МОУ «КОРАБЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ РФ И.В. САРЫЧЕВА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - КОРАБЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНСПЕКТ
УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
В 11"А" КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА: "АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ"
Урок составила и провела
учитель русского языка и литературы
Хромова Ольга Ивановна
г. Кораблино
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны;
показать значение творчества поэтов;
совершенствовать навыки анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия;
помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта;
помочь осознать причины трагического положения истинных поэтов России.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийное оборудование.
Раздаточный материал (4 текста стихотворений + схема анализа)
DVD- проигрыватель и телевизор.
На доске записана тема и название страниц устного журнала.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:
Учащимся заранее даётся задание подготовить сообщение о возникновении понятия «авторская песня», а также создать презентации о жизни и творчестве Б.Окужавы, В.Высоцкого, И.Талькова, В.Цоя.
ФОРМА УРОКА – УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. Скажите, вы любите музыку? А какую музыку вы предпочитаете слушать? (ответы детей)
Сообщение темы и цели урока.
Я предлагаю сегодня познакомиться с авторской песней. Кто-нибудь может сказать, а что такое авторская песня? Как видите, точного определения никто из вас не может дать. Как вы думаете, что же мы должны сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться? (ответы детей)
Мы определим место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; поговорим о значении творчества поэтов; попробуем осознать причины трагического положения истинных поэтов России. Откройте тетради и запишите тему урока. А построим мы наш урок в форме устного журнала.
Изучение нового материала.
Итак, страница первая: «Откуда пошла песня авторская…» (подготовленный ученик рассказывает об истории развития авторской песни)
Примерный рассказ: На исходе 50-х годов в поэзии сложился жанр авторской песни, предполагавший исполнение поэтом своих стихов, положенных им же на музыку, чаще всего под гитару. Одними из первых выделились и стали особенно известны М.Анчаров, Ю.Визбор, Ю.Ким, Н.Матвеева, А.Городницкий и, наконец, Б.Окуджава, которого многие считают родоначальником жанра, хотя хронологически это не совсем точно.
Авторская песня стала выразительной приметой демократизации общественной жизни и культуры после ХХ съезда КПСС. Минуя печатное слово и книжную страницу, а значит, и цензуру, она обращалась к широкой аудитории, численно во много раз превосходившей даже самые большие тиражи поэтических сборников. В этом отношении авторская песня – родная сестра так называемой эстрадной лирики, собиравшей тысячи слушателей на поэтических вечерах в Лужниках.
Присущая авторской песне атмосфера доверительного общения между автором и слушателем была особенно ощутимой на фоне советской массовой культуры тех лет – в частности, эстрадной песни, в поэтическом, содержательном отношении явно уступавшей песне авторской. Преимущество жанра состояло в том, что в нем ставились во главу угла именно стихи, поэтический текст. В сущности, это была особая форма бытования лирической поэзии, воздействие которой усиливалось мелодией, голосом, интонацией. Отсутствие композиторского и исполнительского профессионализма оказывалось в данном случае невольным достоинством, ибо придавало песне особую естественность.
Авторская песня имеет свои истоки в русской культуре. Она связана, во-первых, с традицией так называемого блатного фольклора, получившего широкое распространение в годы “оттепели”, после массового возвращения на свободу узников сталинских лагерей. Вчерашние политзаключенные “привезли” с собой множество лагерных песен. К этому песенному слою примыкал и “интеллигентный фольклор” - стилизации и пародии на уголовные. Песни эти входили в широкий обиход, усваивались массовой средой. Авторы их не всегда афишировали свое имя, ибо такое сочинительство могло обернуться для них большими неприятностями. “Под конец оттепели авторы… осмелели настолько, что имена свои перестали прятать”. Так на смену безымянной “блатной” пришла авторская песня, которая выражала внутренний мир человека, открывшего для себя новые, гуманистические ценности, внутренне переросшего тотальную эпоху. Не случайно этот жанр очень раздражал власть, а лучшие исполнители тех лет, так или иначе, оказывались в опале.
Учитель:
Так в чём же особенность авторской песни?
Что главное в авторской песне?(ответы детей)
Словарная работа (запись в тетрадь).
