Урок 3. Изображение «маленького человека» в повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкина.
Основное содержание урока
Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Фрагменты повести в актёрском исполнении. Пробуждение человеческого достоинства и чувство протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «О „Повестях покойного Ивана Петровича Белкина“». Составление плана статьи. Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Пересказ ключевых фрагментов. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика Самсона Вырина. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Обсуждение иллюстраций и статьи «Дом станционного смотрителя» из раздела учебника «Литературные места России».
I. Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём
Вступительная беседа:
— Какие из «Повестей Белкина» вы уже читали?
— Кто из героев произвёл на вас наибольшее впечатление?
— Чем запоминаются читателю «Повести Белкина»?
— Какие нравственные проблемы поднимает Пушкин в повестях «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель»?
II. Чтение и обсуждение статьи учебника «О „Повестях покойного Ивана Петровича Белкина“» (Приложение 1)
Составление плана статьи:
ТАБЛИЦА План статьи учебника «О „Повестях покойного Ивана Петровича Белкина“» |
Вопрос | Пункт плана |
Почему, по мнению А. Л. Слонимского, «Повести Белкина» «стали первым образцом настоящей реалистической прозы»? | «Повести Белкина» как первый образец русской реалистической прозы |
Почему А. С. Пушкин приписал авторство Ивану Петровичу Белкину? | Наличие вымышленного рассказчика |
В чём заключается «главная черта пушкинской прозы»? | Сжатость и простота изложения в прозе Пушкина |
Почему автор «не вдаётся в подробное объяснение поступков своих героев»? | Изображение живых людей со всеми их противоречиями |
В чём общественное и нравственное значение «Повестей Белкина»? | Пробуждение уважения к человеческой личности |
III. Чтение и обсуждение предисловия к «Повестям Белкина»:
— Вспомните предисловие к «Повестям Белкина». От кого Белкин узнал истории, описанные в повестях «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель»?
— Как в повестях отразились черты их вымышленных рассказчиков?
(«Смотритель» рассказан был ему титулярным советником А.Г.Н., «Выстрел» подполковником И.Л.П., «Гробовщик» приказчиком Б. В., «Метель» и «Барышня» девицею К.И.Т.»)
— Прокомментируйте понятия титулярный советник, подполковник, приказчик, девица.
— Сообщение ученика «Образ И. П. Белкина в предисловии к „Повестям…“» (Приложение 2):
— На какие черты помещика И. П. Белкина указано в предисловии? Почему именно ему Пушкин «доверил» авторство?
— В чём сложность композиции повестей и как в них отразилась точка зрения трёх повествователей: титулярного советника (подполковника, приказчика, девицы), помещика Белкина, А. С. Пушкина? Что даёт этот художественный приём для понимания смысла повестей?
IV. Изображение «маленького человека», его положения в обществе.
Фрагменты повести в актёрском исполнении
Групповая работа:
Группа 1.
Прослушайте в актёрском исполнении начало повести «Станционный смотритель».
Как вы понимаете название повести и эпиграф к ней?
Прокомментируйте слова и выражения роковая книга, князь Вяземский, сребролюбивый, по казённой надобности.
Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Каково было положение станционных смотрителей в России?
Почему симпатии автора на их стороне?
Как в этом фрагменте отразилась психология титулярного советника, помещика Белкина и черты биографии самого Пушкина?
Группа 2.
Расскажите о двух встречах рассказчика и смотрителя до приезда смотрителя в Петербург.
Прокомментируйте слова и выражения шлафрок, почтовый домик, от беды не отбожишься, в разгоне, нагайка, почтовая книга, на паперти, почтмейстер, ротмистр.
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Сравните детали портрета смотрителя во время его первой и второй встречи с рассказчиком.
Что и почему изменилось во внешности и психологическом состоянии Самсона Вырина?
Какими положительными качествами обладал смотритель? Почему он хотел вернуть Дуню домой?
Как в рассказах о Дуне проявились черты характера Вырина?
Какой смысл имеет описание интерьера дома станционного смотрителя?
V. Пробуждение человеческого достоинства и чувство протеста.
Фрагменты повести в актёрском исполнении
Группа 3.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «С этой мыслию прибыл он в Петербург…» до слов «…долго думал я о бедной Дуне».
Прокомментируйте слова и выражения отставной унтер-офицер, по Литейной, молебен у Всех Скорбящих, повеса.
Что чувствовал смотритель, придя к Минскому?
Какие детали портрета говорят о его душевном состоянии?
Почему он отверг деньги Минского и почему пожалел об этом?
Почему смотритель не стал жаловаться на Минского?
Почему Вырин не поверил Минскому, что Дуня счастлива?
Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
VI. Трагическое и гуманистическое в повести
Группа 4.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «Это случилось осенью» до конца повести или прослушайте этот эпизод в актёрском исполнении.
