СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Умножение десятичных дробей на натуральные числа»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе по математике "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Просмотр содержимого документа
««Умножение десятичных дробей на натуральные числа»»

МО «Осинский район»

МБОУ "Улейская СОШ"











Разработка открытого урока математики в 5 классе по теме

«Умножение десятичных дробей на натуральные числа»

(УМК Н. Я. Виленкина)

учителя математики Халтаевой Надежды Николаевны























с.Унгин

2016 г.

Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральные числа

Цели (задачи) урока

  • образовательные:

Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

  • воспитательные:

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



  • развивающие:

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Результаты урока

Предметные

Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний :отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Тип урока, педагогическая технология

изучение нового материала;

По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование урока

Доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация «Умножение десятичных дробей на натуральные числа», карточки, рабочие листы, рабочая тетрадь, физкультминутка,

алгоритм самооценки.

Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Н.Я.Виленкин и др. – 31-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с..


Опорные понятия, термины

Натуральные числа, десятичные дроби, периметр, сумма, произведение.




Новые понятия и связи между ними

произведение десятичной дроби на натуральное число

Контроль, самоконтроль на уроке

Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_29.php

взаимопроверка, работа в парах.


Домашнее задание Прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа стр.204;

На «5»: № 1330; 1331; http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a33971e3-8c54-4923-a567-ab5da7b2d984/HemulBookDecimal.swf

На «4»: № 1330; 1331 придумать рассказ о десятичных дробях

На «3»: № 1330.



Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте! Добрый день, ребята.

Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинаем наш урок.

Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. Я желаю Вам сегодня хорошей работы.

Девиз: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»

Вы завершили изучение темы: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Сегодня на уроке мы продолжим разговор о десятичных дробях, а сейчас проведем математическую разминку.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

- Слайд Папа решил подарить дочери на 8 марта платье ценой 1566,75 руб и куклу ценой 300, 2 руб. Он взял с собой в магазин 1596, 77руб. Верно ли он рассчитал стоимость покупки?

(Нет. Стоимость покупки 1866,95 руб.)

-Где он допустил ошибку? ( Он допустил ошибку при сложении десятичных дробей)

- Сформулируйте правила сложения и вычитания десятичных дробей.

Слайд и на доске

Чтобы сложить десятичные дроби, надо1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой, 2)записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой,3) выполнить сложение, не обращая внимание на запятую, 4)поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.


Чтобы вычесть десятичные дроби, надо 1)уравнять в этих дробях количество знаков после запятой, 2)записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой,3) выполнить вычитание, не обращая внимание на запятую, поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Устно:  Слайд Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить, нельзя помиловать” и “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность ответа. Расставьте в следующих  равенствах запятые: ( работа в парах, карточки на столах)

1) 32 + 18 = 5   3) 42 + 17= 212         5) 63 - 27= 603

2) 3 +108 = 408 4)736 – 336 = 4       6) 57 - 4=17                                

Проверка задания

Слайд Я предлагаю вам решить устно следующую задачу: Дан квадрат со стороной 8 см. Вычислите периметр этого квадрата. (2 способа решения) Проверка решения: 8+8+8+8=32 или 8·4=32

- Предлагаю выполнить следующее задание: (Слайд)

Поле имеет форму квадрата со стороной 1,23 км. Найдите периметр этого поля, применив действие сложения.

Р= 1,23+1,23+1,23+1,23 =4,92км. (запись в тетрадях. Проверка ответов в парах с соседом)

-А как по-другому можно было найти тот же периметр? (Произведением)

-Замените сумму произведением, запишите в тетрадь 1,23·4= и выполните вычисление.

3. Выявление места и причины затруднения

 У кого нет ответа?

-У кого есть ответ? (Записать ответы на доске) Почему получили такой ответ?

 Что нового в задании? ( десятичная дробь умножается на число)

 В чём у вас затруднение? (Мы не знаем, как умножить десятичную дроби на натуральное число)

-Чему вы должны еще научиться? (умножать др.)

