Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивановская средняя общеобразовательная школа»
Урок по обучению грамоте в 1 классе
«Чтение слов с буквой Д»
Учитель начальных классов
МБОУ «Ивановская СОШ»
Чернова Ю.Л.
2014-2015 уч. год
Тема: чтение слов с буквами Д, д. Закрепление изученного.
Цели: способствовать развитию навыков правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения, учить наблюдать позиционные изменения изучаемых согласных, учить понимать текст, придумывать заголовок к тексту, ставить к нему вопросы, работать над развитием связной и грамотной речи, фонематического слуха, воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Ход урока:
Включение в учебную деятельность.
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Как путь не был бы долог,
Иди прямой дорогой,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
- К кому обращены строчки этой песни?
- С какой просьбой? Что это значит?
И я хочу, чтобы вы всегда были добрыми, справедливыми и умели сострадать другим людям, делали добро.
Актуализация знаний.
- С какого звука начинаются такие прекрасные слова как друг, добро?
- Что можете сказать об этом звуке?
- Может ли этот звук быть мягким? Когда?
- Эти звуки звонкие или глухие?
- Какой буквой на письме обозначаются эти звуки?
- Чем звук отличается от буквы?
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Сформулируйте тему. (Чтение слов с буквой Д)
- Какие учебные задачи поставим перед собой? (Учиться читать плавно, выразительно, работать с текстами, учиться озаглавливать текст.)
III. Работа по теме урока.
Поиск слов с изученными звуками [д], [дˊ].
Чтение слов с буквой д.
Упражнения по развитию речи. Составление рассказа.
Объяснение пословицы: «Авось» да «как-нибудь» до добра не доведут.
- О каком человеке так говорят?
- А если человек хорошо выполняет свою работу, как о нём говорят? (Мастер, золотые руки, умелые руки)
- Так говорят только о взрослом человеке? А о детях можно так сказать?
5. (Чтение текста «Умелые руки»)
- Скажите, как вы считаете, всё ли детям позволено в их поведении, или существуют правила поведения для всех и для детей и для взрослых?
- Как нельзя себя вести?
6. (Чтение рассказа на с. 107)
- Правильно ли поступил Денис?
- Почему он покраснел?
- Можно ли без спроса залезать в чужой сад?
- Как озаглавить этот текст?
Физкультминутка.
7. Чтение слов на с. 107 учебника.
- Чем отличаются слоги первой строки от второй?
- От чего зависит твёрдость и мягкость согласных звуков при произношении?
8. Работа с антонимами.
злой – добрый
короткий – длинный
враг – друг
9. работа с таблицей на с. 108.
- Какие буквы вы видите в первом столбце? Дайте им характеристику. (Это парные согласные звуки и буквы. Что это значит?)
- Для проверки написания нужной согласной буквы используем множественное число.
- Рассмотрите картинку. Что видите?
10. Чтение текста «Реки». Почему пароход украшен?
Чтение рассказа по цепочке.
- Сколько предложений? Как обозначено начало и конец предложения?
Обратить внимание на значок-запятую. (Значок показывает, что идёт перечисление чего-то.)
- Что перечисляется? (Названия рек)
- Как пишутся названия рек?
- Прочтите второе предложение. Каким словом можно заменить слово «суда»? (Пароходы, катера, лодки, баржи, речные трамвайчики)
- В столбиках слов над картинкой найдите предметы, которые можно встретить на реке. (Плоты – плот)
- Что встретим в саду?
11. Чтение слов в столбиках с 109.
- Что можно сказать о словах первого столбика?
- Во втором столбике слова родственные?
- Мастер – это профессия?
- Люди каких профессий на картинке?
- Кем работают ваши родители?
- Кем работают взрослые в этом рассказе?
- Кем хотите стать вы?
- Как вы будете работать? (Авось, да как-нибудь, или вы будете мастерами своего дела?)
- А почему это важно?
Загадка.
Кто помогает быть здоровым
Козам, курам и коровам?
Снимает боль, уменьшает жар?
Доктор их – ветеринар.
(Работа с кассой)
- Душу и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
- Дело словом не заменишь.
- Дело хвалится вечером.
- За доброе дело берись смело: сам не осилишь, товарищи помогут.
Игра «Волшебная цепочка».
Как превратить дым в пар.
Дым – дам – дар – пар.
Дом – том – ком – лом – сом
Подведение итогов урока.
- Понравился урок?
- Чем занимались на уроке?
- Что узнали нового?
IV. Оцените свою работу.