Класс | 5 класс |
Предмет | математика |
УМК | Математика. Арифметика. Геометрия 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б .Суворов и др “Сферы”. |
Тема урока | Задачи на части |
Тип урока | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности |
Цель урока | организация деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности формирование умений применять полученные знания в новой ситуации, развитие математического мышления; привлечение к активной деятельности самостоятельной работы, развитие интереса к предмету |
Планируемые результаты | Личностные результаты: формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Метапредметные результаты: создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. Предметные результаты: Понимать: термин «задача на части Уметь: проводить классификацию задач по условию и схеме; научиться составить схему по тексту задачи; применять знания в измененных условиях |
Задачи | формирование познавательных УУД: формирование коммуникативных и личностных УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность; формирование регулятивных УУД развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Методы | по источникам знаний: словесный; по степени взаимодействия учитель-ученик: диалог; относительно дидактических задач: восприятие; относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый |
Межпредметные связи | Окружающий мир |
Технологии | Системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии |
Формы работы обучающихся | Фронтальная, групповая, самостоятельная. |
Организация деятельности обучающихся на уроке: | самостоятельно определяют тему, цель урока; выполняют самостоятельную работу с самопроверкой; ведут диалог, отвечают на вопросы; оценивают себя; рефлектируют. |
Необходимое учебное оборудование | Мультимедиа проектор, компьютер, приложение на электронном носителе |
Дополнительное ресурсы | Задачник Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др.. – М.: Просвещение, 2015 Тетрадь-тренажёр Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Бунимович и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015 Презентация к уроку Материалы сайта http://www.spheres.ru Материалы сайта https://urok.1sept.ru/ |
Образовательные задачи этапа урока | Содержание этапа урока, методы и приемы обучения |
Организационный этап |
Организация внимания школьников. Формулирование вместе с учениками темы урока, его содержания. | - Проверка готовности класса к уроку. - Ответы на возможные вопросы по домашнему заданию. - Повторение темы предыдущего урока. - Побуждение учащихся к целеполаганию, т. е. к формулированию темы и задач данного урока. (Слайды 1-3) В кулинарной книге написано, что для варенья из ежевики на 3 части ягод надо брать 2 части сахара. Сколько сахара надо взять на 9 кг ягод? Попробуйте исходя из условия задачи сформулировать тему сегодняшнего урока. Учащиеся продолжают фразы: Сегодня мы должны: Научиться… Для этого надо уметь: Анализировать и осмысливать… Моделировать… Оценивать, полученный… |
Подготовка учащихся к работе на основном этапе |
Актуализация субъективного опыта учащихся (опорных знаний и способов действий). Постановка перед учащимися учебной проблемы. | Установите соответствие между условиями задач и схематическими рисунками, выполненными по условию задач. (Слайды 4-7) Задача 1. Для компота взяли 300 г яблок, а груш в 2 раза меньше. Какова масса всех фруктов? Задача 2. Для компота взяли 2 части яблок и 1 часть груш, всего 300 г. Сколько граммов яблок и груш в отдельности? Задача 3. Для компота взяли 300 г яблок и груш, причем яблок в 2 раза больше, чем груш. Сколько граммов яблок и груш в отдельности? Учащимся предлагается выделить среди этих задач одну “лишнюю”, а две оставшиеся проанализировать, сравнить их условия и схемы к ним. Что в них общего? Чем они отличаются? Можно ли их отнести к одному типу задач? К какому? (работа в группах) Учащиеся устно решают эти задачи. |
Этап усвоения новых знаний и способов действий |
Обеспечить восприятие и осмысленное усвоение изучаемого материала. Научить учащихся выделять существенные признаки принадлежности задач к данному типу. Содействовать построению самими учащимися алгоритма решения задач. Создать условия для усвоения учащимися этого алгоритма. | Задача 1. В кулинарной книге написано, что для варенья из ежевики на 3 части ягод надо брать 2 части сахара. Сколько сахара надо взять на 9 кг ягод? Кто может предложить решение? (Слайд 8) Используем электронное приложение к учебнику: Интерактивные модули. Задачи на части. (Слайд 9) Задача 2. Для детских новогодних подарков были куплены шоколадные конфеты и карамель, всего – 20 кг. Сколько было куплено конфет того и другого сорта, если карамели взяли в 3 раза больше, чем шоколадных конфет. Моделируя на компьютере краткое условие этой задачи в виде схематического чертежа, выясняем основные признаки задач данного типа: неизвестны две (или более) величины; известны их сумма или разность; известно, во сколько раз одна величина больше или меньше другой. Осмысливая ход решения этой задачи, учащиеся с помощью учителя формулируют алгоритм решения таких задач: Выяснить, какие величины неизвестны; Определить, какая из них наименьшая; Принять меньшую величину за 1 часть; Определить, сколько частей составляет другая величина; Найти, сколько частей приходится на сумму (или разность) этих величин Найти величину 1 части, т. е. значение меньшей величины; Найти другие неизвестные величины. |
Физкультминутка (Слайд 10). |
Этап применения и закрепления новых знаний и способов действий |
Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий. Создать условия для повышения глубины понимания и усвоения изученного материала. Организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных ситуациях. | 1) Придумайте по рисунку (Слайд 11) задачу на части и решите её. 2) Учащимся предлагаются 3 задачи (Слайд 12): 1. В первой пачке 20 тетрадей, а во второй - в 4 раза меньше. Сколько всего тетрадей? 2. В первой пачке 20 тетрадей, что в 4 раза меньше, чем во второй. Сколько всего тетрадей? 3. В двух пачках 20 тетрадей. Во второй пачке тетрадей в 4раза меньше, чем в первой. Сколько тетрадей в каждой пачке? Из этих задач они должны выбрать задачу на части и самостоятельно решить её. Далее следует проверка и самопроверка, обсуждение и коррекция выявленных ошибок. Фронтальная устная работа по решению следующих задач (Слайд13): Петя придумал для Ани задачу: “Дед старше внука в 10 раз, а вместе им 60 лет. Сколько лет деду и сколько лет внуку? Аня подумала и сказала, что такой ситуации быть не может. а) Согласны ли вы с Аней? Почему? б) Исправьте какое-нибудь данное задачи. Предложите разные варианты. Учащиеся с помощью учителя поводят итог этого этапа, подчеркивая, как применяется алгоритм решения задач на части в измененных и новых ситуациях. |
Этап контроля, самоконтроля и коррекции знаний и способов действий |
Выявление уровня и качества усвоения учащимися знаний и способов действий. Выявить недостатки в знаниях, установить их причины. Откорректировать выявленные пробелы в знаниях учащихся в рамках изученной темы. Развивать у школьников способности к самоконтролю и самооценке. | (Слайд14) Решаем задачи из учебника на стр. 76 № 244 № 245 (а) № 247 Дополнительно №250 |
Этап информации о домашнем задании |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | (Слайд 15) Подробные рекомендации учителя по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания. |
Этап подведения итогов урока |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Вернуться к сформулированным в начале урока целям и оценить степень их достижения. |
Этап рефлексии |
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | (Слайд 16) “Незаконченные предложения”. Предложить учащимся продолжить незаконченные предложения. Спасибо за урок! (Слайд 17) |