Конспект открытого урока
по математике по теме: «Доли»
3 класс
Тема урока: Доля. Сравнение долей.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель:
Познавательные: познакомить с понятием «доля числа»;
Практические: познакомить с тем, как образуются, называются и доли; совершенствовать умение решать задачи.
Общепредметные: обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения деления на доли; работать над устойчивостью внимания учащихся.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, экран, учебник М.И.Моро «Математика» 3 класс.
Для учащихся: учебник М.И.Моро «Математика» 3 класс, круги, квадраты из цветной бумаги, линейка, карандаш.
Ход урока:
Организационный момент. (3 мин)
Добрый день! Улыбнитесь друг другу, тем самым настройтесь на работу и пожелайте друг другу удачи!
У нас сегодня много гостей, повернитесь, поприветствуйте, подарите гостям чуточку своего тепла, своими улыбками.
Внимание!
Давайте, ребята, учиться считать
Делить, умножать, прибавлять, вычитать
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Работа в группах. Я зашифровала пословицы, попробуйте их прочитать (запишите)
- Кто первый желает озвучить? СЛАЙД 1,2 (для проверки)
- Вот видите дорогие мои умники и умницы, оказывается что даже академики сидели, как и вы за партами. - - Ребята, кто такие академики? (слушаю предположения детей)
Академик- научное звание, его присваивают только очень умным людям, которые очень много знают. (если никто не ответил на вопрос)
-Возможно, и среди вас сидят будущие академики. - Как вы думаете, легко ли стать академиком? Что для этого нужно делать? (много читать, развивать свою память, учиться мыслить). Вот сегодня мы этим и займемся. А начнем с математической разминки. И каждый этап урока, будем оценивать себя, обратите внимание, у каждого есть лист самооценки.
Какое высказывание будет девизом нашего урока? (предлагают дети - второе высказывание: «В математику тропинки одолеем без запинки»
- ну что в путь!
Откроем рабочие тетради, запишем число, сегодня 5 декабря, Классная работа.
2. Актуализация знаний. (3 мин)
Форма работы: фронтальная
Математическая разминка (1 ученик у закрытой доски)
- Я буду очень быстро читать задачи, а вы будете их решать, записывая ответы в строчку, через одну клетку, как в математическом диктанте.
- Сколько солнышек на небе? (1)
- Сколько хвостов у 20 коров? (20)
- Сколько ушей у 5 мышей? (10)
- Сколько огоньков у светофора? (3)
- Сколько ног у 4 кошек? (16)
- Сколько цветов у радуги? (7)
Проверка (+ правильно, - неправильно) – эту САМООЦЕНКУ в тетради (после фронтальной проверки на полях тетради) СЛАЙД 3
Постановка проблемной ситуации. (3 мин)
- Прочитайте числа, которые записаны на слайде: СЛАЙД 4
16 28 1/6 78 1/9 65 34 1/3 15
- Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел?
(Да, мы не можем прочитать некоторые числа).
- Почему вы не смогли прочитать данные числа?
(Мы не знаем, как они читаются)
- Вы хотите узнать, что это за числа и как они читаются?
(Да)
Самоопределение темы урока. Знакомство с новой темой.( 4 мин)
- Давайте узнаем. Решите примеры.
Примеры записаны на карточках. Дети выходят( 4 ученика), решают пример, если правильно решили - переворачивают карточку. На обратной стороне написан ответ и буква. Это же задание выполняют все учащиеся в парах.(готовность показывают домиком)
8 х 4 =
9 х 7 =
82 – 35 =
39 +28 =
- Каждому ответу соответствует буква:
47 - Л
32 - И
67 - Д
63 - О
- Поставьте эти числа в порядке убывания.
- Какое слово составили из данных букв? (доли)
-Кто догадался, какая тема урока? (Доли) СЛАЙД 5
-Что такое доли?
-(ответы детей)
-Какие задачи поставим перед собой на данный урок? (узнать что такое доли, как находить их, как читать, как их сравнивать)
На доску, после ответов детей, повесить план (распечатать на отдельный лист) работы на уроке
Узнать
Получать
Читать
Сравнивать (план вывешивается на доску)
5.Объяснение нового материала. (видео файл- часть)
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации Личностные УУД: развитие познавательных интересов
Коммуникативные УУД : строить диалог, выслушивать других уч-ся.
