Русский родной язык
4 класс
Учимся оценивать и редактировать тексты
УРОК 3
Послушайте три текста. Скажите, чем они похожи и чем отличаются.
1. Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся
к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери.
Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети
ей не помогали. От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать.
Лежит она в чуме, детей зовет, просит:
– Детки, воды мне дайте… Пересохло у меня горло. Принесите мне
водички.
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.
Старший говорит:
– Я без пимов.
Другой говорит:
– Я без шапки.
Третий говорит:
– Я без одежи.
А четвертый и совсем не отвечает
Послушайте три текста. Скажите, чем они похожи и чем отличаются.
Сказала тогда мать:
– Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!..
Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери
не заглядывали.
Наконец захотел старший есть – заглянул в чум. Смотрит он, а мать
посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями
покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный клювом ей стал. Вместо
рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Закричал старший сын:
– Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!
Тут побежали дети за матерью, кричат ей:
– Мама, мы тебе водички принесли!
Отвечает им мать:
– Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озерные воды передо мной.
К вольным водам лечу я…
Послушайте три текста. Скажите, чем они похожи и чем отличаются.
Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают.
Меньшой сынок кричит:
– Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!
Отвечает мать издали:
– Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я…
Так бежали за матерью дети много дней и ночей – по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той самой поры
красный мох стелется
Послушайте три текста. Скажите, чем они похожи и чем отличаются.
2. Кукушка – птица, известная практически каждому. Как известно,
она не вьет собственных гнезд и подкладывает свои яйца в чужие гнезда.
Из-за этого факта отношение к птице сложилось неуважительное.
Однако кукушка этого не заслужила. Рацион кукушки составляют
насекомые, особенно личинки. Ее любимая пища – мохнатые гусеницы,
которых не могут есть остальные птицы. Дело в том, что волоски этих
гусениц при переваривании пищи втыкаются в стенки желудка. Такого
рода пища абсолютно не подходит многим птицам.
Уничтожение мохнатых гусениц – несомненная помощь кукушки
родной природе.
Послушайте три текста. Скажите, чем они похожи и чем отличаются.
3. Кукушка – птица загадочная. Только кукушка не вьет гнезда
и не выкармливает птенцов. Потому что сносит она за лето почти два
десятка яичек – где же ей одной с такой оравой птенцов управиться!
Да и несется с большими перерывами: были бы у нее в гнезде сразу
и яички свежие, и взрослые птенцы. И что ей делать тогда: яички высиживать или птенцов кормить?
Вот и подбрасывает кукушка яички в чужие гнезда. Снесет яичко
на землю, в клюв возьмет да и опустит в гнездо или дупло тихонько!
Кукушонок, как вылупится из яйца, сейчас же начинает ворочаться
и все из гнезда выбрасывать: яички так яички, птенчиков так птенчиков.
Пока один в гнезде не останется. Ест он за всех пятерых, что из гнезда
выкинул.
Приемным родителям покоя нет: с утра до ночи носят еду кукушонку. А тот все добавки просит. И скоро становится больше своих кормильцев.
Вот она какая – кукушка.
Как это можно определить?
Чем похожи тексты?
Чем отличаются?
В текстах используются разные языковые средства.
Первый текст – сказка, второй текст –
научная статья, третий – рассказ.
В них рассказывается о кукушке.
Упражнение 5. Работа в группе
Фрагменты трёх текстов о зимнем лесе (сказка, рассказ и статья из энциклопедии) перемешались. Постарайтесь понять, из какого текста каждый фрагмент, и восстановите эти тексты.
СКАЗКА
2 Вот переступает порог лесного царства волшебница Зима, покровительница ледяных ветров и трескучих морозов. Теперь она станет хозяйкой леса и превратит его в спящее царство.
5 Зима сразу же устанавливает свои порядки: засыпает снегом цветущие полянки, укрывает пышным снежным покрывалом деревья, лесные тропинки превращает в непроходимые сугробы, реки стягивает ледяными оковами.
8 Волшебница Зима любит покой и безмолвие, изо всех сил старается она всех усыпить. Сильны её чары, но не на всех они действуют: то дятел своим перестуком нарушит тишину, то зайчата с бельчатами про её запрет на игры забудут.
СКАЗКА
Языковые средства
Олицетворение
Зима переступает порог, она станет хозяйкой, устанавливает порядки, любит покой и безмолвие, старается всех усыпить.
Сказочные персонажи
Волшебница Зима, зайчата с бельчатами.
Волшебные превращения
Превратит в спящее царство, превращает в непроходимые сугробы, сильны ее чары.
РАССКАЗ
1Идёшь по зимнему лесу и не можешь не радоваться. Под ногами сверкает белый нетронутый ковёр из снега, вокруг сказка из белых стволов, глубокие сугробы, синеватые тени кустарников.