Вот определение авторской песни, которое было принято официально на семинаре авторов и исполнителей, состоявшемся в 1986 году в Керченском лагере Борзовка.
Самодеятельной /авторской/ песней называются песни, создаваемые в основном непрофессиональными авторами и отличающиеся широтой охвата личных и общественных жизненных явлений, искренностью чувств, социальной правдивостью и активностью, многообразием творческих индивидуальностей, высотой нравственных критериев.
Авторскую песню ещё называют бардовской.
Послушайте слова М.Ангарова: “Бардовская песня – продукт витаминный, но чтобы он принёс пользу, его нужно пережевать и переварить. Это не супчик так какой-то протёртый, который проглотил, и довольно. Тут нужно потрудиться, но зато польза от этого – ощутимая”.
Прокомментируйте эти слова. Как вы их понимаете? (ответы)
А кто же такие барды?
Расскажу вам одну притчу. Давным – давно, ещё до Рождества Христова, жили люди, которые своих мудрых учителей называли друидами. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца – друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение, избранный назывался - Бард. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, нести Свет и Истину. Значит, для того чтобы стать бардом, надо иметь большой житейский опыт, мудрость, знания. Бардовская песня требует большой работы – работы ума, души, чувств, сердца. Поэты-барды надолго остаются в сердцах людей.
Познакомимся с некоторыми из них. Откроем следующую страницу нашего журнала: «У поэта соперников нету…» (творчество Булата Окуджавы)
Учащиеся читают стихотворение «У поэта соперников нету…» и представляют презентацию о жизни и творчестве Б. Окуджавы.
Прослушивание отрывка из «Песни о десятом десантном батальоне».
Листаем наш журнал дальше. Третья страница называется « Я, конечно, вернусь…» (творчество Владимира Высоцкого)
Учащиеся представляют презентацию о жизни и творчестве В. Высоцкого.
Прослушивание песни «Он не вернулся из боя».
Приоткроем ещё одну страничку… «И поверженный в бою я воскресну и спою…» (творчество Игоря Талькова)
Учащиеся представляют презентацию о жизни и творчестве И.Талькова .
Прослушивание песни «Россия».
Ещё одна страничка нашего журнала называется «Звезда по имени Солнце» (творчество В.Цоя)
Учащиеся представляют презентацию о жизни и творчестве В. Цоя.
Просмотр клипа «Мы ждём перемен».
Мы познакомились лишь с некоторыми поэтами-бардами. Находите ли вы, что жребий русского поэта столь темен?
Или же это закономерность? Можно ли что-то в этом изменить?
Песни – это кратчайший путь к сердцу и уму человека. Поэтам казалось, что они не могли высказаться до конца в своих концертах, поэтому выступления на сцене перерастали порой в митинги, полемики, а иногда даже в лекции. Зрителей, приходивших на эти концерты, удивляло сочетание несочетаемого в их творчестве: мягкие, лирические песни о любви звучали на фоне резких политических, кричащей композицией. В этих песнях поэты пытались рассказать о жизни людей в самое страшное время для многострадальной родины, в момент кульминации войны правительства со своим народом. Они считали своим долгом донести до ума и сердца слушателя то, о чем болит и кричит душа.
Работа в группах.
Класс делится на 4 группы. У каждой группы своё стихотворение одного из изученных поэтов, которое учащиеся анализируют по предложенному плану. Затем группы отчитываются о своей работе.
Схема анализа стихотворения:
- Тема и идея.
- О чем размышляет поэт?
- Композиция.
- Герой произведения. Что он чувствует?
- Особенности поэтического языка.
- Эмоциональная окраска.
- Особенности размера, рифмы.
- Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?
- Какое место в творчестве автора занимает это стихотворение?
- Сегодня, ребята, вы познакомились с таким направлением в нашей культуре, как авторская песня. Ваши одноклассники рассказали вам о некоторых бардах. Вы послушали песни и познакомились со стихотворениями. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Что вам понравилось в этих песнях?
- Какую особенность этих песен вы отметили?
6. Домашнее задание.
Стр. 258 – 262;
Письменно ответить на вопрос №12 на стр. 263;
Наизусть выучить понравившееся стихотворение.