Ответьте на вопросы 5—6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Почему третья встреча рассказчика со смотрителем оказалась такой печальной?
Как Вырина характеризует причина его смерти?
Какова роль пейзажа в этом эпизоде?
Какие мысли автора можно назвать гуманистическими?
Прокомментируйте значение имени Самсон (др.-евр. — солнечный) и фамилии Вырин (выр, др.-рус. — пучина, омут).
VII. Практическая работа.
Составление плана характеристики Самсона Вырина.
Подбор цитатных примеров.
1. Происхождение, возраст и социальное положение Самсона Вырина.
2. Предыстория героя (рассказ о жизни Вырина до знакомства с повествователем).
3. Авторские приёмы создания образа Самсона Вырина:
1) Значение имени и фамилии героя.
2) Появление героя в повести.
3) Портретная характеристика (детали портрета, динамика портрета).
4) Интерьер, мир вещей, характеризующий Вырина.
5) Поступки героя. Ситуации, раскрывающие его внутреннюю сущность.
6) Речь героя, её особенности.
7) Оценка героя другими персонажами.
4. Авторское отношение к герою, способы его выражения.
5. Читательские оценки образа Самсона Вырина и их аргументация.
VIII. Комментарий учителя о сущности литературного образа «маленького человека».
IX. Обсуждение иллюстраций к повести и ответы на вопросы из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».
X. Обсуждение статьи «Дом станционного смотрителя» (см. раздел учебника «Литературные места России»).
Итоговый вопрос:
Ответ на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Домашнее задание
Подготовить устный рассказ о Вырине.
Письменно ответить на вопрос «Какие черты „маленького человека“ проявились в образе смотрителя?»
Прочитать библейский сюжет о блудном сыне.
Устно ответить на вопрос «В чём гуманистический смысл библейской притчи о блудном сыне?».
Индивидуальные задания.
Найти в Интернете иллюстрации к повести «Станционный смотритель», дать им оценку.
Создать свои иллюстрации к повести и подготовиться к их презентации и защите.
Приложение 1
О "ПОВЕСТЯХ
ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА"
Из пояснительных статей
литературоведа А. Л. Слонимского
...Русская повествовательная проза 20-х годов XIX века была малочисленной, бедной и слабой. Были повести этнографического содержания например, из украинской жизни. Были повести из купеческого быта. Были повести и романы исторические, написанные, впрочем, весьма условно. Были первые опыты романтической повести, наполненной картинами неистовых страстей и необыкновенных событий. Но не было повестей, в которых русская жизнь отражалась бы в ее существенных, типических чертах. Этот пробел и был восполнен Пушкиным в «Повестях Белкина», которые явились первым образцом настоящей реалистической прозы...
...В пяти болдинских повестях Пушкин являлся в роли бытописателя, изображающего современную ему жизнь обыкновенных людей, и у него возникло опасение, что издание повестей подобного содержания будет истолковано критикой как падение его таланта. Поэтому он и решил печатать их анонимно, приписав авторство выдуманному лицу — некоему Белкину. Повести вышли в свет в 1831 году под заглавием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. И.».
Главная черта пушкинской прозы вообще и «Повестей Белкина» в частности — это сжатость и простота изложения, из которого не выкинешь ни единого слова, потому что каждое слово на месте и необходимо. Пушкин избегает всяких распространений, ненужных украшений. Его проза - точная, краткая, мужественная, «голая», как однажды выразился Лев Толстой. Всякая мелочь характерна — ведет к чему-то, связана со всем прочим.
Пушкин никогда не вдается в подробное объяснение поступков своих героев. По он всегда угадывает своим гениальным художественным чутьем, как должен поступить такой-то человек в силу своих социальных навыков и других причин, и угадывает безошибочно, так что мы без всяких толкований сразу чувствуем правду, видим живых людей со всеми их противоречиями.
В «Станционном смотрителе» особенно ярко выразился присущий Пушкину дух гуманности.
О «Повестях Белкина» можно сказать, как и обо всей пушкинской поэзии в целом, что они пробуждали в народе уважение к человеческой личности и содействовали этим общественному прогрессу.
Приложение 2
ОБРАЗ И. П. БЕЛКИНА В ПРЕДИСЛОВИИИ К "ПОВЕСТЯМ..."
В. С. Белькинд
Ещё раз о "загадке" И. П. Белкина
Среди пушкинистов до сих пор не утихает спор о том, кто же такой Иван Петрович Белкин и какова его роль в сюжетно-композиционной организации цикла.
Белкин И. П. — это лишь особое читательское восприятие, та призма, проходя через которую, объединяются в общую рамку различные стилевые потоки. Присутствие Белкина (а оно важно для всех рассказов цикла) помогает соотнести на равных началах различные контексты (устный сказ рассказчиков, точку зрения героев, авторское начало) с различными типами читательского восприятия.