4Украшенные белой бахромой стоят рябины, липы, дубы, клёны. Над пнями ажурными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы тонких берёз. В белых шапках ели и сосны.
6Кажется, что зимний лес всегда тих. Но нет-нет да уловит слух негромкие лесные звуки. Раз — и слетит снежная шапка с вершины, нарушит тишину леса, напугает пёстрого дятла и серого рябчика, который тут же скроется в лесной глубине. Кажется, что всё в зимнем лесу замерло, а на самом деле идёт скрытая от людей жизнь.
РАССКАЗ
В рассказе описываются реальные события. Рассказчик описывает прогулку по зимнему лесу. Это текст-описание
Средства выразительности
Эпитеты
Синеватые тени, белый нетронутый ковер,
ажурными белыми арками.
Сравнения, метафоры
Ковер из снега,
белой бахромой, снежная шапка.
Статья из энциклопедии
3 Зимой лес покрыт толстым слоем снега. Если ноябрь ещё не устойчив к снегопадам и снежного покрова не так много, то с приходом зимы выпадает большое количество снега. Уже к началу декабря прирост снежного покрова заметен по высоте сугробов, которые появляются вдоль дорог.
7 Под толстым слоем выпавшего снега природа отдыхает, набирается сил на предстоящий плодородный год. Но под снегом растения не только живут, но и растут
9 Раскопав снег, можно увидеть, что -то тут, то там пробиваются ростки. И в каждом ростке можно различить будущие листочки, слившиеся со стеблем, и даже бутоны цветков.
Статья из энциклопедии
В статье научный стиль речи. На это указывают слова и словосочетания: устойчив к снегопадам, прирост снежного покрова, предстоящий плодородный год, ростки, бутоны, стеблем.
Упражнение 6. Работа в группе
Договоритесь в группе, кто с какой частью текста будет работать. Отредактируйте свою часть текста: найдите лишние предложения; слова, которые нужно заменить; предложения, в которых не очень удачно выражена мысль. Прочитайте друг другу весь текст.
Текст 1
1. Недавно папа рассказал мне одну историю из своего детства. Как-то раз зимой он подобрал на улице замерзающую птицу и принёс домой. Оказалось, что это скворец. Скворец по каким-то причинам не улетел вместе со своими сородичами в тёплые края. Зимой скворец не смог бы выжить в нашем суровом климате. Родители разрешили папе оставить скворца до весны. Видишь скворца — знать, весна у крыльца. Это очень не понравилось кошке, ведь она считала себя хозяйкой дома, а тут появляется ещё кто-то! Из всей семьи только кошке не понравился новый жилец . Скворец беспокойно вел себя, он боялся кошку.
1. Недавно папа рассказал мне одну историю из своего детства. Как-то раз зимой он подобрал на улице замерзающую птичку-невеличку и принёс домой. Оказалось, что это скворец. Скворец по каким-то причинам не улетел вместе со своими сородичами в тёплые края. Зимой скворец не смог бы выжить в нашем суровом климате. Родители разрешили папе оставить скворца до весны. Видишь скворца — знать, весна у крыльца. Это очень не понравилось кошке, ведь она считала себя хозяйкой дома, а тут появляется ещё кто-то! Из всей семьи только кошка была не в восторге
от появления нового жильца. Скворец без слов понял, что лёгкой жизни не будет.
1. Недавно папа рассказал мне одну историю из своего детства. Как-то раз зимой он подобрал на улице замерзающую птичку-невеличку и принёс домой. Оказалось, что это скворец. Скворец по каким-то причинам не улетел вместе со своими сородичами в тёплые края. Зимой скворец не смог бы выжить в нашем суровом климате. Родители разрешили папе оставить скворца до весны. Видишь скворца — знать, весна у крыльца. Это очень не понравилось кошке, ведь она считала себя хозяйкой дома, а тут появляется ещё кто-то! Из всей семьи только кошка была не в восторге от появления нового жильца. Скворец без слов понял, что лёгкой жизни не будет.
Текст 2
В присутствии взрослых членов семьи скворец и кошка вели себя тихо и мирно, чуть ли не раскланивались друг с дружкой. Но как только в комнате оставался только папа, начиналось настоящее цирковое представление. Домашние кошки — умелые охотницы, они легко приспосабливаются к изменяющейся окружающей среде и обладают хорошим зрением. Кошка на полном серьёзе пыталась освоить воздушное пространство, взлетая по шторкам и занавескам в мановение ока к самому потолку.
