материал, помогает учителю выстроить систему помощи и коррекцию усвоения знаний. 

Просмотр содержимого документа
«Учебная рефлексия»

Учебная рефлексия как элемент современного урока.

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • познакомить коллег с понятием рефлексия

  • дать представление о классификации рефлексии

  • показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках

  • создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Ход мастер-класса

Уважаемые коллеги, нам с вами предстоит вспомнить этапы современного урока и особое внимание обратить на роль этапа рефлексии на уроке. Перед вами лежат разноцветные осенние листочки, выберите любой из них. А теперь объединяемся в группы. (5-6 групп по 5 человек)

Актуализация мастер-класса

Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу “Знаю” по данной теме …и отложите.

Таблица для слушателей.

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Рефлексия

 

 

 

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? Заполните таблицу. (Третья графа) Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным. 

1.Структура процесса усвоения учащимися знаний. Составьте, пожалуйста, из карточек цепочку усвоения знаний учащимися. Слайд 2

Особое внимание обратим на процесс осмысления новых знаний. Педагогические задачи учителя на этапе осмысления нового знания

  • проанализировать с учащимися воспринятое;

  • выделить алгоритм – строгую логическую последовательность действий в определении сути изучаемого;

  • дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового самостоятельно с учетом ориентации на определенные содержательные признаки;

  • содействовать развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах;

  • провести рефлексию познавательных действий школьников

Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.

Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

2. Вспомним основные этапы современного урока, запишите фломастером на листочке.

Слайд 3. Современный урок по ФГОС и его структурные элементы

Учитель должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главная задача современного учителя.

Этапы урока по ФГОС в начальной школе

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1

Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2

Проверка выполнения домашнего задания.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3

Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4

Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5

Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Понимание сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6

Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7

Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межпредметных связей.

8

Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9

Подведение итогов.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10

Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11

Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.



 Слайд 4. А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

Слайд 5. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания учебного материала.

Слайд 6. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Целесообразно проводить с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности

Что можно применять?

  • Смайлики; показ большого пальца вверх или вниз. 

  • “Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка”– у меня ничего не получилось. 

  • “Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно.  Светофор.

Перед вами конверт с раздаточным материалом, выберите, пожалуйста, материал для рефлексии настроения и эмоционального состояния.

Слайд 7. Рефлексия содержания учебного материала.

Используется для выявления уровня осознания содержания изученного.

Плюс-минус-интересно”. (автор Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков мышления).

Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

  • В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

  • В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

  • В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

+ (плюс)

- (минус)

(интересно)

 

 

 

Заполните, пожалуйста, таблицу.

Слайд 8. Рефлексия деятельности.

Следующий вид – рефлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

Дерево успеха” – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

Поезд” На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

Слайд 9. Классификация приёмов рефлексии по способу деятельности

1.Устные (ответы на вопросы по содержанию, высказывания учащихся по теме, придумать свой вопрос)

2.Письменные (таблицы, карточки, отзывы, ответы на вопрос, предложение с пропусками, синквейн -пятистишие)

3. Знаковые (различные символы в виде листочков, лучиков солнышка, цветов, сказочных героев, смайлики, сигнальчики, цветные стикеры, хлопки, жесты)

Итог мастер-класса.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса? (заполнить последнюю графу таблицы фиксации знаний).

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Рефлексия мастер-класса.

На доске вы видите поезд с пустыми вагончиками. Я прошу вас поместить стикеры в любой вагончик с названием приёма, который планируете использовать в своей работе.

Вы все профессионалы в своём деле, поэтому вы можете добавить свои приёмы рефлексии на уроках. Я вам желаю увлекательного интересного путешествия с вашими учениками по стране знаний.

Спасибо за сотрудничество.