Исходя из такой предпосылки, попытаемся предложить еще одно объяснение «загадки» Белкина.
В тридцатые годы, в пору написания «Повестей Белкина», между Пушкиным и читателями нарушается то взаимопонимание, которое существовало ранее. Возникает несоответствие между возможностями читательского восприятия и пушкинским реалистическим текстом, который не укладывается в привычные для читателя представления. Пушкин очень тяжело переживал создавшуюся ситуацию.
Трагическое раздумье об этом становится темой ряда лирических стихотворений 30-х годов, маленьких трагедий. В восьмой главе романа «Евгений Онегин» (завершенной в 1830-м году в Болдине), подводя итоги очень важному разговору ç читателем, поэт высказывает страстное желание найти читателя-друга:
Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Можно предположить, что написанное в это же время предисловие к «Повестям...» от издателя А. П. и сам образ Ивана Петровича Белкина связаны с этим же кругом проблем, которые так волновали писателя. Тогда предисловие получает особый смысл.
Пожилой ненарадовский помещик с его убеждением, что сочинять вообще неприлично, с его ограниченностью, житейским благоразумием, снисходительным отношением к Белкину — представляет тип того массового читательского сознания, которое не донимало и не принимало Пушкина. Реализм повестей, их оригинальность, новаторство воспринимались как «недостаток воображения». Для такого читателя N сюжеты повестей — занимательные истории, страсть к которым питали еще фонвизинские Митрофанушка и Скотинин.
Другой тип читательского сознания находит свое воплощение в образе И. П. Белкина. Это прямая противоположность ненарадовскому помещику, который, сравнивая себя с Белкиным, справедливо считал, что «...ни привычками, ни образом мыслей, ни нравом мы большею частью друг с другом не сходствовали».
Контрастность двух типов читательского сознания заключена уже в эпиграфе, который был напечатан на титульном листе прижизненного издания в 1831 году.
Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
Скотинин. Митрофан по мне. («Недоросль»).
Этот эпиграф, важный для понимания всего цикла, — купированный отрывок из контекста фонвизинской комедии.
Правдин. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Г-жа Простакова. Каково, мой отец?
Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен.
Mилон. Я думаю, не меньше и в истории.
Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
Скотинин. Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне историй. Мастер, собачий сын! Откуда что берется!
Диалог из «Недоросля», процитированный в качестве эпиграфа, воспринимается сегодня односторонне. В полном тексте комедии разговор Правдина и Милона с г-жой Простаковой и Скотининым служил выявлению противоположности между двумя уровнями культуры. Комическая двуплановость возникает из различного толкования значения слова «истории». Для Правдина и Милона «история» — это наука, для Простаковой и Скотинина «история» — это сказки и занимательные байки.
Каждая группа героев имеет свое, как говорит Скотинин «по мне», представление о жизни.
Пушкин оставляет в эпиграфе только одно — митрофановское толкование истории, соответствующее позиции ненарадовского помещика. Но ему было важно показать, что существует и правомерен другой подход и осмысление различных жизненных историй, другая возможность читательского восприятия.
И. П. Белкин — идеальный для Пушкина слушатель и читатель. Воспринимая рассказы различных повествователей, он проникает в их подлинную историческую сущность. Сюжеты повестей для него не побасенки, не истории в духе Вральмана, а реальные эпизоды действительной жизни. Белкин хорошо знает русскую действительность, т. к. «в течение двадцати лет изъездил всю Россию по всем направлениям»; он демократичен, образован. Пропуская сюжеты повестей через такой тип читательского „ сознания, Пушкин добивается их объединения в общую картину жизни России. Образ Белкина возникает как стремление найти понимающего его демократического читателя, активно мыслящего, принимающего новую систему повествования, который за традиционными сюжетами может распознать реальную картину действительности.
Создавая новую реалистическую прозу, Пушкин в «Повестях Белкина» лукаво предлагал читателю такие сюжеты, которые проецировались на известные традиции сентиментально-романтической школы. Однако это приводило большинство читателей к ложному пониманию сюжета повестей в рамках известных канонов. Пушкин же хотел иметь такого реципиента (получателя чего-либо), который бы сумел в рассказанных историях увидеть сложные противоречия действительности, не укладывавшиеся в готовые схемы. Такого читателя в 30-е годы почти еще не существовало. Но мечта о том времени, когда читатель станет подготовленным для понимания новых принципов отражения жизни в литературе, нашла свое отражение в мистифицированном образе И. П. Белкина — читателе-друге, слушателе, способном соединить различные сюжеты воедино, услышанные истории воспринять и осмыслить не как занимательные «сказочки», «анекдотцы», а как высшую правду жизни.
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.