В присутствии взрослых членов семьи скворец и кошка вели себя тихо и мирно, чуть ли не раскланивались друг с дружкой. Но как только в комнате оставался только папа, начиналось настоящее цирковое представление. Домашние кошки — умелые охотницы, они легко приспосабливаются к изменяющейся окружающей среде и обладают хорошим зрением. Кошка на полном серьёзе пыталась освоить воздушное пространство , взлетая по шторкам и занавескам в мановение ока к самому потолку.
В присутствии взрослых членов семьи скворец и кошка вели себя тихо и мирно, вели себя дружелюбно . Но как только в комнате оставался только папа, начиналось настоящее цирковое представление. Домашние кошки — умелые охотницы, они легко приспосабливаются к изменяющейся окружающей среде и обладают хорошим зрением. Кошка на полном серьёзе пыталась научиться летать , взлетая по шторкам и занавескам в мгновение ока к самому потолку.
Текст 2
Папе казалось, что ещё немного, ещё чуть-чуть — и у млекопитающего семейства кошачьих прорежутся и вырастут крылья, самые настоящие кошачьи крылья, и она сможет легко и непринуждённо летать по комнате. Скворчоночек играл в этих представлениях роль более простую — пташечка перелетала с одного места на другое и едва успевала устроиться поудобнее, как ей снова и снова приходилось сниматься с насиженного места и пускать в ход крылья. Папа говорил, что он мог часами следить за происходящим, не в силах отдать предпочтения ни кошке, ни скворцу.
Папе казалось, что ещё немного, ещё чуть-чуть — и у млекопитающего семейства кошачьих прорежутся и вырастут крылья, самые настоящие кошачьи крылья, и она сможет легко и непринуждённо летать по комнате. Скворчоночек играл в этих представлениях роль более простую — пташечка перелетала с одного места на другое и едва успевала устроиться поудобнее, как ей снова и снова приходилось сниматься с насиженного места и пускать в ход крылья . Папа говорил, что он мог часами следить за происходящим, не в силах отдать предпочтения ни кошке, ни скворцу.
Папе казалось, что ещё немного, ещё чуть-чуть — и у у кошки прорежутся и вырастут крылья, самые настоящие кошачьи крылья, и она сможет легко и непринуждённо летать по комнате. Скворец играл в этих представлениях роль более простую — пташечка перелетала с одного места на другое и едва успевала устроиться поудобнее, как ей снова и снова приходилось сниматься с насиженного места и перелетать . Папа говорил, что он мог часами следить за происходящим, не решаясь признать кого‑то лучшим .
что лёгкой жизни не будет.
что лёгкой жизни не будет.
Текст 3
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Долго ли, коротко ли, а между тем скворец совсем освоился, и в одно расчудесное времечко инициатива перешла от кошки к птичке. Кошка перестала бегать по шторкам, а стала проводить всё своё свободное время в укромном месте: под кроватью. Но как только скворец почувствовал приход весны, он сразу же оставил кошку в покое и улетел по своим птичьим делам. Поминай как звали! А кошка ещё долго и тщательно изучала воздушное пространство, прежде чем вылезти из-под кровати. Отольются кошке мышкины слёзки!
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Долго ли, коротко ли, а между тем скворец совсем освоился, и в одно расчудесное времечко инициатива перешла от кошки к птичке . Кошка перестала бегать по шторкам, а стала проводить всё своё свободное время в укромном месте: под кроватью. Но как только скворец почувствовал приход весны, он сразу же оставил кошку в покое и улетел по своим птичьим делам. Поминай как звали! А кошка ещё долго и тщательно изучала воздушное пространство , прежде чем вылезти из-под кровати. Отольются кошке мышкины слёзки!
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Долго ли, коротко ли, а между тем скворец совсем освоился, и однажды стал побеждать . Кошка перестала бегать по шторкам, а стала прятаться в укромном месте: под кроватью. Но как только скворец почувствовал приход весны, забыл о кошке и улетел на волю. Поминай как звали! А кошка еще долго с опаской смотрела вверх , прежде чем вылезти из-под кровати. Отольются кошке мышкины слёзки!
Запишите в тетрадь одну из частей отредактированного текста.
Диктант «Верно – неверно» Учитель читает высказывания. Если утверждение верное, учащиеся ставят знак «+», если неверное – знак «–».
1. Научный стиль речи употребляется в статьях из энциклопедий.
2. В сказках происходят реальные события.
3. Волшебные герои, волшебные предметы, волшебные превращения – признаки сказок.
4. Средства выразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения – относятся к научному стилю речи.
5. Сказка – это художественный текст.
6. Слова «поэтому», «так как», «таким образом», «потому что»присущи научному стилю речи.
Диктант «Верно – неверно»
+, –, +, –, +, +
Домашнее задание
Продолжить работу над проектным заданием, оформить его.