МБОУ «Гапкинская СОШ»
Русский язык
Урок на тему: «Учимся озаглавливать текст»
2 класс
учитель начальных классов
Костромина И.Н.
2019-2020 уч.г.
Тема: учимся озаглавливать текст.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Цель: отработка умения подбирать заголовок к тексту; развитие умения по заглавию определять основное содержание текста.
Задачи урока: отрабатывать умение подбирать заголовок к тексту; учить определять по заголовку основное содержание текста.
Планируемые результаты:
Предметные. Умение читать и понимать текст, озаглавливать. Умение выделять существенное из текста для определения заголовка.
Личностные. Формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.
Метапредметные. Умение задавать вопросы. Умение принимать и сохранять учебную задачу; строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществлять синтез как составление целого из частей.
Ход урока.
Оргмомент.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
- Сегодня у нас необычный урок: у нас в гостях ваши родители.
- Поприветствуйте, пожалуйста, мам и пап.
Актуализация знаний.
- Запишите в тетради дату.
1) Словарный диктант.
- Приготовьтесь писать словарный диктант. Диктант не совсем обычный: я буду читать вам лексическое значение слова, а вы должны записать слово-ответ. (1 человек работает за доской)
Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении (ветер).
Мужчина по отношению к своим детям (отец).
Крупное молочное домашнее животное (корова).
Огородное растение, растущее обычно кочаном (капуста).
Лесная птица с длинным, сильным клювом, позволяющим долбить кору и древесину и добывать пищу из щелей и трещин.
- Проверка написания.
2) Звуко-буквенный анализ.
- На следующей строке выпишите следующие буквы:
Ветер. Выпишите букву, обозначающую мягкий согласный звук во втором слоге.
Отец. Выпишите букву, обозначающую ударный гласный.
Корова. Выпишите букву, обозначающую глухой согласный звук.
Капуста. Выпишите букву, являющуюся парой по звонкости-глухости букве з.
Дятел. Выпишите букву, находящуюся между двумя гласными буквами.
- Проверка: если вы всё сделали правильно, из выписанных букв у вас должно получиться слово. Какое?
3) На доске слова: текст, смысл, предложение.
- Какая связь между этими словами? ( Текст – это предложения, связанные по смыслу).
III. Постановка проблемы.
- Какого слова не хватает в этом наборе?
- Что помогает нам понять смысл текста, не читая его? (заголовок)
IV. Решение проблемы.
1) Работа с учебником.
а) С.23 упр. 1 (фронтально, устно).
- Прочитайте задание.
- Послушайте текст. ( Текст читает учитель).
- На одном из уроков мы с вами познакомились с текстами о зиме.
- Вспомните, какие заголовки мы называли.
- Запишем их на доске. ( Портниха зима. Снежное покрывало. Красавицы сестрички.)
- Подходят ли записанные на доске заголовки к данному тексту? Почему? (В случае затруднения. Обратите внимание, что заголовок всегда передаёт основную мысль автора.
- Давайте подумаем. С помощью текста человек (автор) передаёт какую-то важную информацию. Этот текст адресован вам, ученикам. Значит, автор хочет, чтобы вы узнали что-то новое. Увидели то, что увидел он, испытали какие-то чувства. Как вы думаете, для чего автор написал именно этот текст, какой была его задача? Что вы почувствовали, узнали?
- Какие заголовки вы можете предложить для этого текста? (записать на доске).
- Объясните, почему вы именно так хотите назвать этот текст.
- Самостоятельная запись заголовков в тетрадь.
б) с.24 упр.2 (работа в парах)
- Прочитайте задание. Выполните задания в парах.
- Фронтальная проверка.
- Вывод. Одни заголовки могут подходить ко многим текстам, а другие – только к конкретному тексту, точно указывая, о чём пойдёт в нём речь.
- Зимние тайны. Подарки матушки-зимы. – любые тексты о зиме.
Снежный городок. В тексте с таким названием обязательно должно говориться о снежном городке.
V. Первичное закрепление.
1) Работа с деформированным текстом.
- Рассмотрите запись на доске.
На доске.
Андрюша быстро подбежал к девочке. Он отогнал собаку. Катюша испугалась и закричала. Вдруг выбежала собака. Катя шла из садика домой.
- Можно ли это назвать текстом. Почему?
- Из данных предложений составь текст.
- Послушаем, какие тексты у вас получились.
- Запиши текст, выбрав наиболее точный заголовок из предложенных.
Дети и собака.
Помог девочке.
Не испугался.
Опасность миновала.
- Проверка. Какой заголовок вы выбрали? Почему?
VI. Итог урока.
Мы с вами узнали...
Мы с вами научились...
Нам было интересно...
Мне было трудно...
VII. Рефлексия (шкала) приклеить магнитики: у меня всё получилось, материал вызвал затруднения, я не смог справиться с трудностями.
-