– У вас на партах лежат геометрические фигуры. Как они называются? Прямоугольники и квадрат)
- Приготовьте квадрат и выполняйте действия вместе с ведущим, внимательно слушайте.
(выполняют указания диктора), помогаю примером, индивидуально)
– Покажите ½ долю квадрата, (показывают)
- Как еще можно назвать ½ (половина от целого, доля от целого)
– Сколько равных частей получили? (2)
– Покажите ¼ часть квадрата (показывают),
- А записывают это так: ½ и называют дробью, число снизу показывает, на сколько частей разделили целое, число над чертой показывает сколько частей взяли. СЛАЙД 6,7
- Кто попробует сформулировать правило, что такое ДОЛЯ? (пробуют, корректирую)
– Доля – это часть целого. СЛАЙД 8
- А теперь посмотрите на числа, которые читали в начале урока. Кто сможет прочитать? (читают дети) Читать научились? СЛАЙД 9 САМООЦЕНКА (Читать в плане)
6.Физкультминутка. (1 мин)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп!Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай,
По бокам себя пошлепай,
Мы осанку исправляем!
Спинки дружно выгибаем,
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись,
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись!
7. Отработка чтения долей
Поработаем устно
Внимание, какая фигура на карточке? (называют- круг)
Назовите, какая доля закрашена?
1/6 1/4 1/8 1/3
8.Работа по учебнику. (5 мин)
– Откройте учебник на с.92 задание № 1 под цифрой 2). Прочитает задание Ярослава. Какой алгоритм выполнения задания? (внимательно читаю, выделяю части, выполняю все задания по частям, провожу проверку) ПОМОЩЬ КВАДРАТ НА ДОСКЕ
- О чем говорится?(о квадрате)
- На сколько ОДИНАКОВЫХ частей нужно разделить сначала? (на 6)
- Что еще нужно сделать? ( дальше каждую из 6 частей еще разделить на 2 равные части, т.е на равные половины)
Что мы сейчас научились делать? ПОЛУЧАТЬ ДОЛИ (ВЗАИМООЦЕНКА в тетради)
Сравнение дробей (3 мин)
-Какой пункт плана мы еще не изучили? (не сравнили дроби)
- (видео сравнение тортик) время 1:09
Комментарий к видео ( трот разделили на 5 частей, взяли 1/5, а другой разделили на 10 частей, и взяли 1/10)
-Внимательно посмотрите на доли и скажите 1/5 больше или 1/10 (1/5)
-Кто сможет сделать вывод?
-Вывод: чем больше частей, тем доля меньше.
9. Закрепление изученного материала.(3 мин)
а)На партах полоски бумаги разного цвета.
1 задание желтый цвет
Согните полоску бумаги, чтобы получить1/2 долю( половину), покажите мне.
2 задание салатовый цвет
Из другой полоски образуйте (согните), 1/4 долю ( четверть?), покажите мне
3 задание голубой цвет
Следующую полоску согните на восемь равных частей и покажите мне 1/8.
4 задание
Разложите перед собой части в порядке возрастания:, (это как? От самой маленькой, до самой большой) Какая доля меньше? 1/8 или ½? (1/8)
голубой, салатовый, желтый
- Какое действие мы сейчас выполняли? (сравнивали доли) САМООЦЕНКА
б)Работа с материалом учебника (3 мин)
- Откройте учебники на странице 93. Найдите задание 7. Самостоятельная работа. Проверка СЛАЙД 10 САМООЦЕНКА в тетрадях
10. Итог урока. ( 2 мин)
Вспомним, какой девиз мы выбрали вначале нашего урока?
В математику тропинки одолеем без запинки
- Как думаете, нигде мы не запнулись? Ну, а если у кого то возникли затруднения, то скажу вам, что еще не раз вернемся к долям на других уроках и на геометрии
- Расскажите, что вам больше всего понравилось делать на уроке?
- Что такое доля? (часть целого)
-Чему научились на уроке?
-(делить на доли, сравнивать доли. Какой вывод сделали?
-(Чем больше частей, тем доля меньше)
11 Домашнее задание
С. 93,№ 4
12. Рефлексия
Оцените урок апельсинками смайликами , расположите свой апельсин на ту веточку, какой высоты достиг в изучении темы ДОЛИ.
Спасибо за работу!