Учебная рефлексия как элемент современного урока
Учитель начальных классов МАОУ СОШ имени В.И.Пацаева
Сборнова Светлана Михайловна
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся .
Задачи:
- познакомить коллег с понятием рефлексия
- дать представление о классификации рефлексии
- показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
- создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
Структура процесса усвоения учащимися знаний.
осмысление
восприятие
запоминание
Обобщение и
систематизация
применение
Этапы урока по ФГОС в начальной школе
1.Организация начала занятия
6. Закрепление знаний и способов действий
2. Проверка выполнения домашнего задания
7. Обобщение и систематизация знаний
3. Подготовка к основному этапу занятия. Актуализация умений и знаний.
8. Контроль и самопроверка знаний
4. Усвоение новых знаний и способов действий
9. Подведение итогов
5. Первичная проверка понимания
10. Рефлексия
11. Информация о домашнем задании
Рефлексия
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Рефлексия содержания учебного материала
“ Плюс-минус-интересно” . (автор Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков мышления)
• В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
• В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
• В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
+ (плюс) - (минус) (интересно)
Рефлексия деятельности
Вагончики - это этапы урока. Учащиеся помещают смайлики или другие символы в вагончики с этапами урока .
Классификация приёмов рефлексии по способу деятельности
1. Устные (ответы на вопросы по содержанию, высказывания учащихся по теме, придумать свой вопрос)
2. Письменные (таблицы, карточки, отзывы, ответы на вопросы, предложения с пропусками)
3. Знаковые (различные символы в виде листочков, лучиков солнышка, цветов, сказочных героев, смайлики, сигнальчики, цветные стикеры, хлопки, жесты)
Примеры письменных и устных приёмов рефлексии
Спасибо за внимание и сотрудничество!