СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для совершенствования техники чтения и развития речи учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке приводятся примеры заданий, которые вызывают интерес у учащихся к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для совершенствования техники чтения и развития речи учащихся»

Упражнения для совершенствования техники чтения и развития речи учащихся

1. Столбик слов.

Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.

2. Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка.

А-о-у-ы-и-э, а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э; аоуиэ, аиуоэ.

С-з-ж, ш-ж-с, жа-ча-ща, жба-жбэ.

3. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.

4. Выбрать из данного текста слова, состоящие из 4–5 слогов, научиться их проговаривать.

5. Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).

6. Игра “Фотоглаз”.

Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных учителем, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит учитель, в перечне или нет?

7. Игра “Эхо”.

По одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает это же слово следом. Это упражнение хорошо использовать на первом этапе обучения. Сильный ученик чувствует себя ответственным, а слабый уверен в себе, он уже услышал это слово, ему легче его узнать. Сильный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова.

8. Сравнение скорости чтения известного текста и незнакомого.

9. За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.

10. Чтение за учителем (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).

11. Найти в вторую половину слова

кос – ничий

мо – мент

ко – на

лес – та

ро – вок

го – са

пар – мос

со – тор

вес – род

12. Чтение в ритм.

Дети читают вслух, учитель простукивает ритм. Учащиеся должны за ним поспевать, один удар – одно слово.

Задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению

  • Чтение по ролям

  • Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора

  • Составить вопросы к тексту

  • Учитель читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение

  • Учитель предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.





























Зрительные диктанты

(по И.Т. Федоренко)

В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова – 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8–9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Как проводить зрительные диктанты? На доске пишут 6 предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. Если кто-то из учеников не запомнил предложение, можно посмотреть у соседа. Затем пишут второе предложение, третье и так все шесть. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Если учитель видит, что дети часто заглядывают в тетрадь соседа, т.е. не успевают запомнить предложение, на следующий день работу с данным набором повторяют. И так до тех пор, пока все дети не будут писать предложения самостоятельно. Только после этого можно переходить к другому набору предложений. В среднем, на каждый набор уходит по три дня. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.

Предложения

Число букв

Время экспозиции

1

2

3

4

5

6

Набор № 1

Тает снег

Идет дождь

Небо хмурое

Коля заболел

Запели птицы

Поле опустело

8

9

10

11

12

13

4

4

5

5

5

6

1

2

3

4

5

6

Набор № 2

Трещат морозы

Я ищу землянику

В лесу росла ель

Наступила осень

Дни стали короче

В лесу много берез

12

13

13

14

14

15

6

6

6

7

7

8

1

2

3

4

5

6

Набор № 3

Прилетели птички

Ярко светит солнце

Лида вытерла доску

Весело бегут ручьи

Подул резкий ветер

Зоя прилежно учится

15

16

16

16

16

17

8

8

8

8

8

8

1

2

3

4

5

6

Набор № 4

Дятел долбил дерево

Я хочу посадить цветы

Иней украсил деревья

Без воды цветы завянут

Пролетело жаркое лето

Возле дома посадили ель

17

18

18

19

19

20

8

7

7

7

7

7

1

2

3

4

5

6

Набор № 5

Солнышко светит и греет

Федя решал задачу у доски

Загорелась в небе зорька

На деревьях сверкал иней

Город Киев стоит на Днепре

В лесу собирают землянику

20

21

21

21

22

22

6

6

6

6

6

6

1

2

3

4

5

6

Набор № 6

Зимой река покрылась льдом

Мальчик подарил маме цветы

Дежурные стерли пыль с доски

Колхозники работают на лугу

На огород забрались цыплята

Мы жили возле березовой рощи

23

23

24

24

24

24

5

5

5

5

5

5

 

1

2

3

4

5

6

Набор № 7

Небо покрылось серыми тучами

Дети посадили во дворе акацию

Бабушка купила внуку букварь

Землю согрело теплое солнышко

Моя сестра работает на фабрике

Ласково грело весеннее солнце

25

25

25

26

26

26

4

4

4

4

4

4

 

1

2

3

4

5

6

Набор № 8

Идет дождик

Мы любим наш Киев

Бабушка печет пирог

У Андрея чистая тетрадь

Помогай своему товарищу

Быть здоровым очень важно

10

14

17

20

21

22

5

7

8

10

10

10

 

1

2

3

4

5

6

Набор № 9

Вода в море соленая на вкус

Наша страна борется за мир

Началась большая перемена

Дети ходили в лес за грибами

Руки надо мыть водой с мылом

Красивы улицы нашего города

 

22

22

23

23

23

24

 

7

7

7

7

7

7

 

1

2

3

4

5

6

Набор № 10

Москва – столица нашей Родины

Школьники поливают саженцы

Депутаты съехались на съезд

Надо быть честным правдивым

Звезды сияют на башнях Кремля

Летом наша семья жила на Волге

 

24

24

24

25

25

25

 

5

5

5

5

5

 

1

2

3

4

5

6

Набор № 11

Весело колосится густая рожь

Поля запорошило белым снегом

Мы читали интересный рассказ

Мичурин много и упорно работал

Новые дома растут очень быстро

Из машины вышел наш учитель

 

25

25

25

26

26

26

 

4

4

4

4

4

4

 

1

2

3

4

5

6

Набор № 12

Мальчики принесли сухих веток

В поле поспевает рожь и пшеница

На стройку привезли рамы и двери

Дети всех стран хотят жить в мире

Свежий ветерок повеял прохладой

Сверкнула молния, и загремел гром

 

26

26

27

27

28

28

 

4

4

4

4

4

4

 

1

2

3

4

5

6

Набор № 13

Давно скосили и убрали луга и поля

Белка взобралась на верхнюю ветку

Солнце светило ярко, и дети купались

Травы скашивают во время их цветения

Дедушка Филипп пасет коров

Люблю я в поле встречать восход солнца

 

28

29

30

31

32

32

 

4

4

4

4

4

4

 

1

2

3

4

5

6

Набор № 14

Поднялась за рекой большая серая туча

В далекой тайге живут охотники-эвенки

Все радовались встрече с космонавтами

Разведчики отправились в опасный путь

Дружная семья и землю превратит в золото

Обувь всегда необходимо очищать от пыли

 

32

33

33

33

34

34

 

4

4

4

4

4

4

 

1

2

3

4

5

6

Набор № 15

Зацветет, зазеленеет наш веселый огород

Меж редеющих верхушек показалась синева

Хороши привольныe широкие степи Украины

На смелого собака лает, а у трусливого кусает

Павел и Вика любят читать волшебные сказки

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами

 

34

35

35

36

36

37

 

4

4

4

4

4

4

 

1

2

3

4

5

6

Набор № 16

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси

Сквозь волнистые туманы пробирается луна Школьники готовятся к новoму учебному году

Много работы в яблоневом саду ранней весной

На берегу моря раскинулся спортивный лагерь

Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь

 

36

36

37

37

38

38

 

5

5

5

5

5

5

 

1

2

3

4

5

6

Набор № 17

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел

Пробилась из-под земли вода, и родился родничок

Мы посадили во дворе елочки, клены, липы и березы

Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят

Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит

 

38

39

39

40

41

42

 

5

6

6

6

7

7

 

1

2

3

4

5

6

Набор № 18

На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук

Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры

Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье

По лесной заросшей тропе идет группа туристов

Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом

Советский Союз живет в мире и дружбе с другими народами

 

42

43

44

45

46

46

 

7

7

7

8

8

8