Просмотр содержимого документа
«Урок 2. В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). 8 класс.»
Урок 2. В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
Основное содержание урока.
Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне. Хороводные и лирические песни «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушка как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Развитие представлений о народной песне, частушке. Русские народные песни в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Чтение и составление тезисов статьи учебника. Восприятие народных песен, частушек и их выразительное чтение (исполнение). Прослушивание и рецензирование актёрского исполнения песен. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия народная песня, частушка. Обсуждение иллюстраций учебника.
Содержание урока
I. Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне
Актуализация имеющихся знаний о фольклоре:
— Что такое фольклор?
*Каково происхождение этого слова?
— Каковы характерные особенности устного народного творчества?
(Устная форма существования, коллективный автор — народ, вариативность, исполнение различными сказителями.)
Прокомментируйте каждую из особенностей.
— Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.
— Назовите произведения календарного обрядового фольклора.
Каково их эстетическое значение?
— В чём народная мудрость малых жанров фольклора?
— Какие народные песни вы знаете? В чьём исполнении вы их слышали?
II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные песни»
(после ответов на вопросы формулируется тезис статьи учебника):
— О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника?
(Календарные, лирические, обрядовые, исторические песни, частушки.)
— Какие песни пели в определённые дни года, по народным праздникам?
(Календарные песни.)
Какие виды календарных песен упоминаются в статье учебника?
(Святочные песни: коляда, овсень, виноградье; веснянки; хороводные, игровые, плясовые песни.)
— Назовите виды лирических песен.
(Любовные и семейные песни, песни о вдовьей и сиротской жизни, шуточные песни.)
— С какими обрядами связаны обрядовые песни? Какие виды обрядовых песен вам известны?
(Свадебные песни, причитания, плачи.)
— В чём специфика частушек как особого вида песен?
(Малый песенный жанр, разнообразие тематики, шуточный характер, лирические попевки.)
— Как появились исторические песни? В чём особенности оценки исторических событий в народных исторических песнях?
— Отчёт о составлении толкового словарика историко-культурных реалий и имён исторических деятелей: Святки, коляда, овсень, виноградье, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Степан Разин, Полтавский бой, солдаты Петра, победа над шведами, граф Панин, Суворов, Кутузов.
— В чём своеобразие каждого вида песен? С какими обычаями, трудом, образом жизни связана песня?
Какова цель её исполнения?
Каковы эстетические особенности каждого вида песен?
— Рассмотрите иллюстрации учебника к русским народным песням. Какое настроение они передают? Опишите устно одну из иллюстраций.
III. Практическая работа.
Составление таблицы «Виды русских народных песен».
(Таблица заполняется во время обсуждения статьи учебника)
ТАБЛИЦА «Виды русских народных песен» |
Виды народных песен | Примеры |
Календарные песни | |
Святочные песни: коляда, овсень, виноградье | |
Веснянки | |
Хороводные, игровые, плясовые песни (могут быть календарными и лирическими) | |
Лирические песни | |
Любовные песни | |
Семейные песни | |
Песни о вдовьей и сиротской жизни | |
Шуточные песни | |
Обрядовые песни | |
Свадебные песни | |
Причитания-плачи (причитания невесты, похоронные плачи, плачи по рекруту) | |
Исторические песни | |
Песни об исторических событиях | |
Песни об исторических личностях | |
Частушки | |
Шуточные частушки | |
Лирические попевки | |
Заполнение таблицы примерами завершается дома.
IV. Хороводные и лирические песни «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка, ты
ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…».
Русские народные песни в актёрском исполнении
Групповая работа:
Группа 1. Хороводные и лирические песни.
Подгруппа 1. «В тёмном лесе…».
Подгруппа 2. «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная…».
Подгруппа 3. «Вдоль по улице метелица метёт…».
Подгруппа 4. «Зацветала у лози лоза…».
Подгруппа 5. «И туда — гора, и сюда — гора».
Общий план работы в подгруппах:
1. Прочитайте выразительно текст народной песни.
2. К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.
3. С какими особенностями жизни наших предков связана песня? Грустная она или весёлая? Почему вы так думаете?
4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне?
(Повтор, анафора, постоянные эпитеты, звукопись, параллелизм, обращение.) Приведите примеры.
Какова эстетическая роль этих средств?
5. Прослушайте в актёрском исполнении песни «Зацветала у лози лоза», «И туда — гора, и сюда — гора». Ответьте на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем исполнение песен».
6. Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
Группа 2. Исторические песни.
Подгруппа 1. «Там татары шли».
Подгруппа 2. «Пугачёв в темнице».
Подгруппа 3. «Пугачёв казнён».
Подгруппа 4. «Про Пугача».
Общий план работы в подгруппах:
1. Прочитайте выразительно текст народной песни.
2. К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.
3. С какими событиями истории и историческими личностями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?
4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в исторической песне?
(Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др.) Приведите примеры.
Какова эстетическая роль этих средств?
5. Прослушайте в актёрском исполнении песни «Там татары шли», «Про Пугача». Ответьте на вопросы из раздела «Фонохрестоматия. Слушаем исполнение песен».
6. Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
Группа 3. Частушка.
План работы группы:
1. Прочитайте статью учебника о частушках.
2. Каковы особенности жанра частушек?
3. Прочитайте выразительно тексты частушек из учебника и из практикума «Читаем, думаем, спорим…».
4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в частушках?
(Параллелизм, сравнение, эпитет, антитеза, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения, повторы, рифма.) Приведите примеры.
Какова эстетическая роль этих средств?
5. Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
V. Развитие представлений о народной песне, частушке
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:
Ответы на вопросы 1, 2, 4, 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
И т о г о в ы й в о п р о с:
В чём своеобразие содержания и формы русских народных песен?
Домашнее задание
Подготовить устное сообщение «Русские народные песни».
Завершить заполнение таблицы.
Письменно ответить на вопрос 3 или на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (по выбору учащихся).
Индивидуальные задания.
Выполнить одно из творческих заданий учебника или написать отзыв на одну из иллюстраций учебника к теме «Русские народные песни» (по выбору учащихся).
Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» из разделов «Русские народные песни», «Частушки» (по выбору учителя).
Составить историко-культурные комментарии к преданию «О покорении Сибири Ермаком» (см. следующий урок).
Подготовить историческую справку о покорении Сибири Ермаком.
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017.