4. Построение проекта выхода из затруднения


- Какова цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Умножение десятичной дроби на натуральное число.)


- Запишите тему урока в тетрадь: Умножение десятичной дроби на натуральное число

Цель нашего урока: 1)Узнать правило умножения десятичной дроби на число; 2) научиться это правило применять.

- Я предлагаю вам открыть новое правило самим по плану.

План:

  1. Умножьте длину стороны квадрата на 4, не обращая внимания на запятую;

  2. Сравните свой ответ с результатом суммы;

  3. Поставьте запятую в произведении, как в сумме;

  4. Сравните количество цифр после запятой в множителе и в произведении;

  5. Сделайте вывод.

Работают по плану самостоятельно

Делается вывод(вместе) (на доску и экран)

:чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо1) умножить её на это число, не обращая внимания на запятую. 2)В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

Алгоритм на доске

-Откройте учебник на стр. 204 прочитайте правило, которое дано в учебнике (Читают правило)

-Проверте, правильно ли выполнены действия (Слайд) (1,83·12=21,96; 1, 213·24=2, 9112


5. Физминутка(слайд)

6. Первичное закрепление во внешней речи

Задание выполнить в парах, проговаривая правило (умножим не обращая внимания на запятую 5 на 4 получим 20, в результате отделим, справа один знак запятой, получим 2) помогая соседу по парте.

1) 0,5  4 = 2;

2) 0,8  7 = 5,6;

3) 60  0,03 = 1,8;

4) 5,78  0 = 0; 8)1  92,6 = 92,6

7.Работа по группам с самопроверкой по эталону

Используя данное равенство, выполните следующие задание: 2,57·12, 25,7·12, 0,257·12, 257·0,012, 257·1,2

 Что вам надо сделать? (Выполнить умножение)

 проверять задание будем по эталону для самопроверки Слайд

2,57·12=30,84 25,7·12=308,4, 0,257·12=3,084, 257·0,012=3,084, 257·1,2=308,4 ( в произведении отделить запятой справа столько знаков сколько их в обоих множителях вместе)

 У кого возникли затруднения при выполнении задания?

 В каком месте?

 Почему у вас возникло затруднение?

 Кто правильно выполнил задание?

8. Включение в систему знаний

1309 решение задачи из учебника

9. Создать свой "продукт" деятельности на уроке по новой теме урока.

Придумать простую задачу по теме урока.

10. Проверочная работа

  • выполнение интерактивного задания на компьютере через Интернет по ссылке http://www.matematika-na.ru/5class/index.php

При верно выполненном задании поднять красную карточку, при неверном решении – желтую.

11. Домашнее задание:

№ 1330,1331, п.34 правило

  • дополнительно по электронному учебнику выполнить задания http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a33971e3-8c54-4923-a567-ab5da7b2d984/HemulBookDecimal.swf

или придумать рассказ о десятичных дробях

12. Рефлексия деятельности на уроке по методу "Синквейн"

  • одно существительное, выражающее главную тему урока.

  • два прилагательных, выражающих главную тему урока.

  • три глагола, описывающие действия в рамках темы.

  • предложение, несущее определенный смысл по теме урока.

  • заключение в форме существительного.



Итак, друзья, урок мы провели, Всё сделали мы с вами, что могли и не могли. Желаю к математике вам прилагать старанье. Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!

Литература:

  1. Учебник: Математика, 5 класс. /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд.- 31 – е изд., стер./ М.: Мнемозина, 2013г.

  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a33971e3-8c54-4923-a567-ab5da7b2d984/HemulBookDecimal.swf

  3. http://www.matematika-na.ru/5class/index.php

  4. Дидактические материалы по математике: 5 класс: к учебнику н.Я.Виленкина и др. «Математика.5 класс». ФГОС( к новому учебнику)/М.А.Попов.-М.: Издательство «Экзамен»,2015